ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Карачева Е.В. 1, Кузьмин А.И. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», Институт государственного управления и предпринимательства
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.

Туризм становится особой формой передвижения людей. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития транспортных средств и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

В одном из обращений Президента России к федеральному собранию «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Необходимость преодоления инерционного энергосырьевого сценария развития страны требует развития альтернативных направлений, создающих стимулы для диверсификации экономики регионов страны. И одним из направлений является развитие туризма в нашей стране. Все это и определило тему работы: «Государственная политика развития въездного туризма в России».

Цель работы: исследовать государственную политику развития въездного туризма в России и выявить проблемы его развития.

Задачи:

  1. изучить литературу по проблеме;

  2. дать определение понятия туризм, рассмотреть факторы, классификацию туризма;

  3. изучить развитие туризма в России;

  4. определить проблемы развития туризма в России.

1.Международный туризм: сущность и классификация

1.1. Понятие туризма, факторы его развития

В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Но, несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте» [3].

Туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город.

К факторам, влияющим на развитие международного туризма, относятся социально-экономические факторы, играющие главную роль. Международный туризм, связанный с движением капиталов, с продажей услуг, оказывает немалое воздействие на платежные балансы отдельных стран, способствуя их превращению в активные или, наоборот, в пассивные. Иногда рассчитывают и специальный туристский баланс, характеризующий соотношение поступлений от зарубежных туристов в данной стране и расходы туристов данной страны за границей. В странах наиболее привлекательных для иностранных туристов туристский баланс, как правило, положительный (Франция, Италия, Испания, Мексика и др.), а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Россия, Скандинавские страны, Канада и др.), он отрицательный.

Когда говорят о социально-экономических факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру её хозяйства, качество жизни, социально-проффессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень мобильности населения, политическую стабильность и др.

К числу факторов относят рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения. Ещё немалую роль играет инфраструктурный фактор, который определяется уровнем развития производственной и социальной инфраструктур. Впрочем, можно говорить и о специальной туристской инфраструктуре, основу которой составляют средства размещения (гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.) и транспортировки туристов.

Фактор географического положения, который в данном случае выступает во всех своих разновидностях: и физико-географического положения, во многом определяющего набор природно-рекреационных ресурсов, и экономико-географического положения, в особенности по отношению к главным туристским рынкам, и транспортно-географического положения, выгоды которого крайне привлекательны для туристов, и, наконец, геополитического положения, поскольку близость к очагам международного напряжения и тем более военных конфликтов служит для туристов едва ли не главной "отпугивающей" причиной. Нужно добавить, что иногда наряду с перечисленными выше объективными факторами выделяют и субъективные факторы, влияющие на международный туризм. Они определяются изменениями, происходящими в психологии человека постиндустриального общества, и касаются его отношения к своей личности, к другим людям и их социальным группам, а так же к окружающей среде [5].

Со своей стороны и международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран.

1.2. Классификация туризма

В международном туризме выделяют две его формы - въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором - въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.

Сложен вопрос о классификации. Разные авторы предлагают немало классификаций международного туризма по его целям (видам), но если исходить из материалов Всемирной туристской организации (ВТО), то таких целей следует выделить пять:

Досуг, рекреация и отдых были и остаются главной целью туризма, и на их долю приходится около 70% всего мирового туризма. Этот вид туризма отличается также наибольшим внутренним разнообразием, включая в себе путешествия, экскурсии, походы, отдых на пляже, альпинизм, морские речные круизы, туристские базы и лагеря, посещение культурных и спортивных мероприятий, магазинов и т.п.

Доля деловыхи профессиональных поездок в международном туризме составляет примерно 20%. Это участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступления с лекциями и концертами, учёба и образование, направление технических специалистов для монтажа оборудования, дипломатов, сотрудников международных организаций и т.п.

Посещение знакомых и родственников включает в себя поездки с целью подтверждения дружеских и родственных связей.

Для лечения выезжают на зарубежные курорты, направляются в санатории, клиники и лечебницы.

Выезд за границу с религиозными целями предусматривает участие в религиозных праздниках, посещение религиозных центров и собраний.

По видам транспорта международный туризм подразделяется на автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской и речной. За последние два десятилетия особенно возросло значение воздушного транспорта (№1).

Для распространения современного международного туризма характерна значительная территориальная неравномерность. В самом общем виде она отражает разные уровни национально-экономического развития Севера и Юга мирового хозяйства. Север принимает примерно 70% всех международных туристов, а юг - 30%.

Но чаще при характеристике географических особенностей международного туризма, мир подразделяют на шесть туристских макрорегионов, выделяемых Всемирной туристской организацией (ВТО). Речь идёт о следующих шести макрорегионах:

Распределение международных туристов по макрорегионам мира (2006год.)

 

Южноазиатском, включающем в себя страны Южной Азии.

Африканском, который охватывает все страны Африки за исключением Египта и Ливии;

Ближневосточном, объединяющем страны Юго-Западной Азии, Египта и Ливию;

Азиатско-Тихоокеанском, включающем в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию;

Американском, в состав которого входят страны Северной, Центральной и Южной Америки и островные государства и территории Карибского бассейна;

Европейский макрорегион всегда занимал и продолжает занимать первое место в мире по объему международного туризма. В 1970 г. его посетили 115 млн. туристов, в 1990 г. - 260 млн., а в 2007 г. - 480млн. (приложение №2).

Зарубежная Европа имеет чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития международного туризма. Европейский регион включает в себя страны Западной, Северной, страны Восточного Средиземноморья (Турцию, Кипр и Израиль), Южной и Восточной вместе со всей территорией СНГ и Россией. К сожалению, в настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

По материалам книг И.В. Ивахнюк, я решила сопоставить туристические макрорегионы, обозначенные мной в данной работе, и миграционные макрорегионы, о которых пишет автор книг. Мной были сделаны следующие выводы. Существуют сходства макрорегионов: Европейского, Азиатско-Тихоокеанского, Американского, так же прослеживается Ближневосточный макрорегион – миграционный макрорегион, центр притяжения которого представлен нефтедобывающими странами Персидского залива. Условно его называют Ближневосточным. Так же прослеживаются различия. И.В. Ивахнюк называет Евразийскую систему как одну из крупнейших миграционных систем мира. Деление мира на миграционные системы имеет условный характер, так как одни и те же страны могут являться частями разных миграционных систем. В особенности это относится к странам, «поставляющим» мигрантов: они могут одновременно выступать странами происхождения мигрантов в нескольких системах. Например, Молдова рассматривается нами как часть Евразийской миграционной системы, поскольку она является страной происхождения мигрантов, направляющихся в Россию, но одновременно Молдова взаимодействует с Европейской миграционной системой, наладив прочные миграционные связи со странами Южной Европы, которые выступают странами назначения для молдавских мигрантов.

Евразийская миграционная система – это группа стран постсоветского пространства, связанных между собой устойчивыми и многочисленными миграционными потоками, которые обусловлены взаимодействием ряда факторов – исторических, экономических, политических, демографических, социально-этнических, географических. Центральным звеном Евразийской миграционной системы является Россия; центром входящей в ее состав Центрально-Азиатской миграционной подсистемы является Казахстан. [8]

Мной были выделены ещё два макрорегиона: Африканский и Южноазиатский. Африканский макрорегион, несмотря на огромный природный и людской потенциал, остается наиболее отсталой частью мирового хозяйства. Главная задача региона - ускорение социально-экономических преобразований, способствующих решению демографических, продовольственных и экологических проблем. Значительная часть населения стран Африки находится буквально на грани физического выживания. Нынешние темпы экономического роста (за единичными исключениями) не позволяют рассчитывать на скорое преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира, который, напротив, продолжает увеличиваться. Все это усугубляется невыгодной для африканцев конъюнктурой на мировых рынках, массовым распространением на континенте опасных заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии, экологическими проблемами, засухами, наводнениями, другими природными катаклизмами. Но есть и плюсы данного макрорегиона: Африка — самый жаркий материк. Африка — континент больших экономических возможностей, которому присущи разнообразие природных условий, богатство запасов минерального сырья, наличие значительных земельных, водных, растительных и других ресурсов. Для Африки характерно незначительное расчленение рельефа, что способствует хозяйственной деятельности — развитию сельского хозяйства, промышленности, транспорта.

Южно-Азиатский макрорегион. Его границы четко определены самой природой. С севера ее ограничивает мощный барьер высочайших в мире гор, Гималаев и Каракорума, а с востока, запада и юга окружают моря и заливы Индийского океана. Около крайней южной оконечности материка изумрудной каплей висит остров Шри Ланка; по соседству с ним расположено несколько архипелагов. Южно-азиатский субконтинент и Шри Ланка – древнейшие части азиатской суши, обломки доисторического материка Гондваны. Составляет всего 1% международного туризма.

Таким образом, туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально - экономическое развитие многих стран мира.

2. Развитие туризма в России

2.1. Из истории развития туризма в Российской Федерации

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Но я решила коснуться более позднего периода развития туризма в России.

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов. Основными чертами административно-нормативного периода являются:

· развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

· распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

· создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

· создание научной основы изучения туризма.

Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности. Особенности переходного периода: переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце 20 века, устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

2.2. Туристский потенциал России

Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России очень велики. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж [1]. Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты культурно наследия.

Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Каждая страна обладает собственными, иногда уникальными туристскими ресурсами, имеющими большую ценность для туристов. По своей экономической сути они составляют основу туристской ренты, делая ту или иную страну более или менее привлекательной для туристов. Россия обладает исключительно огромным количеством разнообразных природно-климатических, этнографических (традиции и обычаи народов) и антропогенных (культурно-историческое наследие) ресурсов, способных удовлетворить вкусы и интересы самых взыскательных туристов. В соответствии с методикой, принятой Госкомстатом РФ, в Российской Федерации насчитывается 13 туристских зон федерального значения. [3] (№2). Основными регионами, куда возят иностранцев, были и остаются город Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России. Это 70-75% въездного туризма. Здесь сосредоточены наиболее известные иностранцам объекты показа и существует почти отвечающая их требованиям инфраструктура туризма. Дело вовсе не в том, что зарубежных гостей интересуют исключительно эти турцентры. Просто другие населённые пункты пока ещё не в состоянии принимать у себя заграничные группы.

Большой интерес у зарубежных туристов вызывает регион Сибири. Есть интерес к другим регионам, но развитие туризма в них сдерживается нехваткой средств размещения и транспорта, неоправданно высоким уровнем цен при низком пока качестве услуг.

Таким образом, использовать для туризма природные богатства России тоже не всегда получается. Известно, что за рубежом есть интерес к охоте и рыбалке у нас в стране. В данном случае наша «дикость» играет нам на руку. Проблема в том, что турбазы, где можно было бы размещать иностранцев, принадлежат государственным структурам. Чиновники не хотят делиться с турфирмами. И оставляют охотничьи хозяйства для себя и своих гостей.

Получается, что конкуренции традиционным маршрутам нет, и в большинстве регионов въездной туризм сводится к деловым поездкам и индивидуальным программам.

3. Проблемы и перспективы развития туризма в России

Современное состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года [4], в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы:

  • образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

  • действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

  • неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

  • отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов российского бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя данную тему, пришла к выводу, что туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. В России туризм является относительно молодой отраслью, практически новой, значительно изменившейся с распадом СССР. Поэтому в сфере туризма существует много проблем: возрождение внутреннего и социального туризма, неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, укрепление и расширение материальной и совершенствование законодательной базы туризма, в том числе и в такой сфере взаимоотношений турфирмы и путешественников, как защита прав и интересов туристов.

Существует масса определений понятия «индустрия туризма», но я решила дать собственное, опираясь на изученный материал и личные впечатления. Индустрия туризма – это сфера услуг, которая более востребована для экономически менее развитых стран, она охватывает организацию маршрутов, различные виды отдыха, экскурсии, это огромная сеть отелей, памятников природы, экскурсионных линий, сфер питания.

Перспективы развития туризма во многом зависят от политической стабильности в мире. Туризм может развиваться только в мирных условиях. Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.

Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:

- широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кампании в средствах массовой информации в России и за рубежом;

- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в том числе представление туристских возможностей страны единым российским национальным стендом;

- организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;

- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

- формирования современной статистики туризма.

Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Список литературы

1.Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил. - С. 2495.

2.Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебное пособие. - М. МАТГР, 2005

3.Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1998. - С. 2

4.Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г.

5.Максаковский В.П. Международный туризм: география., журнал География в школе №5, 2009. - С. 10

6.Методика, принятая Госкомстатом РФ, в Российской Федерации насчитывается 13 туристских зон федерального значения. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебное пособие. - М. МАТГР, 2005.

7.Родионова И. А., Бунакова Т.М. Экономическая географя.:Учебно-справочное пособие. Московский лицей, 1999г.

8.http://www.gumilev-center.ru

9. Ивахнюк И.В. (2011) Перспективы миграционной политики России: Выбор верного пути.

10.Ивахнюк И.В. (2005) Международная трудовая миграция. Учебное пособие. М., МГУ-ТЕИС.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Классификация международного туризма.

1. По целям:

- досуг, рекреация, отдых;

- деловые и профессиональные поездки;

- посещение знакомых и родственников;

- лечение;

- религиозные цели;

- научно-познавательные поездки.

2. По видам:

- приморский;

- горный;

- речной;

- морской;

- городской;

- экологический;

- экстремальный.

3. По способам передвижения:

- автомобильный;

- воздушный;

-железнодорожный;

- морской;

- речной.

4. По времени:

- кратковременный;

- длительный.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Туристические макрорегионы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Туристские зоны России федерального значения

Туристская зона - это определенная территория, не имеющая четких границ, но обладающая общими специфическими туристскими ресурсами, способными вызвать устойчивый интерес со стороны определенно категории туристов. Россия обладает исключительно огромным количеством разнообразных природно-климатических, этнографических (традиции и обычаи народов) и антропогенных (культурно-историческое наследие) ресурсов, способных удовлетворить вкусы и интересы самых взыскательных туристов. В соответствии с методикой, принятой Госкомстатом РФ, в Российской Федерации насчитывается 13 туристских зон федерального значения (см. №2).

Западная туристская зона

Она включает Калининградскую область, где туристские ресурсы представлены историческими монументами в Калининграде и ряде других городов, а также возможностями туристского отдыха на побережье Балтийского моря, особенно в районе Куршской косы, объявленной Национальным природным парком.

Северо-западная туристская зона

В нее входят: г.Санкт-Петербург; Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская области; Республика Карелия. Туристские ресурсы представлены интереснейшими культурно-историческими памятниками в Санкт-Петербурге, Новгороде, Пскове, Вологде, памятниками Валаама и Кижей, возможностями круизных путешествий и экологических туров, лечением на курорте марциальных вод (Карелия),любительской охоты и рыбалки. Особый интерес у туристов вызывают возможности организации в этой зоне зимнего отдыха и развлечений. В этой зоне созданы и действуют государственные природные заповедники «Кивач», «Костомушкинский», «Нижне-Свирский», а также Валдайский национальный природный парк.

Центральная туристская зона

Она включает: Москву, Московскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области. Эта зона выделяется наибольшим количеством самых разнообразных туристских ресурсов, включая культурно-исторические ценности Москвы, как столицы Российского государства, исторические памятники городов «Золотого кольца», а также городов Смоленска, Рязани, Калуги. Эта зона также богата природными ресурсами, способными удовлетворить разнообразные интересы любителей природы, охоты, рыбалки. Также как и в Северо-Западной зоне в Центральной туристской зоне имеются хорошие возможности организации зимних видов туризма. В эту зону входят Окский (биосферный) и Приокский-Терасный государственные заповедники, национальные природные парки: «Мещера» и «Смоленское Поозерье». Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002.

Южно-Русская туристская зона

В нее входят: Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская и Тамбовская области, а также Республика Мордовия. В прошедшие годы в этой зоне уделялось недостаточно внимания развитию туризма. Поэтому ее исторические памятники не получили большого общественного резонанса. Тем не менее, многие города оставили большой след в истории России и поэтому могут показать достаточно интересные исторические и культурные памятники, мемориалы, посвященные истории становления и развития российского государства, истории Великой Отечественной войны. На территории Южно-Русской зоны имеется не мало природных условий и достопримечательностей, способных заинтересовать российских и иностранных туристов. В этой зоне находятся такие государственные природные заповедники как: «Брянский лес», «Воронинский», «Лес на Ворскле», «Приволжская лесостепь», «Центрально-Черноземный», а также национальный природный парк «Орловское Полесье».

Поволжская туристская зона

Она включает: Республики Калмыкия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, а также Астраханскую, Саратовскую, Ульяновскую, Самарскую, Волгоградскую, Ивановскую, Кировскую, Костромскую и Нижегородскую области. Главной достопримечательностью в этой зоне можно считать великую русскую реку Волгу, с которой связаны многие исторические события нашей страны. В городах Поволжья много культурно-исторических памятников. Для российских и иностранных туристов особый интерес представляет посещение города-героя Волгограда. Туристы могут также познакомится с этнографическими особенностями, традициями, обычаями и фольклором местных народов. Богатая природа этой зоны позволяет организовывать различные формы экологического, приключенческого туризма, путешествия по специализированным программам. В этой зоне действуют такие государственные природные, как «Большая Кокшага» (Марий Эл), «Волжско-Камский» (Татарстан), «Керженский» (Нижний Новгород), «Нургуш» (Кировская обл.), а также национальные природные парки «Марий Чодра», «Нижняя Кама», «Хвалынский» и др.

Уральская туристская зона

В ее состав входят: Республика Башкортостан, а также Оренбургская, Пермская, Свердловская и Челябинская области. Проходящий по этой зоне Уральский горный хребет, разделяющий Европу и Азию, сам по себе является привлекательным объектом туристского интереса. Эта зона богата самыми различными природно-климатическими ресурсами, представленными флорой, фауной, находками современной палеонтологии и геологии. Здесь также имеются хорошие возможности для организации экологического и приключенческого туризма. В эту зону входят такие государственные природные заповедники как «Басеги» (Пермь), «Висимский» и «Денежкин Камень» (Свердловская обл.), «Оренбургский», «Шульгин-Таш» (Башкирия).

Приазовско-Черноморская туристская зона

В нее входят: Краснодарский край и Ростовская область. Главными туристскими ресурсами этой зоны являются Черноморское побережье с известнейшими курортными городами Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Адлер с бальнеологическим центром Мацеста, а также курортные места на побережье Азовского моря. Горный район этой зоны обладает уникальными природными ресурсами, позволяющими удовлетворить самые различные интересы любителей природы. В этой зоне находятся государственный биосферный заповедник «Кавказский» и национальный природный парк «Сочинский».

Кавказская туристская зона

В нее входят: Ставропольский край и республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская. Главным туристским ресурсом этой зоны является Кавказский горный хребет с исключительно богатой флорой и фауной. Многочисленные национальные республики, входящие в эту зону, представляющие национальные традиции, обычаи, фольклор местных народов привлекали и привлекают большие группы российских и иностранных туристов. Особое значение для этой зоны имеют курортные центры Кавказских Минеральных Вод, обладающие ценными бальнеологическими ресурсами. По территории Северного Кавказа проходят многочисленные альпинистские и горно-туристские маршруты. Здесь действуют такие государственные природные заповедники, как «Дагестанский», «Кабардино-Балкарский», «Северо-Осетинский», «Тебердинский», а также национальный парк «Приэльбрусье».

Обско-Алтайская туристская зона

Эта зона охватывает Республику Алтай и Алтайский край, а также Кемеровскую, Тюменскую и Томскую области. В этой зоне расположены такие государственные природные заповедники, как «Алтайский» и «Катунский» (Алтай), «Верхне-Тазовский», «Юганский» и «Малая Сосьва» (Тюмень), «Кузнецкий Алтау» и «Шорский» (Кемерово). Наличие таких заповедников и природных парков свидетельствует об обилии природно-климатических ресурсов в Обско-Алтайской туристской зоне, способных удовлетворить интересы путешественников по самым различным видам туризма.

Енисейская туристская зона

Территория этой зоны охватывает республики Тува и Хакасия, а также Красноярский край. Эта зона также выделяется большим количеством природных заповедников и парков, в том числе заповедники «Азас» (Тува), «Чазы», «Малый Абакан» (Хакассия), «Таймырский», «Столбы», «Саяно-Шушенский», «Центрально-Сибирский» (Красноярск).

Байкальская туристская зона

Она включает Республику Бурятию, а также Иркутскую и Читинскую области. Главной туристской достопримечательностью этой зоны является самое глубокое в мире озеро Байкал с его исключительно богатой флорой и фауной. Основные природно-климатические достопримечательности сосредоточены в созданных в этой зоне природных заповедниках и парках: «Байкальский», «Баргузинский», «Витимский», «Даурский», «Джергинский», «Сохондинский», «Забайкальский» и др.

Дальневосточная туристская зона

В нее входят: Приморский и Хабаровский края, Амурская и Сахалинская области, Еврейская автономная область. По своим природно-климатическим, этнографическим и антропогенным ресурсам эта зона не уступает другим восточным территориям Российской Федерации. Здесь также созданы и активно действуют крупнейшие в стране заповедники и национальные парки: «Большехехцирский», «Ботчинский», «Джугджурский» (Хабаровск), «Зейский», «Хинганский» (Амур), «Лазовский», «Сихоте-Алинский», «Ханкайский» (Приморье), «Поронайский», «Курильский» (Сахалин). Наряду с указанными заповедниками в этой зоне имеется много природных условий для организации спортивного и приключенческого туризма, любительской охоты и рыбалки, знакомства с историческими памятниками, обычаями и фольклором местных народов.

Российский Север.

Это самая большая туристская зона, растянувшаяся по всей северной границе нашей страны. Она охватывает республики Коми, Саха, автономные округа Чукотский, Таймырский, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий, области Архангельскую, Мурманскую, Камчатскую и Магаданскую. В этой зоне также созданы и действуют интереснейшие государственные природные заповедники и национальные парки: «Большой Арктический» и «Путоранский» (Таймыр), «Кандалакшский», «Лапландский» и «Пасвик» (Мурманск), «Командорский» и «Кроноцкий» (Камчатка), «Магаданский» и «Остров Врангеля» (Магадан), «Пинежский» (Архангельск), «Печоро-Илычский» и «Югыд Ва» (Коми).

Наиболее освоенной частью этой зоны является европейский север: Мурманск, Архангельск, имеющие регулярные морские коммуникации со странами Северной Европы и принимающие у себя иностранные круизы. Эта зона привлекает туристов своими природно-климатическими особенностями: полярная ночь, северное сияние, белые ночи, исключительные условия для приключенческого туризма, для занятия зимними видами спорта, серная фауна, этнографические особенности местных народов и др.

Приложение 4

Достопримечательности города Ревда

1. Храм Архистратига Михаила возрождает духовность города.

2. «Демидов-центр» - хранитель истории завода, города, жизни многих поколений.

3. Невысокая Лысая гора, как обзорная площадка, с которой открывается вид на пруд и город.

4. Еланский парк – исторический «оазис» города.

5. Литературный сквер – «лицо» города.

6. Аллея интернационалистов – аллея памяти.

Нашему городу Ревда с его богатым историческим прошлым есть, чем удивить гостей. Достопримечательности находятся в городской черте. Каждый житель без труда может провести экскурсию для гостей города, для этого надо знать историю родного края.

Просмотров работы: 8923