ВВЕДЕНИЕ
Основной целью данной научной работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и каким образом происходит контроллинг на мебельном предприятии.
Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в которой функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.
На предприятии контроллинг выполняет различные функции: постановка целей, текущий сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление функций оперативного контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, их оценка и анализ, а также создание возможных вариантов управления, позволяющих в итоге оптимизировать затраты и финансовые результаты. Руководству необходимо всегда иметь информацию о показателях фирмы в удобном для анализа и принятия решения виде в условия жесточайшей конкуренции и нестабильности законодательных решений правительства.
Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обусловливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальными становятся учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.
Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательский подход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям, которые проводят инжиниринговые исследования и реинжиниринг организационных структур, тесно увязывая их с проектируемыми бизнес-процессами и добиваясь при этом реального выигрыша во времени и экономического эффекта.
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезными стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Именно владение достоверной и актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий и организаций, независимо от их организационно- правовой формы.
1 ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА
СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФУНКЦИИ И
ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА
Слово «контроль» как и слово «власть» вызывают отрицательные эмоции. Для многих людей контроль характеризуется с ограничением, принуждением, отсутствием самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Контроль относится к числу тех функций управления, которые понимаются чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это правильно. Один из аспектов контроля действительно состоит в подчинения чему-то. Однако сводить контроль к ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Система контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. [1]
Контроллинг - система экономических инструментов для эффективного управления организацией, с помощью которых можно определить его цели и постоянно следить за уровнем их развития. Разные предприятия ставят перед собой различные задачи. Именно поэтому контроллинг призван обеспечивать разнообразные инструменты для контроля за их производственно-хозяйственной деятельностью. Так как не существует набора средств, одинаково успешных на всех предприятиях. Работник на предприятии постоянно сравнивает достигнутые результаты с плановыми показателями. Поэтому он в любое время может установить реальное положение предприятия и соответствие намеченному курсу. Контроллинг обеспечивает стабильность и долгосрочное существование предприятия. Управление и достижение целей происходит внутри управляющей системы предприятия. Работа данной системы по заданному курсу свидетельствует о ее нормальном развитии. [2]Можно выделить основные задачи контроллинга:
- информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
- регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
- выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
- планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
- контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
- управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).
Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга:
1. Пользовательские задачи:
- планирование и контроль расчетов;
- планирование и контроль целей;
- стратегические планирование и контроль;
- оперативные планирование и контроль;
- координация планов;
- учет и отчетность;
- информация:
- формирование внутренней;
2. Организационные задачи:
- принятие решений;
- участие в принятии решений.
В основе цикла регулирования контроллинга лежит следующий процесс: целеполагание - идеальные и реальные цели; планирование - стратегическое и оперативное; сравнение сделанного и намеченного; анализ выявленных «узких мест» деятельности организации, ее экономического роста, анализ отклонений от плана; корректирующие мероприятия, управление, инновации.На предприятии можно выделить общие и специальные цели контроллинга. Общие цели всегда совпадают с целями организации, так как они ими и определяются. Общие цели контроллинга выражаются в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности, производительности организации, в минимизации затрат предприятия и т.п. Поэтому, следует уделить внимание рассмотрению специальных целей и задач контроллинга на предприятии.
В общем виде специальная цель деятельности службы контроллинга заключается в обеспечении эффективной системы управления предприятием с помощью информационно-аналитической и методологической поддержки руководителей всех уровней предприятия в процессе принятия ими управленческих решений, направленной на гарантированность достижения основных целей предприятия. Поддержка эта осуществляется с помощью специальных финансовых инструментов: методов учета, анализа и расчета затрат, планирования и бюджетирования, контроля за системой, выявления и анализа отклонений факта от плана.
В функцию контроля входят:
- сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности предприятия.
- сравнение результатов с стандартными показателями, выявление отклонений и анализ этих отклонений;
- разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленных задач.
Как видно из целей, задач и функций контроля, система контроля — это очень сложный процесс, важными частями которого являются все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия. Система контроля — это организация внутри организации, при правильном руководстве которой можно качественнее и быстрее достичь своих целей.
1.2 ВИДЫ КОНТРОЛЛИНГА
В зависимости от целей и задач можно выделить стратегический, тактический и оперативный контроллинг.
Они имеют похожую структуру задач и функций. Различия между ними лежат в области конкретных методов их осуществления.
Стратегический контроллинг не ограничен временным промежутком, то есть он имеет долгосрочную перспективу. Оперативный контроллинг распространяется на короткие и средние промежутки времени от 1 до 3 лет.
Содержанием стратегического контроллинга является стратегическое планирование, стратегический контроль и стратегическое информационное обеспечение с ориентацией на развитие и прогноз. Оперативный контроллинг включает оперативное планирование, оперативный контроль и оперативную информацию с ориентацией на контроль результата.
Тактический контроль. Направлен на анализ тактических планов организации. Он осуществляется как в целом по предприятию, так и по ключевым подсистемам. Периодичность совпадает с длиной периода, на который составлены планы тактического развития. Главная задача контроллинга: выявление отклонений от стандартов и проведение необходимых мер.
Оперативный контроль осуществляется по периодам характерным для проведения отдельных проектов или работ. Он включает контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг, и выполнение всех видов процессов организации.
Оперативный контроль в свою очередь подразделяется на следующие виды:
Предварительный (упреждающий), осуществляется до фактического начала работы. Основным средством осуществления является реализация правил и процедур. Используется в трех основных областях: По отношению:
к человеческим ресурсам (Анализ профессиональных знаний, и навыков, отбор наиболее квалифицированных кадров.); материальным ресурсам (Выработка стандартов минимально допустимых уровней качества); финансовым ресурсам (обеспечение уверенности в средствах и установление предельного уровня затрат.)
Текущий (производственный). Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Руководитель воздействует на систему, внося вовремя изменения. [3]
Главными различиями между стратегическим и оперативным контролем являются:
1) объекты планирования и контроля при стратегическом же они различны, при оперативном контроле совпадают;
2) формы контроля доминируют в оперативной области, в стратегическом контроле преобладают формы внутренней организации в виде самоконтроля;
4) стратегический контроль ориентирован на отдельные события и действует как постоянный, непрерывный процесс, а оперативный контроль осуществляется дискретно, в определенные промежутки времени, преимущественно как контроль времени.
Таким образом, внедрение инструментов оперативного и стратегического контроллинга повышают эффективность планирования, организации и анализа деятельности организации за счет повышения оперативности и точности обработки информации.
Оперативный и стратегический контроллинг связаны. Изменения во внешней среде оказывают сильное влияние на стратегический контроллинг.
1.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯКонтроллинг – это информационно-аналитическая помощь принятия решений. В свою очередь, информационные системы управления являются компьютерной поддержкой контроллинга. Контроллинг является основным источником информации для управления предприятием. Цель информационной поддержки контроллинга – обеспечить информацией о текущем состоянии предприятия и спрогнозировать последствия изменений внутренней или внешней среды.
Информационные технологии организации применяются в управлении деятельности структур и объектов, финансовыми, информационными, материальными потоками, рабочими местами и коллективами людей.
Спрос на информацию и информационные услуги в сфере экономики и управления обеспечивает развитие, распространение и эффективное использование информационных технологий ( ИТ ). Создание современных технологий немыслимо без использования разнообразных технических средств.
Стратегические цели информационных технологий — обеспечить развитие бизнеса, его управляемость и качество, конкурентоспособность, снижение стоимости выполнения бизнес-процессов.
Информационная технология — это последовательность операций, производимых с информацией и использованием средств, методов автоматизации. Операциями являются простые действия над информацией. К технологическим операциям относят: поиск, сбор и регистрацию информации, ее передачу, ввод, анализ, обработку, вывод, хранение, накопление, прогноз, принятие решений. Средства и методы автоматизации включают технику, программы, способы и подходы в организации информации, информационных систем и технологий, в обслуживании людей.
Рисунок 1– Состав процедур и операций информационной технологии
Технологии различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации, надежностью их выполнения. Надежность реализуется качеством выполнения основных операций и наличием контроля. Кроме того, организация информационных технологий определяется рядом факторов. Главные из них – объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта, управления, соответствие временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов.
Для удобства проектирования и управления технологические операции объединяют в процедуры или этапы обработки и преобразования, т.е. в более укрупненные элементы технологического процесса. Например, процедура сбора и регистрации первичной информации включает ее доставку, сбор, передачу регистрацию на машинном носителе или бумаге, ввод в систему, контроль ввода. При этом должны быть обеспечены достоверность, полнота и своевременность процедуры. Особенность процедуры в ее низкой степени автоматизации, так как может присутствовать клавиатурный ввод, который отличается большими трудозатратами и ошибками.
Процедура передачи информации включает кроме самой передачи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных. Отличается эта процедура способами передачи (почта, каналы связи, транспортные средства), разнообразием средств передачи, организацией процесса передачи. Высокая степень автоматизации этой процедуры достигается дорогими способами, но технология в целом становится более эффективной.
Процедуры обработки информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер. Процедуры обработки включают: операции ввода информации в систему, ввода, обработки, вывода результатов, отображения результатов и их контроля. Все операции выполняются автоматически.
Обработка отличается разнообразием видов и форм представления информации: символы, текст, таблицы, базы данных, изображения. Принципы, методы и средства организации информации порождают разнообразие современных технологий. Например, технологии мультимедиа, нейрокомпьютерные технологии, распределенные и сетевые технологии и др. Результатом обработки информации является обслуживание пользователей для различных сфер управления.
В составе процедуры выполняются операции хранения, запроса, поиска данных, контроля, выдачи информации, формирования или отображения сообщения.
Процедура анализа, прогноза, принятия решений — это сложная, операция выполняется человеком на базе подготовленных данных, знаний, их моделей, альтернативных решений.
Процедуры обработки могут различаться в зависимости от форм и видов данных. Организация обработки информации, в виде баз данных, сигналов, речи, звуков, документов, изображений имеет свои особенности и специфику, которые должны быть известны пользователю-экономисту. В экономической деятельности наиболее распространено цифровое и буквенное отображение информации: документы, тексты, таблицы, файлы, базы данных и др. В информационных технологиях экономической деятельности широко используются изображения, речь, звуки, сигналы и т.д.
1.4 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА
Для изучения контроллинга используются специфические приемы исследования. К таким методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация.
К числу специфических методов применяемых в контроллинге относятся:
1. АВС - анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС – анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:
1) А – задачи выполняются одним из руководителей, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).
2) В – задачи – это также важные задачи, но их можно передать компетентным сотрудникам.
3) С – задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо поручить, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач.
При АВС- анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют значимости этих работ.
На выполнение А-задач требуется примерно 5% времени. Значимость А- задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.
В- задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.
С- задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.
Инструменты контроллинга.
Теория принятия решений служит для описания и формирования процесса управления, если в качестве главных направлений деятельности организации рассматривать планирование, управление и контроль. Планирование занимает в теории принятия решений главное место и представляет собой повторяющийся процесс принятия решений. Процессы планирования и контроля во многом зависят от специфики управления на предприятии и связаны с принятием руководителями на себя определенной ответственности. Поэтому теоретическую базу процесса управления образуют также психология, философия и предпринимательская этика.
Предприятие можно представить, как очень сложную открытую социально- техническую систему, связанную отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят товары и услуги для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы предприятия (персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ. Под реальными благами понимается преимущественно информация и материальные блага. Поскольку для промышленного предприятия характерно производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг. Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без потоков товаров и денег. Потоками товаров, также денежными потоками можно управлять с помощью информационных потоков. Промышленное предприятие можно рассматривать как элемент народного хозяйства с названными выше входными и выходными потоками.
2 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЛИНГА НА
ОАО ХК «МЕБЕЛЬ ЧЕРНОЗЕМЬЯ»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ХК «МЕБЕЛЬ
ЧЕРНОЗЕМЬЯ»
Истоком холдинга является райпромкомбинат Железнодорожного района, созданный в феврале 1943 года из небольших производств, не имеющих ничего общего с деревообработкой.
С учетом запросов жителей Воронежа в послевоенное время услуги райпромкомбината менялись, совершенствовалась система управления, постепенно внедрялись деревообработка и производство мебели, так:
1966 год – выпущено первое изделие мебели – диван-кровать «Ладога».
1968 год – предприятие полностью перепрофилировано на выпуск мягкой мебели, ему присвоен статус – Воронежская мебельная фабрика. В ассортименте появляются: диван-кровать «Малютка», кресла-кровати.
1976 год – начало технического переоснащения и реконструкции производства. Предприятие становится базовым по выпуску черновых мебельных заготовок и листовых материалов для 5 областей Черноземья и именуется – Воронежский комбинат мебельных деталей (ВКМД).
До 1992 года ВКМД производил в основном мебельный щит, облицованный синтетическим шпоном, матрацы двусторонней мягкости, мягкую мебель.
Переход к рынку, ломка всех старых связей заставили изменить стратегию предприятия. С этого момента осваивается производство корпусной мебели.
Начиная с 1993 года, постоянно увеличивается выпуск корпусной и снижается объем выпуска мягкой мебели. 1996 год – предприятие ориентируется на выпуск корпусной мебели, облицованной пленками и натуральным шпоном и мебели из натуральной древесины.
В 1997 году на базе объединения «Воронежмебель» учреждается ОАО Холдинговая Компания «Мебель Черноземья».
1997-2005 год Холдинговая компания «Мебель Черноземья» объединяет в своем составе не только производственные предприятия по выпуску изделий мебели, но и порядка 50 фирменных торговых салонов, расположенных в 20 регионах России.
В 2006 году совместно с итальянскими коллегами в Воронеже создано новое предприятие «INVAGO». Салоны VIP-мебели "INVAGO casa di mobili" - это удачное воплощение итальянской респектабельности и российской любви к хорошим традициям.
В 2011 году «Мебель Черноземья» создает новый бренд - модульную программу гостиных и спален различных компоновок «Стиллс». Эта серия, ориентированная на вкусовые пристрастия молодой, динамичной аудитории, выгодно отличается демократичной ценой. Стильная и яркая мебель, объединенная узнаваемым декоративным элементом, уже оценена по заслугам, став лауреатом престижной премии «Кабриоль».
2000-2013 года - география нашей работы охватывает всю страну и включает в себя не только фирменные салоны в различных городах России, но и представительства в 75 регионах.
Холдинг «Мебель Черноземья» - один из лидеров мебельной промышленности России. Крупный производственно-технический комплекс, оснащенный самым современным оборудованием для производства красивой и качественной мебели.
Среди почетных клиентов компании - Администрация Президента РФ, министерство путей сообщения РФ, министерство здравоохранения РФ, санаторно-курортные и учебные учреждения, областные и городские администрации различных регионов России.
Созданная в 97 году на базе Воронежского комбината мебельных деталей – сегодня компания в числе первых по объему выпускаемой продукции и широте охвата торговой сети. Собственная торговая сеть холдинга насчитывает 55 фирменных мебельных салонов в 18 крупных городах России. Кроме того, активно функционирует и развивается разветвленная оптовая сеть торговых представительств, насчитывающая более 200 торговых партнеров во всех регионах России от Петропавловска на Камчатке до Калининграда, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
«Мебель Черноземья» является ежегодным победителем престижных конкурсов и обладателем наград отечественных и международных выставок. Это награды за качество, экологичность, за широкий ассортимент, оригинальный дизайн и многие другие.
Самой почетной из всех наград является “Российская кабриоль” - ежегодная Национальная Премия в области промышленного дизайна мебели, олицетворяющая собой своеобразный бренд стиля, качества, комфорта изделия. Среди достижений «Мебель Черноземья» таких премий уже восемь.
«Российскую кабриоль» в разные годы получали: наборы мебели для общих комнат «Сильвер», «Мурано», «Новелла-61», «Наполи», «Люксор», «Палермо», мебель для спальни «Лаура», «Элеганца», мебель для кухни «Афродита», спальня «Мартель» и другие.
Поставив своей целью выпускать мебель исключительного дизайна и высокого качества, с применением натуральных материалов и новейших технологий, компания успешно следует в выбранном направлении на протяжении многих лет. [4]
2.2 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА НА ОАО ХК
«МЕБЕЛЬ ЧЕРНОЗЕМЬЯ»
За последние двадцать лет на многих промышленных предприятиях подходы к организации управленческого процесса принципиально не менялись, несмотря на огромные изменение внешних и внутренних экономических условий. В современной динамично изменяющейся деловой среде к промышленным предприятиям предъявляют следующие основные требования:
● максимальная гибкость;
● выпуск разнообразного ассортимента при высоком качестве и по конкурентоспособным ценам;
● повышение требований к системе менеджмента качества;
●предоставление широкого комплекса гарантийных и послегарантийных услуг;
● уменьшение времени выхода новой продукции на рынке;
● сокращение сроков приема и исполнения заказов;
● расширение производственных и торговых площадей;
● использование передовых технологий и разнообразных каналов распространения.
Существенно возрос объем информации о внешних и внутренних экономических факторах, усложняющих управление предприятием.
Предприятие, ориентирующее на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности, сталкивается с необходимостью использовать современные методы управления, которые позволяют объективно оценивать результаты различных направлений его деятельности. Без анализа и оценки эффективности процессов управления невозможно отслеживать результаты деятельности предприятия, выявлять благоприятные пути решения поставленных задач. Поэтому внедрение контроллинга на промышленных предприятиях является одним из важных условий их долгосрочного существования в рыночной среде. При этом особое значение имеет стратегический контроллинг, который направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия.
Стратегический контроллинг — это современная концепция управления, которая призвана обеспечить непрерывную систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки и координации процессов стратегического планирования, формирования стратегии, контроля ее реализации, а также качественно новый уровень для принятия стратегических управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятия в долгосрочной перспективе.
Стратегический контроллинг — важнейшая составная часть интегрированной системы контроллинга, управляющая внешней средой, стратегическими факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. В целом система стратегического контроллинга на промышленных предприятиях призвана решать следующие задачи:
● поддержка формирования целей предприятия, ранжирование стратегических целей;
● мониторинг стратегических показателей, в том числе отдельно по внешней среде и по потенциалу предприятия;
● первичная фиксация критических стратегических позиций организации во внешней среде;
● первичный поэлементный анализ стратегических факторов;
● участие во вторичном стратегическом анализе;
● разработка альтернативных стратегий и планов; выбор критериев оптимальности стратегий;
● контроль процесса реализации корпоративной стратегии с целью выявления причин отклонений;
● анализ влияния отклонений во исполнение стратегических планов;
● выявление новых возможностей и внесение корректив в стратегические планы;
● создание и развитие информационного обеспечения стратегического управления;
● мотивация персонала на достижение стратегических целей;
● координация всех этапов стратегического управления как процесса в целом.
Многие руководители отечественных предприятий еще не в полной мере осознали, что изменение бизнес-процессов превращается в практику повседневной жизни, а без эффективной стратегии, без сбалансированной системы стратегического планирования, анализа, контроля, учета, без методологии стратегического контроллинга невозможно результативно управлять.
Для обоснования целесообразности формирования системы стратегического контроллинга в организациях применяется эвентологическая теория. Она используется для того, чтобы взглянуть на проблемы с событийной точки зрения, что привело к неожиданным новым постановкам задач, которые оказалось возможным решить с помощью эвентологических методов и, следовательно, дополнить и усовершенствовать каждую из теорий.
В качестве одного из возможных путей обоснования необходимости внедрения стратегического контроллинга на промышленных предприятиях используютметодику эвентологического скоринга (э-скоринга), технология которого заключается в определении интегральной вероятностной оценки наступления целевого события на основе вероятностного множества распределения.
Дитгером Ханом была разработана научная теория, которая, заключается в установлении общих черт и частных событийных закономерностей, которые присущи существованию разума и материи во всех событийных проявлениях и свойствах, распространении и развитии множеств событий, связанных событий друг с другом и т.д. Также данная методика предполагает индивидуальную настройку параметров модели, необходимых для решения различных управленческих задач.
Методика была апробирована на крупнейшем мебельном предприятии России — ОАО ХК «Мебель Черноземья».
При проведении данной методики на ОАО ХК «Мебель Черноземья» были выявлены серьезные проблемы в системе управления предприятием:
● наличие на предприятии сложных и хитроумных систем защиты учетной информации, дублирующих баз данных, нескольких вариантов отчетности, противоречащих друг другу;
● информационная поддержка системы управления ориентирована только на бухгалтерию, а не на нужды конкретного пользователя;
● мониторинг среды носит сугубо направленный характер, а также находится в ведении одного отдела, что значительно сужает возможность раннего обнаружения «слабых» сигналов;
● непрозрачность бизнес-процессов, недостаточная эффективность и несистематичность процедур стратегического планирования;
● на предприятии отсутствует подразделение, в котором накапливалась бы и анализировалась информация о ходе реализации стратегического процесса;
● организация под определенного человека некоторых служб, т.е. первична не функция, а человек с его способностями и возможностями;
● наличие множества заместителей генерального директора и директоров с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности;
● должностные инструкции и положения о подразделениях и отделах не разрабатываются, а используются типовые документы (в них вносится название организации и документ утверждается);
Таким образом, автором была выявлена реальная потребность в формировании системы стратегического контроллинга на ОАО ХК «Мебель Черноземья».
Иными словами, можно утверждать, что на ОАО ХК «Мебель Черноземья» с целью повышения управляемости необходимо внедрение стратегического контроллинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Опыт успешно функционирующих и развивающихся предприятий показывает, что в современных условиях необходимо, с одной стороны, все в большей степени ориентироваться на желания клиентов, а с другой - постоянно повышать результативность работы самого предприятия. Совместить эти два требования непросто. Необходима модель построения организационной структуры управления, позволяющая выигрывать как клиентам, так и предприятию. Если в недавнем прошлом на первом месте стояло производство продуктов, то теперь эту позицию занимают клиенты: надо не искать под новый продукт клиентов, а заранее адаптировать его к желаниям потребителей.
Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе.
Деятельность по развитию ОАО ХК « Мебель Черноземья» направлена на оптимизацию процессов, и предусматривает:
-улучшение продаж,
- эффективную загрузку производственных мощностей;
-повышение производительности труда.
Практическое применение системы и инструментария контроллинга ведет к повышению качества и эффекта деятельности не только отдельных звеньев, подразделений и служб предприятия, но и всей его системы в целом, открывая большие конкурентные преимущества перед теми, кто к контроллингу пока не прибегает.
Наибольший эффект применения контроллинга обеспечивает его комплексное применение по всем функциям управления. Однако научно обоснованная комплексно-интегрированная программа контроллинга в практике деятельности отечественных организаций пока не разработана, а в зарубежных компаниях встречается крайне редко. Как правило, контороллинг охватывает реализацию отдельных функций или их различных сочетаний.
С помощью контроллинга реально успешно решать большинство финансовых проблем, в частности, укрепление платежной дисциплины структурных подразделений предприятия, формирование центров прибыли и внедрение бюджетирования, повышение качества управления затратами, регулирование денежных потоков организации, устранение неконтролируемой дебиторской задолженности, пополнение оборотных средств, укрепление платежной дисциплины и т.д.
Контроллинг обеспечивает прозрачность производимых расходов и определение их экономически оправданной величины.
Контроллинг обеспечивает оперативность получения информации о движении денежных потоков и быстрого внесения необходимых изменений в финансовую политику и действия предприятия.
Потенциал контроллинга позволяет наиболее эффективно планировать как доходы, так и расходы предприятия, контролировать процессы мобилизации доходов и направления затрат, а также оценивать их рациональность и, кроме того, на его основе подготавливать конструктивные предложения по улучшению действующей практики.
Применение принципов контроллинга открывает возможность существенного улучшения процессов и результатов бюджетирования, что обусловливает не только развитие внутрихозяйственного расчета, но и наращивание прибыли. Особую значимость приобретает автоматизация бюджетирования и внедрение его по видам деятельности.
Контроллинг способен также сыграть очень важную роль в формировании и использовании бюджета движения денежных средств, диагностики потоков финансовых ресурсов, а также в повышении эффективности применения функционально-стоимостного анализа.
Контроллинг ориентирует руководство предприятий действовать исходя из финансовых критериев успешности их функционирования. Он стимулирует высших руководителей мыслить финансовыми категориями, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу и облекая его в финансовые одеяния.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: Проспект,
2007.
2. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг. - М.: Омега, 2007.
3. http://mche.ru/
4. Соломатин А.Н.Экономика, анализ и планирование на предприятии
торговли.// 2009.
5. Организация и планирование производства: учеб. пособие для
студ.высш.учеб.заведений/ под ред.А.Н., И.Д.Кузнецовой. – М.:Издательский
центр «Академия», 2006.-208 с.
6. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б. А. Райзберга.— ИНФРА-М. — 720
с.
7. Стассман Поль А. Информация в век электроники: (Проблемы управления):
Пер. с англ. с сокр. / науч. ред. и авт. предисл. Б.З. Мильнер. – М.: Экономика,
2007 – 240 с.
8. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.
Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,
2007. – 736 с.
9. Якименко А.К. Методические рекомендации по разработке положения о
службе контроллинга среднего предприятия // Контроллинг, 2006. - №8.
10. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в
бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга
в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.