ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Андрющенко М.А. 1
1Филиал Южного федерального университета в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На протяжении многих лет человечество наряду с развитием науки, культуры, общественного сознания разрабатывало и совершенствовало формы, средства, технологии и методы разрешения, различных вооруженных конфликтов. В начале XXI века проблема использования военной силы при решении различных спорных вопросов отнюдь не давало оснований надеяться на то, что реалии войны останутся лишь в истории человечества. Террористические акты как средство достижения политических и экономических целей не только не уходят в прошлое, но все с большей силой расцветает в некоторых регионах мира, в том числе и на территории стран СНГ. И пока существуют угрозы вооруженного насилия, будет существовать необходимость предотвращения этой угрозы на основании таких же вооруженных методов.

Тем, кто прошел испытание войной, предоставляется возможность раскрыть и познать себя в условиях, когда оказываешься перед самой главной земной ценностью - жизнью человека, когда ее ценность затмевает все остальное в мире. Во многом именно поэтому этим людям намного сложнее адаптироваться к так называемой «нормальной» человеческой жизни. К жизни, где деньги, материальные блага, недвижимость, автомобили и прочее оказываются важней самой жизни человека. Современное общество ставит главной ценностью жизнь и свободу человека, порождая тут же насильников и убийц, готовых за небольшую плату отнять у других эту самую жизнь.

Проблема посттравматических стрессовых расстройств становится в последние годы все более актуальной. Это связано с тем, что во всем мире и в России в том числе имеется много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях.

Многие авторы описывали различные состояния военной психотравмы у участников различных войн, появились такие термины как «корейский синдром», «вьетнамский синдром», «афганский синдром». Некоторые авторы стали употреблять термин «чеченский синдром».

В настоящее время центральное место в учении о психических, расстройствах, вызванных факторами боевой обстановки и возникающих как на догоспитальном, так и на госпитальном этапе, занимают исследование закономерностей их формирования, динамики и исходов, особенностей патопластического оформления, а также поиск научно обоснованных решений по организации психиатрической помощи в условиях современной локальной войны.

Ситуация боевых действий, приводит к выраженным изменениям функционального состояния психической деятельности, характеризующимися развитием чрезвычайно сильных негативных эмоций, таких как страх, тревога, тяжелое умственное и физическое переутомление. Развивающиеся у военнослужащих в условиях боевых действий психические расстройства определяют собирательным термином посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Посттравматические стрессовые расстройства у людей, принимавших участие в боевых действиях, приводят к тому, что у человека возникает ощущение быстротечности будущей жизни и сужается круг интересов. Это значительно осложняет его социальную адаптацию в мирной жизни.

Итак, локальные военные конфликты, то и дело вспыхивающие в разных концах земного шара, накладывают свой отпечаток на психологию бойцов, возвращающихся из горячих точек. Быстрый переход в мирную действительность часто не позволяет участникам военных событий адекватно реагировать на те или иные обстоятельства с точки зрения окружающего большинства.

Объектом исследования являются участники военных действий.

Предмет – реабилитация участников военных действий.

Цель – изучение возможности реабилитации военнослужащих, участников военных действий.

Задачи:

1. Определить объект воздействия травмирующей ситуации;

2. Выявить особенности психических реакций у военнослужащих, пострадавших в результате вооруженного конфликта;

3. Исследовать содержание психологической и медицинской реабилитации военнослужащих - участников военных конфликтов.

1.Участники вооруженных конфликтов как объект воздействия травмирующей ситуации

Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост насилия и т.д. показали, насколько необходима психосоциальная помощь участникам военных действий и межнациональных конфликтов, а также участникам боевых действий.

В современной жизни многих стран, в том числе и России, военнослужащие, особенно принимающие участие в локальных конфликтах внутри своих стран и в военных действиях за рубежом, занимают особое место в группе лиц с повышенным риском развития психогенных нарушений. Посттравматические стрессовые нарушения впервые были описаны в США после вьетнамской войны. Во все времена воинская служба сопровождалась комплексом достаточно специфических психотравмирующих воздействий. Армейский быт с различными его издержками, сужение «степени свободы» из-за необходимости «жить по приказу», тревожная напряженность и страх смерти во время войны, зачастую неясность личных перспектив и ряд многих других в значительной мере неизбежных психотравмирующих факторов вполне закономерно влияют на состояние любого военнослужащего. В противовес этому на протяжении столетий сформировался комплекс социальных эмоционально-позитивных для военнослужащего факторов, активно поддерживающихся обществом. Воин - защитник очага, семьи, Родины. Его оружие предназначено для освободительной миссии, охраны жизни, справедливости, свободы. Осознание высокой цели воинской службы ее героизация позволяли солдатам преодолевать многие сложности. При этом отношение общества к своим защитникам формировало у них чувство гордости за выбранный жизненный путь и уверенность в своей социальной значимости. При всех так называемых «непопулярных" в обществе войнах, как свидетельствуют научные данные, в армиях разных стран мира возрастало число психических расстройств. Необходимо отметить, что в литературе психогенные расстройства военного времени рассматриваются отдельно: у участников военных действий и у населения.

С изложенных позиций, ситуация, сложившаяся в последние годы в Российской Армии, породило у многих военнослужащих большое число психических расстройств. Во время локальных войн они дополняются важнейшими для современного воюющего офицера и солдата личными и вместе с тем социально-общественными «рассуждениями» о целях и методах войны и ее последствиях. Военными медиками все чаще используются такие нетрадиционные, но отражающие клиническую реальность, терминологические обозначения, как «боевое утомление», психологические стрессовые реакции, аффективные расстройства. А также «вьетнамский», «афганский», «чеченский» синдромы и другие. У 15-20% военнослужащих, принимавших участие в войне в Афганистане, в военных действиях в Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Чечне, имеются «хронические посттравматические состояния», вызванные стрессом. До 12% участников боевых действий хотели бы посвятить свою жизнь службе в армии. (Нечипоренко В.В., 1995) У этих людей выработались свои извращенные взгляды на запрет убийства, грабеж, насилие. Они пополняют не только ряды воинов в разных странах мира, но и криминальные структуры. В наибольшей мере это относится к участникам локальных войн, и прежде всего в Афганистане и Чечне. Специалисты эти войны называют «эпидемией аморальности», ведущей к девальвации идеи освободительной миссии армии, к криминализации и психопатизации многих военнослужащих.

Психическая травма, психологический шок и их последствия - вот что будет определять до конца дней жизненный настрой выживших в военных конфликтах.

2. Особенности психических реакций у военнослужащих, пострадавших в результате вооруженного конфликта

На сегодняшний день ветераны оказались в исключительных, по современным меркам, условиях, им для выживая, потребовались такие навыки и способы поведения, которые нельзя считать нормальными и общепринятыми в мирной жизни. Многие из этих стереотипов поведения, пригодных только для боевой обстановки, так глубоко пустили корни, что будут сказываться еще много лет.

Травмирующие события случались с людьми во все времена. Но ветераны войн и вооруженных локальных конфликтов занимают особое место, поскольку на их долю выпала слишком большая доза нечеловеческих переживаний. Ужасы войны оказывали воздействие не только своей интенсивностью, но и частой повторяемостью: травмы следовали одна за другой, так что у человека не было времени «прийти в себя».

Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: врачи считают, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны.

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Например, у современных боевых ветеранов гул низколетящего вертолета или звук, напоминающий взрыв, может вызвать острую стрессовую реакцию, «как на войне». В то же время человек стремится думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.1

Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт. Если человеку кажется, что в критической ситуации он повел себя безответственно, ему в дальнейшем будет трудно брать на себя ответственность за кого-то или за что-то.

Проблема психического здоровья военнослужащих, участвующих в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для отечественной военной психиатрии, а психолого-психиатрические последствия боевой психической травмы (БПТ), особенно в контексте медико-реабилитационных задач, - зона взаимного научного и практического интересов как гражданских, так и военных специалистов.

Под боевым стрессом следует понимать многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевойобстановки, сопровождаемый напряжением механизмов реактивной саморегуляции и закреплением специфических приспособительных психофизиологических изменений.

Состояние боевого стресса в условиях театра военных действий переносит каждый. Возникая еще до прямого контакта с реальной витальной угрозой, боевой стресс продолжается вплоть до выхода из зоны военных действий. Благодаря стрессовому механизму закрепляется памятный след новых эмоционально-поведенческих навыков и стереотипов, первостепенно значимых для сохранения жизни. Боевой стресс в то же время является состоянием дестабилизирующим, предпатологическим, ограничивающим функциональный резерв организма, увеличивающим риск дезинтеграции психической деятельности и стойких соматовегетативных дисфункций.

Частота острых стрессовых реакций среди военнослужащих в условиях ведения тяжелых интенсивных боев обычно достигает пика. При плохой обученности войск, неумелом руководстве ими, дефиците объективной информации аномальные стрессовые реакции могут по механизмам индукции молниеносно охватить почти 100% личного состава, выливаясь в явление, известное как коллективная паника

Клинические проявления боевой психической травмы тесно связаны с характером боевых действий и длительностью пребывания в боевой обстановке. Существенное модифицирующее значение в ее формировании и динамике имеют отсутствие социальной поддержки со стороны общества, сослуживцев и командиров, недостаточная сплоченность подразделения, факторы биологической депривации (пищи, сна, отдыха). Факторы конституциональной предрасположенности (диатеза) обнаруживают значимость в начальный период пребывания в боевой обстановке, при этом превалирует реагирование в виде «бегства от реальности».

Наряду с естественными, «нормальными» психологическими реакциями тревоги и страха без признаков дисфункции психической деятельности в условиях интенсивных боевых действий довольно часто возникают транзиторные психические расстройства - острые реакции на стресс, имеющие картину смешанных и меняющихся симптомов депрессии, тревоги, гнева, отчаяния, ажитации, гиперактивности или заторможенности (вплоть до диссоциативного ступора) на фоне явлений оглушенности, некоторогосужения поля сознания, неспособности адекватно реагировать на внешние стимулы, иногда с последующей частичной или полной амнезией. Развитие острых стрессовых реакций среди личного состава отрицательно сказывается на уровне боеспособности войск и нередко создает дополнительную угрозу жизни для самого комбатанта или его товарищей. Поскольку ни один из симптомов дистресса не преобладает длительно и все они прекращаются быстро (от нескольких часов до двух-трех дней), синдромологическая оценка состояния пораженных по существу невозможна. Однако наличие таковых симптомов уже требует проведения неотложных психокоррекционных мероприятий, ввиду опасности развития более продолжительных и менее обратимых неспецифических, а далее - и нозоспецифических стрессовых расстройств.

В боевой обстановке главные причины психологического стресса- угроза жизни и ответственность за исполнение задачи, недостаточность и неопределенность поступающей информации, дефицит времени при принятии решений и осуществлении боевых действий, несоответствие уровня профессиональных навыков требованиям, предъявляемым условиями боя к личности, психологическая неподготовленность к выполнению конкретной задачи, неуверенность в надежности оружия, отсутствие доверия к командованию, факторы изоляции (при действиях в отрыве от основных сил, нахождение в изолированных укрытиях) и т.д.

Расстройство психической деятельности связанное с травмирующим психику переживанием, обусловленным боевой обстановкой индивидуальна, однако степень ее в значительной мере зависит от совокупности реакции на этот фактор всего подразделения. Коллективная реакция оказывает сильное влияние на дисциплину и организованность подразделений.

Другим фактором, воздействующим на психику человека, является степень овладения оружием и боевой техникой, полнота объективного представления о будущих условиях ведения боевых действий. Важным фактором, способствующим возникновению БПТ, является нарушение режима сна. Уже после одной бессонной ночи боеспособность снижается, быстро уменьшается объем памяти, в первую очередь кратковременной, что приводит к меньшему усвоению поступающей информации и затрудняет принятие решений в ответственные моменты. Реакция на внезапно возникшие критические ситуации снижается.

Все психические нарушения военного времени специалисты объединяют в три основных группы. В первую очередь выделяют нарушения психики, ведущим симптомом которых является патологический страх. Его типичную картину составляют: сердцебиение, холодный пот, сухость во рту, дрожание конечностей, охватывающее под час все тело, непроизвольное отделение мочи и кала, функциональные параличи конечностей, заикание, потеря речи.

Различают двигательные и оцепенелые формы страха. Двигательные представляют собой, как правило, различные виды неконтролируемых движений, например: бегство от источника опасности. Военнослужащий, охваченный оцепенелой формой страха, находится в оцепенении, лицо у него серого цвета, взгляд потухающий, контакт с ним затруднен. К этой группе относят также « скрытую» форму страха, которая получила название «лихорадочная пассивность» и характеризуется бессмысленной деятельностью, приводящей к срыву задания. В штабах такая «активность» замедляет или даже парализует работу. Конкретным ее проявлением может быть образование новых рабочих групп, которые ничего существенного не делают, кроме организации многочисленных телефонных звонков и радиограмм, противоречащих друг другу.

Чувство страха среди людей распространяется как цепная реакция, что объясняется отсутствием у личности при нахождении в организованном коллективе персональной ответственности и преобладающих в ее действиях эмоциями которые чаще всего носят примитивный характер. Это приводит к возникновению коллективных реакций, одна из которых - паника.

Вторая группа реакций представляет собой попытки человека «вычеркнуть боевые эпизоды из памяти». Последствиями таких реакций чаще всего являются различные дисциплинарные проступки, употребление алкоголя, наркомания. Как правило, указанные реакции возникают после боевых действий, но могут возникнуть и в период.

В третью группу выделяют нарушения, именуемые боевой усталостью, связанные с длительным ведением боевых действий. В этой группе выделяют «боевой шок» - простая эмоциональная реакция, возникающая через несколько часов или дней интенсивных боевых действий. Характеризуется чувством тревоги, депрессией и страхом. «Боевым переутомлением» - возникает через несколько недель боевых действий средней интенсивности.

БПТ различают также по степени тяжести. Наиболее частыми их проявлениями в легкой степени являются чрезмерная раздражительность, нервозность, замкнутость, потеря аппетита, головные боли, быстрая утомляемость. В случаях средней тяжести психические нарушения проявляются в виде истерической реакции, агрессивности, временной потери памяти, депрессии, повышенной чувствительности к шуму, патологического страха, переходящего иногда в панику, потери ощущения реальности происходящего. В тяжелых случаях у пораженных возникают нарушения слуха, зрения, речи, координации движений.

3. Психологическая и медицинская реабилитация военнослужащих – участников военных конфликтов

Проблема оказания специализированной помощи пострадавшему в результате боевых действий населению имеет два важных и принципиальных аспекта: психологический и собственно психиатрический, что обусловливает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы с привлечением различных специалистов смежного профиля (психологов, психотерапевтов, врачей-интернистов и др.). Именно такой подход, как показывает практика, способен обеспечить не только своевременную адекватную психиатрическую помощь, но и провести адресные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение тяжести и выраженности психологических, психических и психосоматических последствий во время ведения боевых действий, а также в ближайшие и отдаленные периоды после их завершения.

Но все же, возможно избежать развития посттравматического стрессового синдрома и боевой психической травмы. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы и правила2:

В значительной степени профилактика БПТ зависит от командира подразделения, начальника, он должен уменьшать действие на личный состав психогенных факторов.

Прежде всего, он обязан создавать уверенность у подчиненных в своих действиях, обеспечивать личный состав всем необходимым, заботиться о своевременной организации ночлега и отдыха, уметь оказывать первую психологическую помощь.

Существуют различные типы реагирования на потрясение, полученное в ходе военных действий, которые подробно описаны психиатром В. К. Хорошко.

Тип психической реакции – нормальная.

Симптомы: непроизвольные мышечные сокращения, мышечное напряжение, потливость, тошнота, частое мочеиспускание, учащенное дыхание и сердцебиение, тревожность, беспокойство.

Рекомендуемые меры помощи: индивидуальная психофизическая поддержка, четкое руководство с подчеркиванием положительных ситуативных мотивов, общение с товарищами.

Что не рекомендуется: фиксировать излишнее внимание на этом состоянии, подчеркивать серьезность положения, высмеивать или оставаться безучастным.

Тип психической реакции - пониженная активность, депрессия.

Симптомы: люди находятся в положении стоя или сидя без движения и разговоров, с безучастными лицами. Иногда наблюдаются однообразные движения или монотонные удары частей тела о какой - либо предмет.

Рекомендуемые меры помощи: мягко установить с ними контакт, добиться того, чтобы они сообщили о случившемся. Проявить участие и выразить солидарность. Предложить простую рутинную работу, обеспечить теплой пищей и сигаретами.

Что не рекомендуется: проявлять излишнюю жалость, применять дисциплинарные меры (за исключением крайних случаев), проявлять излишнюю солидарность.

Тип психической реакции - индивидуальная паника.

Симптомы: безрассудные попытки к бегству, неконтролируемый плач, бег кругами.

Рекомендуемые меры помощи: проявить доброжелательную твердость, дать съесть или выпить что-либо теплое. Предложить закурить. Изолировать, если есть в этом необходимость.

Что не рекомендуется: применять грубые меры при изоляции, обливать водой, назначать дисциплинарные меры (за исключением крайних случаев).

Тип психической реакции – гиперактивность.

Симптомы: склонность к спорам, быстрая речь, выполнение ненужной работы, перескакивание с одной работы на другую, Высказывание бесконечных советов окружающим.

Рекомендуемые меры помощи: дать выговориться, заставить выполнять физическую работу, предложить съесть или выпить что-либо теплое, закурить. Осуществлять контроль. Не проявлять других чувств.

Что не рекомендуется: акцентировать внимание на состоянии военнослужащего, вступать с ним в спор, назначать дисциплинарные меры.

Тип психической реакции - реакция с преобладанием физических компонентов.

Симптомы: тошнота, рвота, функциональные параличи.

Рекомендуемые меры помощи: показать свою заинтересованность, предложить простую, не трудную работу, создать необходимые условия при эвакуации в медицинский пункт.

Что не рекомендуется: говорить пострадавшим, что с ними ничего серьезного не случилось, ругать и высмеивать, акцентировать внимание на их состоянии. Важная роль в повышению устойчивости к стрессу отводится физической подготовке. У постоянно занимающихся физической подготовкой лиц развиваются положительные изменения в организме, в том числе в функциональном состоянии систем, подвергающихся наибольшему воздействию психогенных факторов. Наиболее важным из них являются возрастание эффективности сердечной деятельности, улучшение легочной вентиляции, уменьшение жировой ткани, снижение артериального давления.

Другим фактором повышения устойчивости к стрессу является индивидуальная и групповая боевая выучка, степень владения оружием и боевой техникой. Чувство уверенности в своих силах, знаниях, в своем оружии, своих товарищах, командирах, в правильности принимаемых решений и поставленных боевых задач и, наконец, в нужности и значимости общего дела позволяют в значительной мере повысить устойчивость к стрессу.

Командиры подразделений должны уметь своевременно выявлять лиц с признаками развития психотравм, при которых они должны быть эвакуированы с поля боя. Критериями для эвакуации, в частности, является невозможность выполнения функциональных обязанностей, необъективная оценка угрожающей опасности, деморализующее влияние лиц с психическими травмами на личный состав подразделения, угроза с их стороны безопасности других людей.

Практика участия в боевых действиях военнослужащих ранее получивших БПТ показывает, что вероятность получения ими БПТ снова в 1.5 раза выше чем у военнослужащих, имеющих такой же боевой опыт, но не получивших БПТ. Поэтому людей, получивших БПТ не следует использовать для выполнения боевых заданий. Основными принципами психосоциальной реабилитации являются3:

1. Своевременность. Реабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий, даже если эта пауза в служебно-боевой деятельности временная.

2. По возможности, сохранение состава подразделений.

3. Ориентация в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер.

4. Создание атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров, выравнивание их отношения к военнослужащим, допустившим ранее проступки и нарушения.

Начальный период реабилитационной работы направляется на постепенный вывод сознания военнослужащих из вовлеченности в боевую ситуацию. Для этого периода характерно наличие значительного уровня высокостимулированной боевыми стрессами психической и физической энергии. Весь этот потенциал нуждается в реализации. Иными словами, накопленная энергия должна иметь выход. С этой целью необходима организация занятий, требующих физической нагрузки, однако не превышающей объема общей нагрузки, предусмотренных программой боевой подготовки. В этот период необходимо методом наблюдения проводить диагностику психических состояний с целью своевременного выявления военнослужащих с признаками непосредственных посттравматических расстройств психики. Внешними их проявлениями являются4:

- изменение привычного стереотипа поведения данного военнослужащего на прямо противоположный. Ранее общительный, подвижный солдат становится замкнутым, нелюдимым, тяготеет к уединению. И, наоборот, у ранее замкнутого, выдержанного военнослужащего появляется нехарактерная для него подвижность, общительность, разговорчивость, часто беспричинное веселье;

- повышенная раздражительность военнослужащего, переходящая в открытую агрессивность с истерическими признаками, слезливость, часто приходящая на смену агрессии;

- так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни подразделения, безразличие к своим товарищам и их занятиям, отсутствие собственных интересов и занятий.

При оказании специализированной психолого-психиатрической помощи основным методом в период ведения активных боевых действий и в ближайшие периоды после их завершения явилась психофармакотерапия. Следует отметить необходимость применения на каждом этапе психиатрической помощи комплексных мер, включающих наряду с психофармакотерапией психотерапию и рефлексотерапию, направленных на повышение защитно-приспособительных и резервных возможностей организма; методы социально-психологической поддержки и социально-трудовой реабилитации пострадавших, влияющие на различные звенья патогенеза психических нарушений, возникающих в ЧС, включая его биологические, психологические и (опосредованно)социальные механизмы.5

Однако основные усилия реабилитации должны быть в этот период сосредоточены на специальных мероприятиях, проводимых психологами, психиатрами, медицинскими работниками, ив первую очередь на психодиагностике, психофизиологическом обследовании, медицинских осмотрах и на работе по психорегуляции, психокоррекции, мероприятиях психотерапевтического характера. В первую очередь в поле пристального внимания специалистов должны попасть военнослужащие с признаками постравматических реакций, которые у них наблюдались на начальном этапе реабилитации непосредственно после окончания боевых действий. Но необходимо иметь в виду, что эти реакции могут иметь отсроченный характер и проявиться через значительный период времени после получения психической травмы практически у любого военнослужащего. Диагностика психических состояний, уровня нервно-психической деятельности, проводимая психологами и психиатрами, должна быть основным содержанием работы в ходе медицинского обследования личного состава после возвращения его из районов выполнения военной задачи. Особое внимание должно быть уделено проведению бесед как групповых, так и индивидуальных, в ходе которых необходимо сориентировать в проблемах, возникающих в процессе их реадаптации к обычным условиям жизнедеятельности. А также психологических особенностях этого периода, дать понять, что это вполне естественный процесс, который, в конечном счете, позволит обрести душевное равновесие и психологический комфорт, отсутствие которого в настоящее время не является чем-то из ряда вон выходящим и не должно вызывать тревог и опасений за свое будущее.

Заключение

Итак, говоря о посттравматическом стрессе, мы имеем в виду, что человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику.

Эти события так резко отличаются от всего предыдущего опыта или причиняли настолько сильные страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации естественно стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче.

Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний.

«Боевые рефлексы» не кажутся чем-то необычным, пока человек находится в районе военных действий. Но возвращаясь, домой, он попадает в такую среду, где подобные рефлексы производят, по меньшей мере, странное впечатление. Тысячу раз, прямо и косвенно, множеством различных способов человеку указывают, что пора прекратить вести себя как на войне. Но никто не пытается объяснить ветерану, каким образом это сделать.

Для тех немногих ветеранов, кому повезло, дом стал местом, где их ждала любовь, где они чувствовали себя в безопасности и могли спокойно осмыслить пережитое, обсудить его с близкими. Такая атмосфера позволяет проанализировать свои ощущения, а затем внутренне принять свой опыт и примириться с прошлым, чтобы двигаться по жизни дальше.

К сожалению, такой счастливый сценарий не характерен для большинства вернувшихся с войны. В такой ситуации психическое напряжение долгое время не находит себе выхода.

Таким образом, можно, сделать вывод о том, что посттравматический синдром участников военных локальных конфликтов является личностным кризисом со всеми присущими ему признаками, а, значит, как и любой психологический личностный кризис, нуждается в терапии.

Список литературы

1 Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А.Александровский, О.С.Лобастов, Л.И.Спивак. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А.Александровский. – М., 1991. – 125с.

2. Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consilium-medicum.com

3. Большова Т.Е. Военнослужащие / Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997 – С. 136-140.

4. Гордиевский А. Социальная защита военнослужащих / Ориентир. – 1999. - №10. - С. 43-46.

5. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия / Б.Д.Карвасарский, С.Ледера. – М.: Медицина, 1990. – 384с.

6. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей / Ю.А.Александровский. - М.: Медицина, 1997. – 345с.

7. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов / М.: Юрист, 1996. – 493с.

8. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью / Москва., 1999. - 303с.

9. Павленок П.Д. Основы социальной работы / М.: ИНФРА-М, 2003. - 395с.

10. Требухов С.Н. К вопросу о типах психологического реагирования у раненых с признаками боевой психической травмы / Сборник «Актуальные вопросы терапии психических заболеваний». Челябинск., 2002. – С 56-76.

13. Ядов В.А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания / Социологический журнал. - 1997. - № 3. – С 77-91.

1Требухов С.Н. К вопросу о типах психологического реагирования у раненых с признаками боевой психической травмы / Сборник «Актуальные вопросы терапии психических заболеваний». Челябинск., 2002. – С 56-76.

2 Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А.Александровский, О.С.Лобастов, Л.И.Спивак. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А.Александровский. – М., 1991. – 125с.

3Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. - М., 1991.

4Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей / Ю.А.Александровский. - М.: Медицина, 1997. – с235.

5 Ядов В.А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания / Социологический журнал. - 1997. - № 3. – С 77-91.

 

Просмотров работы: 3060