ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РОССИЙСКИХ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РОССИЙСКИХ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

Сотников Д.А. 1, Филюшкин Р.Ю. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль обучения иностранным языкам в военных инженерных вузах особенно возрастает в наши дни в связи с процессами глобализации, усилением международного сотрудничества, повышением интенсивности информационной деятельности в войсках в условиях внедрения новых информационных технологий, таким образом, особенно актуальным представляется вопрос о традициях изучения иностранных языков в российских военных инженерных заведениях.

Целью работы является рассмотрение традиций изучения иностранных языков в российских инженерных военных заведениях.

Данная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

  1. проанализировать историю создания военно-инженерных заведений в России, особенности обучения;

  2. выявить подходы к обучению иностранным языкам в военных инженерных вузах.

Необходимость в создании военных вузов в России стала очевидной после русско-шведской войны, когда возникла потребность в усилении армии специалистами по фортификации, минированию, оборудованию переправ и строительству мостов. Именным приказом Петра 1 в январе 1701 году в Москве была основана первая военная школа. Среди основных дисциплин, которым надлежало обучать в новообразованной военной школе, были грамота, счет, инженерные науки. Выпускники школы становились «артиллеристами».

В ноябре 1723 года Московская инженерная школа перебазировалась в Петербург. Объединившись с Петербургской, она составила основу новой школы, получившей наименование «Петербургская инженерная школа». Срок обучения в школе был два года, а руководил школой один из образованнейших инженеров того времени - Де-Кулон. В системе обучения особое внимание уделялось предметам, входящим в понятие «инженерного искусства»: арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению и рисованию, рудному делу. Теоретические занятия учеников дополнялись практическими работами.

К концу 50-х годов XVIII века значительно расширялся круг дисциплин, изучаемых в военно-инженерном учебном заведении - гражданская архитектура, география и другие. Большое внимание уделяли преподаванию математических наук, иностранных языков.

Таким образом, к началу 19 века [1819 г.] в России была сформирована система подготовки отечественных военно-инженерных кадров. С их участием осуществлялись все инженерные работы того времени. Инженерная школа готовила специалистов различного профиля: инженеров-строителей, военных инженеров и офицеров инженерных войск, чертёжников, геодезистов, знатоков горнорудного дела. Среди особенностей обучения можно выделить широкий набор изучаемых дисциплин, особое внимание уделялось изучению математических наук и иностранных языков. Отечественная военно-инженерная школа стала авторитетным учебным заведением по подготовке высокопрофессиональных и образованных и культурных офицеров инженерных войск.

Система обучения иностранным языкам в военно-инженерных школах России имеет свою историю. Одновременно с возникновением и развитием инженерной школы развивалось общее образование, в частности обучение иностранным языкам, чтобы со временем занять свое достойное место в профессиональной подготовке российских военных инженеров.

Владение несколькими иностранными языками в совершенстве офицерами инженерных войск было вызвано необходимостью изучать научную литературу по инженерному искусству. Известно, что ранее инженерное дело изучалось за границей, и вся научная литература по инженерному искусству была только на иностранных языках. Посольский, Пушкарский и другие приказы имели большие библиотеки на русском и иностранных языках, в том числе по артиллерийскому, морскому и военно-инженерному делу. Только в 1719 году начинает появляться научная литература на русском языке

О том, что выпускники военно-инженерных школ Российского государства владели в совершенстве несколькими иностранными языками и изучению иностранных языков уделялось большое внимание, свидетельствует тот факт, что во главе военно-инженерной школы, созданной Петром I, в 1753г. был поставлен его соратник инженер-генерал А.П. Ганнибал, один из выдающихся военных инженеров, обучавшийся шесть лет во Франции. Будучи сам образованным и культурным человеком, он поставил дело образования и воспитания российских инженеров на высочайший уровень, сам написал несколько книг по инженерному искусству, преподавал математику, инженерное дело, уделял большое внимание общей инженерной подготовке, в том числе, и изучению иностранных языков, т.к. преподавание велось на немецком, французском, английском языках, а преподаватели были носителями изучаемого языка.

Плодотворное влияние на развитие системы обучения в инженерной школе России оказал П.И.Шувалов, назначенный в 1756 году начальником инженерного корпуса. В частности, при нем, в 1758 году, была создана первая в России объединенная школа для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск. П.И. Шувалов выдвинул проект создания первой военной академии в России и представил докладную записку "О военной науке", в которой обобщил передовые для своего времени принципы военной теории.

П.И.Шувалов требовал подготовки образованных инженерных и артиллерийских офицеров, совершенствовал систему обучения будущих специалистов. Школу укомплектовали лучшими преподавательскими кадрами, преимущественно из русских офицеров, получивших прекрасное дворянское образование, владевших в совершенстве несколькими иностранными языками. П.И.Шувалов увеличил количество учебных предметов, ввел новые дисциплины. Большое внимание уделялось преподаванию математических наук, иностранных языков.

О важности овладения иностранными языками в высших военных училищах Российского государства свидетельствует воспоминания генерала О.Я. Отрощенко, который писал, что «знание иностранных языков для военных было особенно важным, так как в XVIII столетии сочинений по военному делу на русском языке просто не существовало; офицер, вознамерившийся заняться самообразованием, прежде всего должен был освоить немецкий и французский языки» [цит. по: Ивченко 2012].

Достаточно вспомнить в этой связи и тот факт, что выпускник инженерной и артиллерийской школы М.И. Кутузов, будущий великий русский полководец, не только досконально знал и постоянно изучал военное дело, но увлекался историей и литературой, владел тремя иностранными языками: немецким, французским и латинским. Многие великие русские полководцы той эпохи – П.С. Салтыков, П.А. Румянцев, А.В. Суворов – были не только глубокими знатоками военно-инженерного дела, но и высокообразованными офицерами, свободно владевшими несколькими иностранными языками.

С течением времени значение зарубежных источников по инженерному военному искусству стало снижаться, так как появились крупные ученые в этой области в Российском государстве, создавшие отечественную научную базу по инженерному делу, но роль иностранных языков для Российских военных специалистов оставалась по-прежнему высокой.

Достаточно привести имена таких выдающихся военных деятелей в области инженерного военного искусства как генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. автора более 100 научных трудов, статей по вопросам фортификации, форсирования рек и обороны рубежей страны. Д.М. Карбышев пользовался авторитетом как крупный ученый не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами; маршал Михаил Петрович Воробьев, занимавшийся разработкой вопросов тактики действий инженерных войск и полевой фортификации; маршал инженерных войск Виктор Кондратьевич Харченко, внёсший большой вклад в развитие инженерных войск, в оснащение их новой техникой, средствами инженерного вооружения; генерал-полковник Сергей Христофович Аганов, уделявший большое внимание улучшению организационной структуры инженерных войск и их техническому оснащению, выработке эффективных способов инженерного обеспечения боевых действий войск, подготовке инженерных кадров и многих других выдающихся военных инженеров, результатом труда которых явилась разработка и внедрение в военную практику научно обоснованных принципов создания защитных сооружений, решение вопросов полевой фортификации, средств инженерной разведки, переправочно-десантных средств и др., что позволило решать важные задачи инженерного обеспечения боя и операций в современных условиях. Все они были высокообразованными и культурными людьми, знающими иностранные языки, что предоставляло им возможность использовать опыт армий зарубежных государств.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить следующее:

1. К началу 19 века [1819 г.] в России была сформирована система подготовки отечественных военно-инженерных кадров.

2. Отечественная военно-инженерная школа стала авторитетным учебным заведением по подготовке высокопрофессиональных и образованных и культурных офицеров инженерных войск. Сочетание фундаментального естественнонаучного с гуманитарным образованием в российской военной инженерной школе позволило подготовить высокообразованных и культурных специалистов. Среди особенностей обучения можно выделить широкий набор изучаемых дисциплин, особое внимание уделялось изучению иностранных языков.

Список использованной литературы.

1. Ивченко Л.Л. Кутузов. – М.: Молодая гвардия, 2012 // Военная литература: URL: http://militera.lib.ru/bio/ivchenko_ll01/index.html

2. Комарова А. А. Сравнительный анализ систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США. – Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. - Н. Новгород, 2003 // НАУКА/ПЕДАГОГИКА: URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sravnitelnyy-analiz-sistem-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-voennyh-vuzah-rossii-i-ssha#ixzz2oPchw27S

3. Миркискин В. Несломленный генерал // Независимое военное обозрение. – 2003 // Независимое военное обозрение. Интернет версия // URL: http://nvo.ng.ru/history/2003-11-14/5_karbyshev.html

4. А.Б. Шевчук. 300 лет инженерным войскам России // Виртуальный музей инженерных войск: URL: http://sapper-museum.narod.ru/engineering-history-2001.html

Просмотров работы: 1895