РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Бирюкова С.В. 1, Иванцов Г.Б. 2
1ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», Институт государственного управления и предпринимательства
2ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из наиболее актуальных проблем современности, нуждающаяся во всестороннем изучении, - тенденция отчуждения власти от населения. Эта проблема характерна для всех уровней власти, в частности и для местного. Работники органов муниципального управления подчеркивают необходимость взаимодействия с населением и учет инициатив местного сообщества. По данным социологического исследования служащие и депутаты местных органов власти, нерасположенные к взаимодействию с населением, относительно немногочисленны: всего 20% муниципальных служащих считают, что «серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвлекает органы местного самоуправления от решения оперативных проблем и снижает эффективность муниципального управления» . В то же время муниципальные служащие невысоко оценивают готовность местного сообщества реально участвовать в управлении муниципальным образованием, активность населения в принятие решений. Муниципальные служащие считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят конструктивный характер (64%), что население еще не готово к проявлению инициативы и активному участию в решении проблем муниципального образования (60-66%). Не способствует обратной связи населения и органов местного самоуправления и сложившая ситуация с обращениями граждан. Ежегодно в различные органы власти россияне подают порядка 10-15 миллионов обращений (в адрес Президента в прошлом году поступило без малого 340 тысяч). Такой поток вопросов к власти вкупе с несовершенным законодательством позволяет чиновникам до последнего тянуть с ответами, отписываться невнятными объяснениями или вообще игнорировать глас народа. Кроме того анализ количества обращений граждан в органы местного самоуправления показывает тенденцию к их увеличению. Цель работы – анализ организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.

Объектом исследования выступает Администрация Муниципального образования город Екатеринбург.

Предмет исследования – процесс работы с обращениями граждан. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить понятие и содержание права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления; 2. провести анализ основных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с обращениями граждан; 3. проанализировать порядок работы с обращениями граждан в Администрации города Екатеринбурга;

4. исследовать практику работы с обращениями граждан администрации г. Екатеринбурга; 5. выявить основные проблемы организации работы с обращениями граждан При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ; синтез; обобщение; анализ документов; статистический метод.

ГЛАВА 1. Правовой аспект с обращениями граждан в органах местного самоуправления. 1.1. Понятие и содержание права граждан на обращения в органы местного самоуправления.

В отличие от советских конституций на первое место в Конституции 1993 года выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом - экономические, социальные и культурные. Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Статьями 33 и 46 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением. Прежде чем перейти к непосредственной теме нужно обозначить соответствующее законодательство.

Основным документом, определяющим правовую основу обращения граждан является Конституция РФ. Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан(по состоянию на март 2009 г.в ред.фз №4-ФЗ от 09.02.2009)

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452

"О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"(с изменениями от 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта, 7 ноября 2008 г., 17 марта, 30 апреля, 15 июня 2009 г.)

Приказами отдельных министерств и ведомств были так же утверждены инструкции по работе с обращениями граждан:

- Приказом Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2010 года N 70/122. утверждена Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан;

- Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России" (с изменениями от 11 января, 27 августа 2010 г.);

- Приказ МИД РФ от 26 июля 2004 г. N 10986 "Об утверждении "Инструкции о работе с обращениями граждан и приеме посетителей в Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации";

- Приказ МЧС РФ от 15 июня 2004 г. N 283 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах";

- Приказ МО РФ от 28 декабря 2006 г. N 500 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ и др.

Обращения работников в комиссию по трудовым спорам регулируются ст.378 Т К РФ.

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в п.2 ст.3 предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.[1]Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения:

- обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

- обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

- обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством субъектов Российской Федерации - к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного субъекта Федерации;

- обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека субъектов Федерации;

- обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;

- запросы в архивы;

- иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.[2].

Статья 4. Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" даёт определения видов обращений:

1. предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2. заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3. жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Закон закрепляет две формы обращения: личное и письменное.

Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственно или муниципальном органе или у должностного лица.

Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.

2. Сроки рассмотрения письменного обращения.

Важной гарантией реализации прав граждан в рассматриваемом производстве является законодательное установление сроков и процедуры рассмотрения обращений.

Срок рассмотрения обращения гражданина определен в ч. 1 статьи 12 - 30 дней со дня регистрации обращения. Как определено в ст. 8, поступившее обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней. В большинстве органов государственной власти и местного самоуправления разработаны и действуют положения (регламенты), регулирующие различные вопросы, связанные с регистрацией и прохождением входящих документов.

В ч. 2 ст. 12 рассмотрены ситуации, допускающие увеличение сроков рассмотрения обращения на 30 дней. Во-первых, это ситуация, предусмотренная ч. 2 ст. 10, т.е. тот случай, когда рассматривающий обращение субъект направляет запрос в иной орган или иному должностному лицу с целью получения необходимой информации относительно вопросов, содержащихся в обращении. Как явствует из текста Закона, запрашиваемый субъект обязан дать ответ на запрос в течение 15 дней со дня его получения. Во-вторых, такое продление срока возможно, как определил законодатель, «в исключительных случаях». Закон не содержит перечня исключительных случаев, и это, вероятно, вряд ли возможно, но, продлевая срок на 30 дней и сообщая об этом, как требует Закон, автору обращения, субъект, рассматривающий обращение, должен привести веские аргументы в пользу продления срока.

ГЛАВА 2. Работа с обращениями граждан в администрации города Екатеринбург. 2.1. Порядок работы с обращениями граждан в городе Екатеринбург.

Одной из важнейших функций Администрации города Екатеринбург является работа с такой формой прямого волеизъявления населения, как обращения граждан.

В Администрации работу с обращениями граждан организует отдел по работе с обращениями граждан.

Основными задачами отдела по работе с обращениями граждан являются:

  • организация работы с письменными и устными обращениями граждан;

  • повышение эффективности работы Администрации города Екатеринбурга с обращениями граждан;

  • личный прием граждан;

  • информационно-справочная работа, связанная с обращениями граждан;

  • анализ обращений граждан, поступивших в Администрацию города Екатеринбурга, и подготовка соответствующих отчетов, докладов.

В постановлении от 28 мая 2008 г. N 1978 Главы Екатеринбурга закрепляются основы работы с обращениями граждан.

Затем следует Положение о работе с обращениями граждан в администрации города, которое состоит из 7 глав и 23 статей. Рассмотрим ключевые из них.

Наиболее важным для гражданина обратившегося в администрацию является процесс рассмотрения заявлений, он заключается в Главе 3 «Рассмотрение обращений».

Статья 5. Обязательность принятия обращений к рассмотрению. Сроки рассмотрения обращений

1. Обращения, поступившие в Администрацию и содержащие вопросы, решение которых относится к компетенции Администрации, подлежат обязательному рассмотрению. В случае необходимости обеспечивается рассмотрение обращения с выездом на место.

2. Рассмотрение поступивших в Администрацию обращений осуществляется Главой Екатеринбурга, его заместителями, руководителями отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации либо уполномоченными на то лицами.

Должностные лица Администрации обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений.

3. Все поступившие обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации:

1) обращения, поступившие на имя Главы Екатеринбурга и его заместителей либо в адрес Администрации без указания конкретного должностного лица, - в течение 30 дней со дня регистрации в отделе по работе с обращениями граждан;

2) обращения, поступившие в адрес отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации, - в течение 30 дней со дня регистрации в этих органах.

Так же подробно описывается процедура рассмотрения отдельных обращений, рассмотрения обращений Главой Екатеринбурга и его заместителями.

Не многие знают, что как к обращению есть определенные требования, так и к письменному ответу. Это еще раз доказывает, что государство выступает с властью от народа, а поэтому и должно нести ответственность перед гражданином и обществом в целом. Нормы и требования к письменному ответу зафиксированы в 10 статье Положения о работе с обращениями граждан в администрации города Екатеринбург:

Исполнитель готовит ответ заявителю по существу поставленных в обращении вопросов. При подтверждении фактов, изложенных в обращении, в ответе следует указывать, какие меры приняты по обращению гражданина.

В ответе, направляемом в государственные органы, органы местного самоуправления, должно быть указано, что заявитель проинформирован о результатах рассмотрения его обращения.

Проект ответа готовится исполнителем в двух экземплярах:

1) для направления заявителю;

2) для хранения в деле (контрольный экземпляр).

В случае если обращение поступило в Администрацию для рассмотрения по существу поставленных в нем вопросов из органов государственной власти, органов местного самоуправления с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения, готовится также ответ для направления в организацию (организации) или должностному лицу, приславшим обращение.

В случае если в резолюции содержится поручение подготовить ответ за подписью Главы Екатеринбурга или его заместителя, готовится проект ответа за подписью указанного лица.

В случае если в резолюции содержится поручение предоставить информацию для подготовки ответа за подписью Главы Екатеринбурга или его заместителя, проект ответа на основе предоставленной информации готовится помощником Главы Екатеринбурга или помощником заместителя Главы Екатеринбурга, в случае его отсутствия - специалистом отдела по работе с обращениями граждан.

В случае если в резолюции Главы Екатеринбурга или его заместителя содержится поручение рассмотреть обращение и дать ответ заявителю, ответ готовится за подписью руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа, которому поручено рассмотрение обращения (или лица, официально его замещающего).

Если обращение поступило в отраслевой (функциональный) или территориальный орган, то ответ готовится за подписью руководителя этого органа (или лица, официально его замещающего).

Исполнитель, подготавливающий проект ответа, визирует его контрольный экземпляр. В случае если ответ готовится за подписью Главы Екатеринбурга или его заместителя, контрольный экземпляр ответа визируется руководителем органа.

Ответы оформляются в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией по делопроизводству в Администрации города Екатеринбурга.

Ответы за подписью Главы Екатеринбурга или заместителей Главы Екатеринбурга оформляются на бланке письма Администрации (с угловым расположением реквизитов), за подписью руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации - на бланках писем отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации (с угловым расположением реквизитов).

После подписания ответов Главой Екатеринбурга, его заместителями помощники возвращают ответы в отдел по работе с обращениями граждан. Специалистами отдела осуществляется регистрация ответов и внесение в соответствующие поля электронных регистрационно-контрольных карточек сведений об исполнении обращений и о списании их в дело. Зарегистрированные ответы передаются в экспедицию для направления заявителям.

Ответы за подписью руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации регистрируются в данных органах. Один экземпляр ответа направляется заявителю по почте, другой (контрольный) остается в этом органе.

В случае если обращение поступило в орган через отдел по работе с обращениями граждан (зарегистрировано в отделе), контрольный экземпляр ответа направляется в отдел по работе с обращениями граждан вместе с обращением и приложениями.

Ответы на обращения, поступившие по информационным системам общего пользования, направляются заявителям по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ответы на коллективные обращения граждан направляются на имя первого лица, подписавшего обращение (если в обращении не указано конкретное лицо, которому следует направить ответ), или на адрес лица, указанного на конверте.

Наиболее важной процедурой в работе с обращениями граждан является контроль, без контрольной функции не может слаженно функционировать не одна система государственного и муниципального самоуправления.

Глава 6. Контроль за соблюдением порядка обращений

Статья 20. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан

1. На контроль ставятся все обращения, требующие ответа. Контроль за объективным, всесторонним и своевременным рассмотрением обращений в Администрации возлагается на должностных лиц Администрации либо на уполномоченных на то лиц. Должностные лица Администрации обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан осуществляет отдел по работе с обращениями граждан, а также специальные подразделения или специалисты отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации, уполномоченные руководителями этих органов.

2. Глава Екатеринбурга, заместители Главы Екатеринбурга, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации несут персональную ответственность за правильность определения исполнителей, принятие решения по обращению, в том числе решения оставить обращение без ответа или прекратить переписку, соблюдение сроков рассмотрения обращений, своевременность продления сроков рассмотрения обращений, содержание подписываемых ответов.

Исполнители несут персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение поручений по обращению, своевременность извещения руководителей о необходимости продления сроков исполнения поручений по обращениям, содержание и оформление подготовленных ответов.

Специалисты отдела по работе с обращениями граждан несут персональную ответственность за своевременную и правильную регистрацию обращений, обеспечение контроля за соблюдением установленных законом сроков рассмотрения обращений.

3. Начальник отдела по работе с обращениями граждан Управления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Главы Екатеринбурга наделяется полномочиями по подготовке и подписанию следующих документов:

1) писем и служебных записок в отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации, направленных на решение оперативных вопросов, возникающих при работе с обращениями, обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений, а также писем и служебных записок в отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации информационного характера, касающихся работы с обращениями граждан;

2) докладных записок о нарушениях сроков рассмотрения и исполнения обращений отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации, а также докладных и служебных записок, направленных на решение оперативных вопросов, возникающих при работе с обращениями, обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

3) справок, отчетов и других информационно-аналитических материалов по работе с обращениями.

4. Обращения граждан считаются исполненными и могут быть сняты с контроля, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

После получения ответа на обращение, зарегистрированное в отделе по работе с обращениями граждан, специалист отдела вносит информацию об исполнении обращения в электронную регистрационно-контрольную карточку. Затем ответ и обращение с приложениями представляется Главе Екатеринбурга или заместителю Главы Екатеринбурга, рассмотревшему данное обращение, для ознакомления и принятия решения о снятии обращения с контроля.

Руководитель, рассмотревший обращение, принимает решение о снятии обращения с контроля. В регистрационно-контрольной карточке, прилагаемой к обращению, руководитель в графе "Списание в дело" ставит подпись и дату. В отдельных случаях (например, в случае отсутствия заместителя Главы Екатеринбурга, рассмотревшего обращение) решение о снятии с контроля может принимать начальник отдела по работе с обращениями граждан.

Затем обращение с приложениями и ответом возвращается в отдел по работе с обращениями граждан.

5. Для обеспечения контроля за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений отдел по работе с обращениями граждан направляет исполнителям напоминания о сроке исполнения обращений.

Данные о состоянии исполнительской дисциплины систематически доводятся отделом по работе с обращениями граждан до сведения Главы Екатеринбурга, его заместителей, руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов.

Аналитическая работа по обращениям граждан ведется отделом по работе с обращениями граждан во взаимодействии со всеми отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации.

Регулярно проводится анализ поступивших в Администрацию обращений (в том числе анализ количества и тематик обращений, статистических данных, динамики показателей и т.д.).

Справки, отчеты и другие информационно-аналитические материалы по работе с обращениями направляются Главе Екатеринбурга, его заместителям, руководителям отраслевых (функциональных) и территориальных органов.

При необходимости отделом по работе с обращениями граждан составляются проекты служебных записок об уменьшении размера премии за нарушение установленных сроков либо некачественное рассмотрение обращений граждан. Записки представляются в Отдел кадровой и муниципальной службы начальником Управления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Главы Екатеринбурга - заместителем руководителя аппарата Администрации города Екатеринбурга.

В отраслевых (функциональных) и территориальных органах могут применяться различные формы контроля. Раз в полгода руководители органов представляют отчет по работе с обращениями в отдел по работе с обращениями граждан.

7. Отдел по работе с обращениями граждан осуществляет плановые и внеплановые (по мере необходимости) проверки состояния работы с обращениями в отраслевых (функциональных) и территориальных органах Администрации. К осуществлению проверок могут быть привлечены специалисты отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации по согласованию с их руководителями.

Данные, полученные в ходе проверок, обобщаются и представляются в виде справок, составляемых начальником отдела по работе с обращениями граждан. Информация о результатах проверок доводится до сведения должностных лиц Администрации.

Статьи вышеуказанного положения закрепляют все основы документооборота в сфере работы с обращениями граждан. Нужно отметить, что в различных городах, положение имеет свои особенности. Но вопрос о практическом решении обращений остаётся риторическим.

Граждане не получают квалифицированной оперативной помощи в решении своих вопросов, нужд и проблем поэтому им приходится писать и дважды и трижды. А именно поэтому у нас такое большое количество обращений, что и замедляет процесс их рассмотрения и реализации. С точки зрения правовой культуры такого рода активность граждан радует как политиков так и управленческий аппарат, но практическая деятельность этих законов, воплощение их в жизнь происходит с очень малым продвижением.

2.2. Анализ деятельности администрации города Екатеринбург по работе с гражданами.

На официальном информационном портале Екатеринбурга публикуются отчеты по работе с обращениями граждан, документооборот обязует администрацию учитывать все заявления, жалобы и обращения граждан, регистрируя дату поступления, дату рассмотрения и вынесенное по вопросу решение.

По данным отчёта: «Информация о работе с обращениями граждан, поступившими в Администрацию города Екатеринбурга в марте - апреле 2013 года».

В марте - апреле 2013 года в Администрации города Екатеринбурга было рассмотрено более 10000 обращений граждан (включая обращения, поступившие непосредственно в отраслевые (функциональные), территориальные органы Администрации. В том числе на имя главы Администрации города Екатеринбурга и его заместителей поступило 3850 обращений. Кроме того, специалистами Администрации дано более 5000 консультаций.

В апреле на имя главы Администрации города Екатеринбурга и его заместителей поступило 2162 обращения (в марте –1688), в которых содержалось 2206 вопросов. По данным обращениям дано 2311 поручений.

53,7% обращений в адрес главы Администрации и его заместителей поступило через электронную приемную Администрации города Екатеринбурга (в марте – 50%). На пейджер 002 для абонента «Открытая студия» поступило 5,2% (в марте –4,7%) от общего количества обращений. Из органов государственной власти –19,2% (в марте – 16,5%) от всех обращений. 2,4% обращений поступило из Городской Думы. На личном приеме заместителями главы Администрации принято 54 человека.

Для исследования данной темы очень интересно по каким вопросам чаще всего люди обращаются, и из отчета следует что граждан волную вопросы в таком процентном выражении:

– благоустройство – 21% (в марте –12,8%) (Преобладали вопросы санитарного состояния и благоустройства улично-дорожной сети; санитарного состояния различных территорий; ремонта дорог, внутриквартальных проездов);

– вопросы землепользования –16,3% (в марте – 15,4%);

– вопросы коммунального хозяйства –14,6% (в марте –21,2%);

– вопросы жилья – 6,7% (в марте –7%);

– вопросы транспорта –8% (в марте –10,7%);

– вопросы образования –7,8% (в марте – 8,6%);

– вопросы строительства – 8,3% (в марте – 7,7 %);

– вопросы здравоохранения – 5,4% ( в марте – 5,2%).

В том числе на имя главы Администрации города Екатеринбурга и его заместителей поступило 1688 обращений, в которых содержалось 1917 вопросов.

Более подробно о данных обращениях.

50% обращений в адрес главы Администрации города Екатеринбурга и его заместителей поступило через электронную приемную Администрации города Екатеринбурга. На пейджер 002 для абонента «Открытая студия» поступило 4,7% от общего количества обращений. Из органов государственной власти –16,5% от всех обращений. 2,4% обращений поступило из Городской Думы. На личном приеме заместителями главы Администрации принято 4,3% обращений.

Обращения, поступившие в марте в функциональные (отраслевые) и территориальные органы Администрации города Екатеринбурга. Наибольшее количество обращений граждан в марте было рассмотрено в следующих подразделениях Администрации города:

• Главархитектура (330 обращений);

• Комитет социальной политики (959 обращений);

• Комитет по жилищной политике (901 обращение);

• Администрации районов (от 158 (Ленинский район) до 607 (Железнодорожный район) обращений);

• Земельный комитет (210 обращений).

Действительно цифры достаточно высокие, что позволяет задуматься о высоком уровне заинтересованности граждан, вопрос решения по данным вопросам возникает в том контексте, что не всегда обращение имеет практическое решение. Об этом тоже пишет администрация «По результатам рассмотрения обращений граждан в марте-апреле 2013 года принято более 1500 положительных решений.» Дальше указываются адреса и виды работ произведенные по обращению граждан, но к сожалению не вопросы решаются практически, в отчете указаны те обращения которые относятся к сфере ЖКХ, парадокс заключается в том, что достойный уровень жизни, нормальные условия для жизни должны быть заложены изначально, а не решаться по обращениям. Изучив статистику можно заметить, большое количество вопросов и просьб на тему, спиливания угрожающих жизни и здоровью деревьев или веток. Администрации стоило в своей работе больше внимания уделять этому вопросу, чтобы эта работа проходила систематически, и жителям не требовалось при малейшей проблеме писать в администрацию города.

Подробный отчет о работе с обращениями граждан делается на основании данных прошедшего года. Так на сайте Портала Екатеринбурга создан отчёт за 2012 год, и любой желающий может его просмотреть и скачать.

В 2012 году в Администрацию города Екатеринбурга, в отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации поступило 68155 обращений граждан (в 2011 году – 64947). В том числе на имя главы Администрации города Екатеринбурга и его заместителей поступило 24717 обращений (в 2011 – 25176). Кроме того, сотрудниками Администрации дано более 50000 устных консультаций.

Количество обращений поступивших в адрес Главы администрации города Екатеринбург и его заместителей:

В адрес главы Администрации города Екатеринбурга и его заместителей в 2012 году поступило 24717 обращений (в 2011 – 25176).

В данных обращениях граждан содержалось 29726 вопросов (в 2011 году – 31649 вопросов (в 2010 – 31416).

По источнику поступления обращения распределились следующим образом:

  • через электронную приемную поступило 39,8% всех обращений (в 2011-37%; в 2010 году – 25%) – 9833 обращения, что на 600 больше, чем в 2011 году и на 3600 больше, чем в 2010 году;

  • на пейджер еженедельной передачи «Открытая студия» – 5,4% или 1329 (в 2011 - 4% или 1006 обращений);

  • из органов государственной власти – 16,8% (5057 обращений) ( в 2011 году – 17,7% обращений);

  • во время личных приемов главы Администрации города Екатеринбурга А.Э.Якоба и его заместителей – 2,3% или 560 обращений (в 2011 – 5,4% или 1354 обращения, в том числе 3,8% – во время выездных приемов);

  • письменные обращения непосредственно от граждан – 33,3% или 8230 ( в 2011 – 32% или 8090);

  • от Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы и от депутатов городской Думы поступило 2,4% или 687 обращений ( в 2011 году –3% или 753 обращения).

  • Количество обращений, поступивших от льготных категорий населения составило 5,5 % обращений, наибольшее количество среди них составили обращения инвалидов по общему заболеванию, инвалидов с детства и инвалидов труда – 337 или 1,4% от общего количества обращений в адрес главы Администрации и его заместителей ( в 2011 году – 484 или 2%). От инвалидов ВОв, вдов участников (инвалидов) ВОв, ветеранов войны, членов семей погибших в ВОв – поступило 70 обращений или 0,3% (в 2011 году –

125 или 0,4% обращений); от многодетных семей – 158 или 0,6% (в 2011 году –222 или 0,8%); от молодых семей – 88 или 0,4% ( в 2011 году – 148 или 0,6%) и т.д. Все данные свидетельствуют, о том, работа по решению обращений в администрации плодотворна. Жители обращаются и получают решение в сроки установленные законодательством, а значит всё более и более доверяют администрации и участвуют в косвенном управлении городом. Ведь если бы не жители с их обращениями, то работа ЖКХ была не настолько результативно (к сожалению, не в каждый двор представители обслуживающих компаний наведываются с проверками состояния).

Таким образом можно сделать вывод, что люди достаточно хорошо владеют навыками официального обращения в администрацию города Екатеринбург, причем используют все способы подачи обращений. Но со стороны государства не всё выполняется во время. Поэтому в количестве обращений есть единственный самый главный недостаток, работа с обращениями граждан в большинстве случаев лишь на бумаге (граждане получают письменный ответ) а решения вопроса могут ждать еще несколько лет.

Заключение

Итак, местное самоуправление (как институциональная, нормативная и другая система) обеспечивает решение вопросов местного значения. Нормативная база, организация власти, управленческая деятельность органов местного самоуправления, складывающаяся местная практика - все это служит надлежащему решению местных проблем. Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право самостоятельно решать вопросы, затрагивающие интересы сообщества в целом. Отдельные граждане решают свои вопросы индивидуально - через государственные органы, общественные объединения, через посредство местного самоуправления.

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной и органы местногосамоуправления относится к конституционно гарантированным.

Обращения граждан в органы местного самоуправления – это предложения, заявления, жалобы, ходатайства граждан, изложенные в устной или письменной форме. Порядок рассмотрения обращений устанавливается федеральным законодательством, может быть установлен законодательством субъекта Российской Федерации, должен быть регламентирован уставом муниципального образования.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течении одного месяца.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними представительными органами муниципальных образований муниципальными нормативными правовыми актами.

Традиционно в указанных муниципальных нормативных правовых актах наряду с месячным сроком рассмотрения обращения должны быть установлены правила работы с обращениями.

Изучив теоретические основы деятельности местных органов самоуправления по работе с гражданами можно выявить, как в любой системе, множество достоинств и к сожалению, недостатков. Развитие новых технологий позволяют написать обращение не выходя из своего дома. Но парадокс системы заключается в том, что срок рассмотрения обращений через интернет ровно такой же как и письменного, хотя внедрение интернет-приемных происходило с целью уменьшить срок рассмотрения обращения.

Работа с обращениями граждан процесс, который должен контролироваться как администрацией, так и гражданином который направил свой запрос, зная свои права и порядок рассмотрения обращений граждане всегда получат квалифицированную консультацию, помощь и решение.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации .-М.: Эксмо, К 65 2010.-32 с. –(Законы и кодексы).

2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

3. Правительство Российской Федерации Постановление от 28 июля 2005 года N 452 О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 24 сентября 2010 года)

4. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан(по состоянию на март 2009 г.в ред.фз №4-ФЗ от 09.02.2009)

5.Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452

"О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"(с изменениями от 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта, 7 ноября 2008 г., 17 марта, 30 апреля, 15 июня 2009 г.)

6. Бондарчук Р. Ч. Прокопьев Е. В. Комментарий ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (постатейный)

7. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". –

8. Минашкин А.В. Концепция развития административно-процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства: Сб. / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М Юрист, 2007, N 7

[1] Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

[2] Бондарчук Р. Ч. Прокопьев Е. В. Комментарий ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (постатейный)

Интернет-ресурсы

1.Информационный портал Екатеринбурга http://www.ekburg.ru/administration/administration-gorod/3/23/

Просмотров работы: 17929