ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Титарева А.А. 1
1ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Орловский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Культура - совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Видами деятельности в сфере культуры в Российской Федерации являются:

  1. профессиональное и непрофессиональное (любительское) творчество, в том числе художественная литература, сценическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

  2. создание и распространение аудиовизуальной продукции (кинематография, телевидение и иное);

  3. издательская деятельность в сфере культуры;

  4. культурно-досуговая деятельность;

  5. эстетическое воспитание граждан;

  6. образование в сфере культуры и искусства, педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства;

  7. научно-исследовательская деятельность в сфере культуры и искусства;

  8. сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия Российской Федерации;

  9. музейная деятельность;

10) библиотечная деятельность;

  1. архивное дело в Российской Федерации;

  2. деятельность по изготовлению и реставрации художественных и декоративных изделий;

  3. деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры;

  4. деятельность по организации и развитию культурного туризма;

  5. информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры;

  6. иные виды культурной деятельности.

В культурной деятельности человек реализует первичные, социальные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг. Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира. Деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Сеть учреждений культуры и искусства Российской Федерации на 2011 год представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Учреждения культуры и искусства РФ

Вид учреждения культуры

Количество всего

Общедоступные библиотеки

43200

Театр

618

Музеи

2631

Культурно-досуговые учреждения

45000

Типы учреждений культуры:

1) культурно-досуговые учреждения;

2) парки культуры и отдыха;

3) библиотеки;

4) музеи;

5) кинотеатры;

6) центры досуга;

7) культурные комплексы;

8) культурно-спортивные комплексы.

Культурно-досуговое учреждение проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

Клубные учреждения - обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие - в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы. Клубы прочно вошли в быт людей, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей.

Несмотря на то, что на селе идет процесс приватизации, разгосударствления, здесь сохранились в основном клубные учреждения. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб. Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района.

Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через спецсчет.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

Клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, ученых, молодежи, дома учителя, врача, агронома, туриста, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и другие виды досуговых учреждений, ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения относятся к числу учреждений культурно-досугового типа.

В настоящее время количество учреждений культурно-досугового типа сокращается, в соответствии с рисунком 1.1 число учреждений сократилось к 2011 году до 45тыс, большая часть учреждений находится в сельской местности.

Рисунок 1.1 – Динамика культурно-досуговых учреждений

Парки культуры и отдыха - природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.

В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления. В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме.

На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшийся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.

Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, в связи с этим возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с ценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.

Библиотеки - тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

Библиотеки - это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями. По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности. Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.

Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам.

Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки). Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района.

Областная (краевая) библиотека - хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой.

К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.

К числу общедоступных (публичных) библиотек относятся библиотеки, имеющие универсальные книжные фонды и удовлетворяющие массовые запросы населения на литературу. В соответствии с таблицей 1.2, к 2011 году количество библиотек уменьшилось, так в 1992 году в РФ количество библиотек составляло 57,2 тыс., к 2011 году – 43,2 тыс.

Таблица 1.2 - Общедоступные библиотеки

Общедоступные библиотеки

1992

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Число библиотек - всего, тыс.

57,2

51,2

49,5

47,5

47

46,7

46,1

43,2

в том числе:

               

в городах и поселках

городского типа

16,1

12,4

11,3

11,4

10,6

10,5

10,3

10

в сельской местности

41,1

38,8

38,2

36,1

36,4

36,2

35,8

33,2

Библиотечный фонд -

               

всего, млн. экз.

1063

1027

977

945

942

934

923

888

                 

Продолжение таблицы 1.2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в том числе:

               

в городах и поселках

городского типа

648

659

624

610

610

604

599

588

в сельской местности

415

368

353

335

332

330

324

300

Число экземпляров библиотечного фонда в среднем на 1000 человек населения экз.

7161

7017

6820

6621

6600

6540

6459

6208

в городах и поселках городского типа

5928

6138

5951

5815

5816

5749

5677

5565

в сельской местности

10603

9306

9193

8853

8777

8739

8660

8034

Музеи - тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой. Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи.

Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

В настоящее время число музеев увеличивается, как показано на рисунке 1.2, в период с 2000 года по 2011 год общее количество музеев увеличилось с 2047 до 2631 единиц, в том числе заметно увеличилось количество краеведческих музеев, с 908 до 1366 единиц, число других специализированных музеев так же возрастает.

Рисунок 1.2 – Динамика музеев РФ

Кинотеатры - тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Бывают стандартные и передвижные.

Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр - учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение - зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга.

Центры досуга - тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Центр досуга на современном этаᴨе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

Перед центрами досуга ставится задача как можно более широко предоставлять населению высококачественные платные услуги - в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у самых разных слоев населения.

Согласно временному положению центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие.

Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием.

Культурные комплексы - комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения.

Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. При такой организации дела, координации руководства учреждениями культуры достигается значительное укрепление материальной базы культурного обслуживания населения и заметно повышаются качественные и количественные показатели всей культурно-досуговой деятельности.

При всем многообразии социально-экономических условий и состояния сети органы культуры неизменно фиксировали, что во всех случаях, когда периферийные учреждения культуры объединялись, происходило значительное улучшение обслуживания населения как в центрах хозяйства, так и на производственных участках, возрастали количественные и качественные показатели культурно-досуговой деятельности, укреплялась материальная база, поднимался престиж кадров, расширялся общественный актив.

Культурно-спортивные комплексы - новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

Формирование гармонической личности во многом зависит от взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в этом процессе: семьи, школы, трудового коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры, спорта, отдыха, творческих союзов.

Осуществить такое взаимодействие можно лишь при умелой интеграции всех государственных и общественных организаций, причастных к культурно-досуговой деятельности.

Совершенствование управления в сфере досуга должно идти, как нам представляется, по линии совершенствования организационной структуры учреждений культуры, механизма экономического стимулирования.

Создание культурно-спортивных комплексов имело несколько параллельно развивающихся и действующих направлений: культуры, которая включала сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев и т.п.; физкультуры и спорта - сеть стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов и т.п.; отдыха - сеть учреждений отдыха и туризма, площадок, детских клубов и кружков по месту жительства, различных добровольных обществ типа охотников и рыболовов, любителей книги и т.д.

Каждое направление реализуется по присущим ему видам культурного обслуживания населения.

Организованная таким образом целенаправленная деятельность учреждений культуры, спорта и других организаций, объединенных в культурно-спортивный комплекс, позволяет избежать одностороннего увлечения отдельными культурно-досуговыми программами, обеспечить взаимосвязанное развитие всех направлений досуговой деятельности для реализации комплексного, системного подхода к процессу организации досуга.

Форма собственности учреждений культуры:

  1. учреждения федеральной собственности,

  2. учреждения субъектов РФ,

  3. учреждения муниципальной собственности,

  4. частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

  1. производящие товары и продукты культурного назначения,

  2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

  3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

С учетом данных характеристик и тенденций развития общества нас не может не волновать культурный потенциал России и его влияние на развитие человеческого потенциала страны как главного фактора ее развития.

Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. Важны все аспекты, каждый из них выполняет свою функцию. В культурном потенциале главное - его содержательная сторона, его духовная составляющая. Духовная культура - влиятельная сила современности. Это то, чем каждый народ должен дорожить, беречь, то, что надо развивать ради будущих поколений.

В этой связи на учреждения культуры возлагается особая миссия: в их стенах идет значительная работа по созиданию духа отечественной культуры, формированию и укреплению ее ядра. Учреждения культуры - это и хранители, и преемники исторической и культурной памяти народа, и посредники в ее передаче последующим поколениям. Но главная их функция не только сохранение прошлого, но и активное участие в формировании будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала, установлении горизонтов развития.

Национальное культурное достояние - совокупность культурных ценностей, а также организации культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение. Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Развитие человеческого потенциала России напрямую зависит от знаний и уровня культуры ее граждан. Поэтому так важно, что, какую литературу читают граждане Российской Федерации, насколько они информированы, какого уровня знания они получают, имеют ли доступ к зарубежной научной и художественной литературе. Важно не только наличие музеев - памятников культуры и истории, важно прежде всего их состояние и востребованность. Все это формирует внутренний мир человека, формирует сознательного гражданина своей страны.

В Российской Федерации формируются и охраняются государством библиотечный, музейный, архивный, кино-, фото- и иные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государство обеспечивает целостность (неделимость) и не отчуждаемость общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино, фото- и иных аналогичных фондов, их сохранение, функционирование и развитие. Указанные фонды находятся в государственной собственности и не могут передаваться, полностью или частично, в иные формы собственности.

2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Государство принимает меры экономического обеспечения сохранения и развития культуры в Российской Федерации, к которым относятся:

1) бюджетное финансирование сферы культуры;

2) установление налоговых льгот в сфере культуры;

3) предоставление государственных грантов в сфере культуры;

4) кредитование сферы культуры;

5) государственные инвестиции в сферу культуры;

6) установление особенностей ценообразования в сфере культуры;

7) установление особенностей предоставления услуг в сфере культуры;

8) иные меры экономического регулирования.

Основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование сферы культуры, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры определяются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета на культуру ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на основе норматива минимальной бюджетной обеспеченности этих расходов, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

В соответствии с таблицей 1.3 расходы на культуру, кинематографию, СМИ увеличились: в 2011 году - на 14,9 %, в 2012 году – на 12,3%. В большей степени бюджетные ассигнования в 2011 году были направлены на обслуживание государственного и муниципального долга, расходы были превышены на 26,2%. В следующем году эта тенденция не сохранилась. В 2012 году максимальное количество расходов было в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, расходы были превышены на 27%.

Таблица 1.3 - Динамика основных направлений использования средств за 2011-2013 годы. (В млрд. руб.)

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста, %

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

1

2

3

4

5

6

Общегосударственные вопросы

1179,8

1357,0

1437,9

115,0

106,0

Национальная оборона

1279,7

1517,2

1814,1

118,6

119,6

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

4

5

6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1339,4

1518,6

1929,2

113,4

127,0

Национальная экономика

2323,3

2793,4

3273,6

120,2

117,2

ЖКХ

1071,4

1195,0

1075,0

111,5

90,0

Образование

1893,9

2231,8

2558,4

117,8

114,6

Культура, кинематография, СМИ

353,4

405,9

455,9

114,9

112,3

Здравоохранение, физическая культура и спорт

1708,8

2096,0

2470,0

122,7

118,1

Социальная политика

6177,7

6512,2

7730,9

105,4

118,7

Обслуживание государственного и муниципального долга

260,7

328,9

386,3

126,2

114,6

Межбюджетные трансферты

-

-

0,2

-

-

Итого расходов

17616,6

19994,6

23174,7

113,5

115,9

Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится закону РФ «Основы законодательства РФ о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотраслей регулируется дополнительно принятыми специальными законами. Особенность финансирования культуры в том, что бюджетное финансирование должно органично сочетаться с финансированием, полученным за счет средств от коммерческой деятельности самих учреждений культуры. При этом значительная часть затрат за счет средств бюджета покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли. Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательство по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности и культурных ценностей. В тоже время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. В соответствии с таблицей 1.4 выделим основные источники финансирования учреждений культуры.

Таблица 1.4 - Источники финансирования учреждений культуры

Бюджетные

Внебюджетные

Федеральный бюджет

Предпринимательская деятельность

Бюджеты субъектов РФ

Спонсорская помощь

Бюджеты муниципальных образований

Добровольные пожертвования

 

Целевые взносы

Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. Их фонд оплаты труда нельзя привести к общему знаменателю. Численность хранителей музеев крайне неравномерна. Заработная плата и число хранителей музейного фонда зависят от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния. Подобная ситуация складывается и с комплектованием библиотечных фондов библиотек. Не предусмотрен фонд материального поощрения работников.

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания других услуг населению.

Методика расчета расходов по основным статьям не имеет каких-либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяется на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые спектакли, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов, которые получит от коммерческой деятельности театр и бюджетных поступлений.

В отличии от театров концертная деятельность включает различные жанры (эстрадный, филармония). В данном случае государственная финансовая поддержка оказывается филармония. Так как из-за своей специфики они наиболее убыточны.

В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В этот перечень входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения (ВГИК), имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. В каждом субъекте РФ также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение.

Финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным. По-разному строится механизм распределения общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы (уровень Республики, Края, Области) делятся на 2 части: первая предназначается для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечение деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология «от достигнутого уровня» или выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание культуры и искусства. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств из бюджета. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются:

1. Сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

2. Сохранение народных традиций, а именно: поддержка фольклорных ансамблей, центров декоративно-прикладного искусства;

3. Развитие национальных культур малочисленных народов: создание центров народных культур, развитие творчества детей и молодых дарований;

4. Организация семейного отдыха им создание условий для здорового образа жизни.

Помимо бюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существует целевое бюджетное финансирование.

3. ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

В настоящий момент государственная политика в РФ строится на основе долгосрочных стратегических программ, и роль программно-целевого метода управления в социальной сфере становится определяющим. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Программно-целевое бюджетирование (программно-целевое бюджетное планирование) - это одна из форм бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Внедрение программно-бюджетного финансирование связано с внесением изменений в действующую бюджетную систему, развитием, реструктуризацией, проведением бюджетной реформы. Сущность программно-целевого бюджетного планирования определена законодательством Российской Федерации. В отличие от преобладающего до недавнего времени концепции сметного планирования, сложившейся на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации, программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Программно-целевое бюджетное планирование представляет собой совокупность процессуальных бюджетно-правовых отношений, в рамках которых реализуется программно-целевой метод бюджетной деятельности. Программно-целевое бюджетное планирование, как процесс, складывается из последовательно сменяющих друг друга стадий. Каждая стадия включает определенную совокупность процессуальных действий, объединенных общей промежуточной целью, и характеризуется спецификой круга участников общественных отношений и характера их взаимодействия. Программно-целевое бюджетное планирование складывается из следующих стадий:

  1. подготовка планового акта,

  2. рассмотрение и утверждение планового акта,

  3. исполнение (включая текущий контроль, корректировку или пролонгацию) планового акта,

  4. последующий контроль исполнения

Содержание понятия «программно-целевое бюджетное планирова-ние» коррелирует с содержанием понятия «программно-целевой метод», направленный на обеспечение взаимосвязи бюджетных расходов и достигаемых с их помощью конечных социально-экономических результатов. В основе программно-целевого метода лежат такие управленческие приемы, как персонификация ответственности за достижение результатов, определение сроков выполнения плановых показателей, а также всего комплекс необходимых для этого ресурсов (не только бюджетных) и мероприятий. В то же время понятия «программно-целевой метод бюджетной деятельности» и «программно-целевое бюджетное планирование», несмотря на их внутреннюю взаимосвязь, не являются тождественными. Программно-целевой метод бюджетной деятельности - это инструментарий (совокупность средств, способов, приемов) осуществления бюджетной деятельности, программно-целевой метод - это закрепленный законодательством механизм осуществления данной деятельности с помощью указанного инструментария, воплощения ее в конкретных бюджетных правоотношениях. Программно-целевое бюджетное планирование является процессуальным институтом бюджетного права, в то время как программно-целевой метод - понятие в большей мере теоретическое, характеризующее потенциальную возможность определенной специфической организации бюджетной деятельности.

Формами программно-целевого бюджетного планирования являются федеральные, региональные и муниципальные долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, федеральные инвестиционные программы (ст.179 Бюджетного Кодекса РФ).

Целевые программы рассматриваются как долгосрочный инструмент государственного воздействия на экономику. Провозглашенный в рамках реформы бюджетного процесса переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, предусматривает расширение сферы применения программно-целевого подхода. Формируя и реализуя целевую программу, государство концентрирует внимание общества на необходимости решения именно данной проблемы, тем самым, привлекая к ее решению финансовые средства на системной основе. Комплексный подход к выполнению программных мероприятий способствует повышению социально-экономической эффективности произведенных затрат. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Таким образом, долгосрочная целевая программа - увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития территории (государства, региона, муниципального образования).

Для реализации целей государственной культурной политики формируются:

1) федеральные целевые программы в сфере культуры;

2) региональные целевые программы в сфере культуры;

3) муниципальные целевые программы в сфере культуры.

Федеральные и региональные целевые программы в сфере культуры являются организационной основой реализации приоритетных направлений государственной культурной политики. Региональные и муниципальные целевые программы в сфере культуры принимаются на основе и во исполнение федеральных целевых программ. Региональные и муниципальные целевые программы в сфере культуры могут с учетом местных особенностей корректировать положения федеральных целевых программ в сторону расширения мер по сохранению и развитию культуры и увеличения их финансирования.

Целевые программы в сфере культуры формируются как текущие, среднесрочные и долгосрочные. Порядок формирования финансирования и реализации целевых программ в сфере культуры определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы в сфере культуры, обеспечивает реализацию указанных программ.

Порядок формирования, финансирования и реализации региональных целевых программ в сфере культуры, а также порядок долевого участия субъектов Российской Федерации в финансировании федеральных целевых программ в сфере культуры в части, относящейся к культурной деятельности субъектов Российской Федерации, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Одной из наиболее важных программ является Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186).

Цели программы:

  1. сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;

  2. создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;

  3. обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;

  4. информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

  1. доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

  2. доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;

  3. увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом);

  4. доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации;

  5. доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;

  6. увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);

  7. доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;

  8. доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры;

  9. увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей;

  10. доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации;

  11. доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

  12. посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год);

  13. доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов;

  14. повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей);

  15. количество посещений библиотек (на 1 жителя в год);

  16. увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом);

  17. увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);

  18. выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению.

Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)", "Культура России (2001 - 2005 годы)" и "Культура России (2006 - 2011 годы)", удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы составляет 192863,03 млн. рублей, отражен на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Объем финансирования Программы "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В соответствии с рисунком 1. 4 средства в большем объеме направляются на капитальные вложения, также средства направляются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды.

Рисунок 1. 4 – Направление средств Программы "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В соответствии с Федеральным законом от 03 декабря 2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерству культуры Российской Федерации в 2013 году выделены бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимости, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2013 год в объеме 17 799 049,5 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования в 2013 году за счет средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» составили – 10 508 749,5 тыс. рублей.

Лимиты бюджетных обязательств по непрограммной части предусмотрены на 2013 год в объеме 7 290 300,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:

  1. увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых социально-экономической эффективности является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году);

  2. увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (до 72,8 процента в 2018 году);

  3. увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества посещений театрально-концертных мероприятий (на 4,2 процента в 2018 году);

  4. увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (до 28 процентов в 2018 году); увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры (до 94 процентов в 2018 году);

  5. увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (до 2,3 процента в 2018 году);

  6. увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (до 52 процентов в 2018 году);

  7. увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры (до 20,5 процента в 2018 году);

  8. увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей (до 12 процентов общего числа учащихся детей в 2011 году);

  9. увеличение доли субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов в 2018 году); увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (до 34 процентов в 2018 году);

  10. увеличение количества посещений музейных учреждений (до 0,9 раза на 1 жителя в год в 2018 году);

  11. увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов (до 24 процентов в 2018 году);

  12. повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (до 92 процентов установленного норматива в 2018 году);

  13. увеличение количества посещений библиотек (до 4,6 раза на 1 жителя в год в 2018 году);

  14. увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества культурных акций, проведенных за рубежом (на 1,22 процента в 2018 году);

  15. увеличение (по сравнению с предыдущим годом) численности участников культурно­-досуговых мероприятий (до 7,2 процента в 2018 году);

  16. выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно).

4. ОЦЕНКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения. Все три типа учреждений – государственные или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства.

Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества. Кроме того, для казенного учреждения, как и для бюджетного, не существует ограничений сфер деятельности, в которых возможно создание учреждения.

Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого). Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет субсидии из соответствующего бюджета, аналогичная норма распространяется и на бюджетное учреждение.

Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.

Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрет на получение банковских кредитов не определен.

Казенное учреждение в соответствии с ст. 6 БК РФ - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах казначейства. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются, а также казенное учреждение не имеет права получать кредиты (займы). Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Сравнительная характеристика автономных, бюджетных и казенных учреждений приведена в таблице 2.1. Главное отличие казенных учреждений от автономных и бюджетных состоит в том, что доходы казенных учреждений от деятельности, приносящей доход должны поступать в доход того бюджета, за счет которого они обеспечиваются. Если сравнивать формулировки понятий автономного и бюджетного учреждения, приведенные в Законах 174-ФЗ и 7-ФЗ соответственно, то становится понятным, что они совпадают практически слово в слово. Да и регламентация их деятельности, по сути практически идентична.

Таблица 2.1 - Сравнительная характеристика типов учреждений

Признак сравнения

Автономные учреждения

Бюджетные учреждения

Казенные учреждения

Регламентирующий нормативно-правовой акт

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ

Федеральный закон «О коммерческих организациях» от 12 января 1996 г. №7-ФЗ (ред.от 19 мая 2010 г.)

Бюджетный кодекс РФ

Сфера деятельности

Наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы

Наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы

В рамках полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления

Собственник имущества

Собственником имущества автономного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование(5,п.1 ст.3)

Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование(3,п.10 ст.9.2)

Собственником имущества казенного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование

Закрепление имущества

В оперативное управление

В оперативное управление

В оперативное управление

Классификация имущества

Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных средств учредителем на приобретение этого имущества; остальное, в том числе недвижимое имущество

Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное бюджетным учреждением за счет выделенных средств учредителем на приобретение этого имущества; остальное, в том числе недвижимое, имущество

Движимое и недвижимое имущество

Распоряжение имуществом

Не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом Закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономными учреждениями за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (5, п.2,ст.3)

Не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом Закрепленным за ним учредителем или приобретенным бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (3, п.10,ст.9.2)

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (2,п.1 ст.296)

Вид получаемых бюджетных ассигнований

Субсидии

Субсидии

Финансовое обеспечение

Доходы

Доходы автономного учреждения поступают в его распоряжение, в т.ч. от разрешенной продажи имущества (5, п.2, ст.3)

Полученные доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения, в т.ч. от разрешенной продажи имущества (3,п.10, ст.9.2)

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Бухгалтерский учет

Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке установленном законодательством РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения утверждается в порядке установленном Минфином РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность казенного учреждения утверждается в порядке установленном Минфином РФ.

Действие Федерального закона от 21 июля 2005 г.№94-ФЗ

Не распространяется на автономные учреждения

Действует в полном объеме

Действует в полном объеме

Деятельность автономного и бюджетного учреждений с 1 января 2011 г. заключается в выполнении работ и оказании услуг по заданию учредителя или собственника на базе имущества, закрепленного собственником-учредителем за учреждением на праве оперативного управления. Содержание задания, которое собственник адресует автономному или бюджетному учреждению, должно соответствовать уставу учреждения и определенному в нем направлению его деятельности. Финансовое обеспечение заданий, которые учредитель или собственник дает автономному или бюджетному учреждениям, производится учредителем или собственником соответственно уровню учреждения в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта Федерации либо местной администрацией (п. 5 ст. 4 Закона 174-ФЗ, п. 6 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ).

Финансы казенного учреждения - отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов учреждения для достижения целей деятельности, предусмотренных в его уставе. Они представлены разнообразными отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

  1. с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

  2. с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

  3. с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование;

  4. с контрагентами;

  5. со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения и др.

В основе экономической базы деятельности казенного учреждения лежит казна. В экономическом смысле казна (от тюрк. "хранилище денег") представляет собой финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Для казенных учреждений основной метод ведения хозяйства - сметное финансирование. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

  1. определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;

  2. целевое назначение бюджетных ассигнований;

  3. строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);

  4. выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;

  5. контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:

1) покрытие эксплуатационных затрат на содержание учреждения культуры, включая расходы на заработную плату, а также материальные и приравненные к ним затраты;

2) оснащение учреждений культуры техническими средствами и оборудованием;

3) проведение капитального ремонта, реставрации.

Бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям, не обеспечивают даже их выживания. Ограниченность бюджетных ассигнований в ряде случаев позволяет осуществлять только выплату заработной платы и частично возмещать расходы на оплату коммунальных услуг.

Косвенное бюджетное финансирование учреждений культуры осуществляется путем предоставления им налоговых льгот.

Учреждения культуры освобождены от налога на имущество, налога на добавленную стоимость, не платят земельный налог и т.д.

Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, а также по региональным и местным налогам, поступающим в соответствующие бюджеты. Помимо налоговых льгот, органы власти на местах могут предоставлять и другие финансовые льготы, такие как освобождение от арендной платы при передаче имущества в оперативное управление, введение льготных тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги и т.п.

В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат. Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно.

Расширение спектра оказываемых услуг сдерживается неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, отсутствием квалифицированных кадров, владеющих современными культурно-досуговыми и информационными технологиями.

В условиях малобюджетного финансирования современных учреждений культуры особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. выделяет «добровольные имущественные взносы и пожертвования» в качестве второго по значимости (после поступлений от учредителей) источника формирования имущества некоммерческой организации в денежных и иных формах (ст.26ч.1). Таким образом законодательно закрепляется приоритетность данного аспекта инициативной деятельности, ее многоплановый характер. В Постановлении Правительства РФ «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (26.06.95 г.). Здесь, наряду с другими формами получения имущества, предусмотрены: дарение, пожертвование юридических и физических лиц, а также завещание (п.11).

Базовым документом, регулирующим благотворительную деятельность в РФ является ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. На законодательном уровне дается развернутое определение понятия «благотворительная деятельность». Она трактуется как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» (ст.1). Среди целей благотворительности указывается «содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности» (ст.2, ч.1). Декларируется право на беспрепятственность благотворительной деятельности «на основе добровольности и свободы выбора ее целей» (ст.4 ч.1), подчеркивается недопустимость ограничения установленных законом целей и форм благотворительности (ст.4 ч.3).

В качестве участников благотворительной деятельности регламентированы: благотворители («лица, осуществляющие благотворительные пожертвования»), добровольцы («граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда») и благополучатели («лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев»). Здесь же обозначены возможные формы благотворительных пожертвований - бескорыстные (безвозмездные) или на льготных условиях: передача в собственность имущества (в том числе денежных средств, интеллектуальных продуктов); наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; выполнение работ, предоставление услуг. Одновременно закреплено право благотворителей «определять цели и порядок использования своих пожертвований» (ст.5).

Управление финансами казенного учреждения по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, определяет особенности функционирования отдельных элементов этой системы.

Планирование финансовых ресурсов казенных учреждений осуществляется в соответствии с уже названными принципами сметного финансирования. Основой финансового планирования является Бюджетная смета. Это важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых им.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится в соответствии «Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" в редакции Приказа №84н. В данном приказе теперь установлены рекомендуемые к применению формы:

  1. бюджетная смета (свод смет учреждений) (ф. 0501012);

  2. проект бюджетной сметы (ф. 0501014);

  3. изменение показателей бюджетной сметы (ф. 0501013).

В целом все мероприятия, связанные с бюджетной сметой, условно можно разделить на три этапа:

1) составление проекта сметы.

На данном этапе участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, то есть привести расчеты или пояснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю.

Сведения, полученные из проектов бюджетных смет своих подведомственных распорядителей и учреждений, главный распорядитель обобщает и передает финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований, учитывая при этом и свои потребности.

После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на соответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный документ - Сводную бюджетную роспись. Порядок составления и ведения Сводной бюджетной росписи, а также Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей утверждает сам финансовый орган. Например, на федеральном уровне указанный порядок утвержден Приказом Минфина России от 17.12.2008 №143н. Сводную бюджетную роспись, показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете, утверждает руководитель финансового органа. Одновременно с этим руководитель финансового органа утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления и доводятся до них до начала очередного финансового года. Те в свою очередь доводят показатели Сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и ЛБО на очередной финансовый год до распорядителей и получателей бюджетных средств. На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление и утверждение бюджетной сметы.

2) составление бюджетной сметы.

Казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие его деятельность, разработанные и установленные главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов ЛБО.

Составить смету - это значит установить объем и распределить направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год. Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов РФ с детализацией кодов статей КОСГУ.

Согласно статье 70 БК РФ к обеспечению выполнения функций казенных учреждений относится:

  1. оплата труда работников учреждения;

  2. командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовым актами;

  3. оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

  4. уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;

  5. возмещение вреда, причиненного учреждением при осуществлении его деятельности.

Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Если у казенного учреждения есть обособленные подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету. В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. При этом он имеет право дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. Форма бюджетной сметы, как и форма ее проекта, содержит практически одинаковые реквизиты с той лишь разницей, что форма проекта сметы содержит дополнительные показатели, обосновывающие необходимость выделения средств учреждению. Например, указываются обязательства учреждения: действующие и принимаемые. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы, так как именно при помощи этих документов главный распорядитель устанавливает необходимость расходов учреждения.

3) утверждение бюджетной сметы.

Смету главного распорядителя утверждает его руководитель. Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения. Что же касается сметы обособленного (структурного) подразделения учреждения, то ее утверждает руководитель учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

4) ведение бюджетной сметы.

Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих ЛБО. Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" или уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус". Так, в смете может изменяться:

  1. объем сметных назначений - в случае изменения ЛБО, доведенных до учреждения. Например, в силу объективных причин и возложенных бюджетных полномочий главный распорядитель перераспределил ЛБО между подведомственными учреждениями;

  2. распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;

  3. распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;

  4. распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;

  5. распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, детализируемым главным распорядителем, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Изменения показателей бюджетной сметы учреждением по рекомендуемому образцу и утверждаются в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило.

Объем финансирования МКУК «Централизованная библиотечная система г. Орла» на основании бюджетных смет представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Источники финансирования МКУК «Централизованная библиотечная система г. Орла»

Показатель

2011 г.

тыс. руб.

2012 г.

тыс. руб.

2013 г.

тыс. руб.

Темп роста,%

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

Бюджетные ассигнования

21047,00

24827,00

29228,00

117,96

117,73

Городская долгосрочная целевая программа «Развитие отрасли культуры в городе Орле на 2011-2015 годы»

218,50

2984,00

2666,00

1365,68

89,34

Объем финансирования деятельности МКУК «Централизованная библиотечная система г. Орла» в 2011-2013 гг. равномерно увеличивался. В 2012 г. объем ассигнований увеличился на 17,96% и составил 24827 тыс. руб., в 2013 г. тенденция сохранилась, объем бюджетных ассигнований увеличился на 17,73 % по сравнению с прошлым годом, и составил 29228 тыс. руб. Объем финансирования в рамках Городской долгосрочной целевой программы «Развитие отрасли культуры в городе Орле на 2011-2015 годы» в 2011-2013 гг. имеет неравномерный характер. В 2012 году расходы увеличиваются в 13,66 раз, и составили 2984 тыс. руб. В следующем году данная тенденция не сохранилась, расходы сократились на 10,66%, и составили 2666 тыс. руб.

Просмотров работы: 39261