ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Гагина Е.С. 1
1ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Орловский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан и увеличение числа культурных учреждений, возникновения театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные некоторыми культурными учреждениями, обеспечили оптимальные условия для их развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. До недавнего времени государство последовательно сокращало свое участие в поддержке культурных учреждений, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В то же время стало уменьшаться влияние культуры, в том числе культурных учреждений на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан. Однако, сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства частного сектора. Инвестирование в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».

Вопросы финансирования культурных учреждений имеют актуальное значение. Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культурные учреждения выступают одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культурные учреждения располагают значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании могут внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить музейная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культурных учреждений с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Целью настоящей работы является обоснование основных направлений развития системы финансирования учреждений культуры.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • выявить виды учреждений культуры и их роль в сохранении культурного наследия;

  • исследовать механизмы финансирования учреждений культуры;

  • рассмотреть программно-целевой метод финансирования культуры;

  • выявить перспективы развития системы финансирования учреждений культуры.

Предметом исследования механизмы финансирования учреждений культуры.

Теоретической основой выполнения настоящей работы выступили труды отечественных авторов, посвященные финансовому обеспечению учреждений культуры (Т.В. Абанкина, Т.Г. Скурихина, Г.Б. Поляк, и др.), нормативно-законодательная база и материалы периодических изданий, интернет-ресурсы.

Информационной основой выступили данные федеральной службы государственной статистики.

1.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты [1].

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Организации культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха и т.д.) составляют ключевое звено отрасли культуры. Основная деятельность организаций культуры направлена на сохранение, создание, распространение и предоставление культурных благ населению [2].

Коммерческие и некоммерческие организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Но наиболее распространенной формой организаций культуры в настоящее время является государственное (муниципальное) учреждение. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. С принятием в 1998г. Бюджетного кодекса Российской Федерации в оборот было введено понятие “бюджетное учреждение”, к которым относят все государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

Музей – социальный институт, который представляет собой сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих социально-значимые функции. В данном случае социальный институт предстает как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности общества, и способствует воспитанию ценностей, вкусов, образования, деятельности и др. Это особое идентифицирующее и социализирующее средство, которым каждый человек может воспользоваться, чтобы получить или сверить представление о своей принадлежности к той или иной системе ценностей, культуре, социальной группе. Музей – место воздействия друг на друга носителей разных систем знаний, идеалов, ценностей, устремлений и, как следствие, – обретение чувства общности с себе подобными, осознания своей индивидуальности и непохожести на других [5].

Находясь в границах определенной территории и региона, музеи решают несвойственные другим учреждениям задачи.

1. Прежде всего, музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную аутентичную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

2. Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности региона, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требуют большой исследовательской деятельности, а полученные результаты часто являются научными открытиями в культурных или природных процессах.

3. Музей – это учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозициях музейные экспонаты являются образцами культурно наследия. Музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующее в конкретном обществе в определенное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.

4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды.

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера [5].

Особого внимания в музее требует организация процесса трансляции новых знаний и передачи накопленного культурного наследия обществу. Таким образом, сохранение духовного наследия общества – аккумулированного выражения культур и историко-культурных традиций всех наций и народностей нашей страны – должны происходить путем правильной, адекватной интерпретации культурных ресурсов музеями независимо от их масштаба. Важное место в научно-исследовательской деятельности музеев занимают исследования в области коммуникации, различные аспекты которой имеют разную степень изученности. В центре внимания находятся проблемы музейной экспозиции как важнейшие формы музейной коммуникации.

В России в настоящее время работают 2578 музеев (рис.1.1), по сравнению с началом 1990-х годов число музеев выросло в 1,9 раза.

Рис. 1.1 Динамика численности музеев

Число музейных посещений (рис. 1.2) увеличилось с 1995 года всего на 7 процентов, до 70 процентов населения России не посещают музеи в течение года. Большое число исторических поселений, мемориальных мест до сих пор не имеют музеев.

Рис. 1.2 Динамика посещений музеев всего, млн. человек

Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве [2].

Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации являются:

а) обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;

б) создание необходимых условий для гуманизации личности, сохранения самобытности российской культуры, национального самосознания и языка;

в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственны культурных связей;

д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве на смежных правах.

В настоящее время в России работают 600 государственных и муниципальных театров (рис. 1.3). По сравнению с началом 1990-х годов число театров - почти на 40 процентов. При всей внушительности этих цифр количество театров и объемы театрального предложения по-прежнему не покрывают потребности населения страны.

Рис.1.3 Динамика числа профессиональных театров

По развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств, в половине регионов России численность зрителей с 1995 года практически не увеличивалась и более 80 процентов населения не посещают театры в течение года (рис. 1.4).

Рис. 1.4 Динамика численности зрителей в театрах, млн. человек

Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации [3].

Общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

Национальный библиотечный фонд - часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации.

Основные виды библиотек:

1. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

а) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки;

библиотеки субъектов Российской Федерации;

библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

б) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

в) библиотеки Российской академии наук, других академий,

научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

г) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

д) библиотеки общественных объединений;

е) частные библиотеки;

ж) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. [3]

Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль над этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

В России в настоящее время работают 46,1 тыс. библиотек (рис. 1.5), по сравнению с 1995 г. число библиотек сократилось в 1,2 раза.

Рис. 1.5 Число общедоступных библиотек, тыс.

Библиотечный фонд также сократился 1,2 раза (рис. 1.6). Это связанно с тем, что большинство книг появилось в электронном виде.

Рис. 1.6 Библиотечный фонд всего, млн. экземпляров

Кинематография - область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии [4].

Фильм - аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Организация кинематографии - организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи [4].

По сравнению с 1995 г. количество выпускаемых фильмов (рис. 1.7) увеличилось в 2 раза.

Рис. 1.7 Динамика выпущенных фильмов

Однако, общая численность киноустановок (рис. 1.8), по сравнению с началом 1990-х годов сократилась в 18,8 раз.

Рис. 1.8 Динамика числа киноустановок с платным показом, тыс.

По сравнению с 1990 г. резко сократилось посещение кинотеатров (рис. 1.9) в 28,7 раз.

Рис. 1.9 Динамика числа посещений кинотеатров, млн. человек

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации [6].

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [6].

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями;

- церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов [6].

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

На территории Российской Федерации в настоящее время на государственной охране находятся более 80 тыс. объектов культурного наследия, в том числе 23 тыс. объектов федерального значения. При этом состояние многих объектов является критическим. По различным оценкам, состояние от 50 до 70 процентов памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. Объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет приблизительно 30 процентов от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается: это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников, а с другой стороны, с крайне недостаточным развитием реставрационной деятельности из-за катастрофического невнимания к ней со стороны государства и общества.

То, что проблема культурного наследия является комплексной, подтверждается прямой зависимостью от указанных процессов нисходящей динамики туризма - как внутреннего, так и международного. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по числу культурных объектов. Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал России используется, по экспертным оценкам, не более чем на 20 процентов. По количеству международных туристских прибытий и по объему поступлений от международного туризма Россия значительно отстает от ведущих мировых держав. Многие культурные блага стали недоступными не только для туристов, но и для значительной части населения из-за катастрофической неразвитости материальной базы учреждений культуры, малого числа этих учреждений, роста цен на услуги в сфере культуры [30].

В ходе выполнения федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" были реализованы системные подходы в сфере поддержки современной драматургии и отечественной композиторской школы, адресной поддержки наиболее перспективных творческих проектов, активизации гастрольной деятельности. Однако современное искусство в России до сих пор не является одним из приоритетов государственной культурной политики, хотя популярность и потребность в нем молодежной аудитории растут с каждым годом. Институты современного искусства играют все более заметную роль в формировании культурной среды, интеллектуальном развитии личности, улучшении качества жизни [30].

2. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

В России исторически складывалась постоянная государственная поддержка культуры. Бюджетное финансирование выступало основой государственных гарантий сохранения и развития культуры, зафиксированных в законе РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. Обязанность государства поддерживать организации отрасли культуры путем прямого финансирования и проведения соответствующей налоговой политики была закреплена в федеральных законах “О библиотечном деле”, “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”, ”Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.

Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений [11].

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения:

-осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;

-обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Финансовым источником поддержки являются федеральный бюджет, региональные бюджеты (бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) [14].

Получатели бюджетных средств отношения с бюджетом осуществляют через главного распорядителя бюджетных средств.

1. На федеральном уровне в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета выступает Министерство культуры Российской Федерации, в систему которого входят организации культуры и искусства, в том числе кинематографии, архивы, учебные заведения культуры и искусств (вузы, ссузы, детские школы искусств). Помимо этого, в его административном подчинении находятся памятники истории и культуры, а также соответствующие промышленные, реставрационные, строительные, транспортные организации, научные и информационные институты и центры и др. Часть организаций культуры находится в ведении администрации Президента РФ, Правительства РФ, других министерств и ведомств, общественных организаций, творческих союзов, профсоюзов, различных обществ, других юридических и физических лиц, выступающих их учредителями, и не включается в систему Минкультуры России.

2. Наибольшее количество государственных организаций культуры находится в региональном ведении, т. е. в ведении республик, краев, областей, других субъектов Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации(ст. 73) определено, что “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”. На уровне субъектов Российской Федерации в качестве главных распорядителей и получателей бюджета выступают органы культуры (министерства культуры (культуры и искусства, культуры и туризма), комитеты по культуре, управления культуры) в составе высших органов исполнительной власти.

3. На муниципальном уровне главными распорядителями бюджетных средств выступают комитеты или отделы культуры. Полученные бюджетные средства учреждение культуры имеет право использовать только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Одновременно со сметой доходов и расходов по бюджетным средствам учреждение культуры составляет смету доходов и расходов по внебюджетным источникам. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг подразделяются на гарантированную и негарантированную части. Гарантированные бюджетные ассигнования направляются на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (выделяются по смете); предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг. Негарантированные бюджетные ассигнования выделяются по конкурсу на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение); на реализацию культурных программ и проектов и др. [15].

Анализ динамики расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру за 2009-2011 гг. (таблица 2.1) показал, снижение денежных средств с 324 млн. руб. в 2009г. до 310 млн. руб. к 2011г., причем общий объем расходов увеличился с 16048 млн. руб. в 2009 г. до 19995 млн. руб. к 2011 г. Темп роста расходов денежных средств на культуру и кинематографию в 2010 г. снизился с 108,95% до 87,82% к 2011 г., причем темп роста общего объема расходов консолидированного бюджета вырос с 109,78% в 2010г. до 113,50% к 2011 г. Начисления по статье «прикладные

Таблица 2.1 - Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру

(млн. руб.)

Наименование

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

2010 г.-2009 г.

2011 г.-2010 г.

Культура, кинематография

324,00

353,00

310,00

108,95

87,82

Культура

221,00

238,00

276,00

107,69

115,97

Кинематография

5,00

7,00

7,00

140,00

100,00

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии

0,50

0,40

0,30

80,00

75,00

Другие вопросы в области культуры, кинематографии

98,00

108,00

26,00

110,20

24,07

Всего расходов

16 048,00

17 617,00

19 995,00

109,78

113,50

научные исследования в области культуры, кинематографии» снизились с 0,50 млн. руб. в 2009 г., до 0,30 млн. руб. к 2011 г., это связанно с общим снижением начислений на культуру и кинематографию.

Доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру за 2009-2011 гг. представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру

Наименование

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение по удельному весу, %

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

2010г.- 2009г.

2011г.- 2010г.

Культура, кинематография

324

2,02

353

2,00

310

1,55

-0,02

-0,45

Всего расходов

16 048

100

17 617

100

19 995

100

-

-

Из таблицы 2.2 видно, что доля расходов из консолидированного бюджета на культуру и кинематографию снизилась с 2,02% в 2009 г. до 1,55% к 2011 г.

В современных условиях организации культуры поставлены перед необходимостью самостоятельно заботиться о своем благосостоянии, используя модель многоканального финансирования. Таким образом, в общем виде доходы организации культуры складываются из нескольких составляющих: прямого бюджетного финансирования, косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных средств [18].

К косвенному бюджетному финансированию относятся:

1.Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне, а также права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты.

2.Иные финансово-экономические льготы, такие как закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; льготные тарифы на коммунальные услуги. Бюджетные ассигнования, выделяемые в нашей стране на культуру, явно недостаточны, поэтому при переходе к рыночной экономике организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования. В этой связи, помимо бюджетного финансирования, организации культуры имеют внебюджетные источники финансирования. Внебюджетные средства складываются из собственных доходов организации, получаемых от оказания платных услуг и использования имущества, благотворительных пожертвований, спонсорских вкладов, грантов благотворительных фондов и т.п.

Еще одним источником формирования внебюджетного дохода организации выступают кредиты. По форме предоставления выделяют: банковский кредит, материальный кредит (лизинг),кредит поставщика (передача товаров (работ, услуг) до фактического перечисления средств), “нецивилизованный кредит” (несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ). Бюджетное учреждение, согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, в отличие от автономного, не имеет права получать кредиты у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [19].

До 2007 г. все государственные и муниципальные организации культуры существовали исключительно в форме бюджетного учреждения и финансировались по сметному принципу из бюджетов соответствующих уровней. После вступления в силу федерального закона “Об автономных учреждениях” незначительное число государственных и муниципальных организаций культуры России во второй половине 2000-х гг. приобрели статус автономных учреждений. Они получают субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, в том числе с учетом содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением либо приобретенного им за счет выделенных учредителем средств. С вступлением в силу с 1 января 2011 г. федерального закона от 8 мая 2010 г. №83 ”О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” по аналогичной схеме будет осуществляться финансирование организаций культуры, которые сохранят статус бюджетных учреждений. Введении указанных изменений в законодательство позволяет государству снять с себя субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, которую оно ранее несло в соответствии с гражданским законодательством. Однако это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственной (муниципальной) организацией предназначенной ей миссии [23].

Современным бюджетным законодательством Российской Федерации в качестве основного механизма выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям определяется финансирование государственного (муниципального) задания. Специалисты отрасли культуры полагают, что задание учредителя должно содержать как минимум две части: создание и сохранение творческого продукта (услуги) и предложение его населению (распространение). Последнее предусматривает формирование и развитие спроса населения на культуру и искусство, что наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни страны и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, закрепленное в Конституции Российской Федерации (ст. 44, ч. 2).

Данная модель финансирования не может опираться на общие показатели, количественно отражающие результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы создание индикаторов такого вида особых трудностей не вызывает, но в отношении творческих организаций эта задача не нашла решения ни в отечественной, ни в зарубежной экономической науке и практике. Большинство организаций культуры принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить в режиме реального времени (количественно измерить, посчитать) “результаты работы” весьма сложно.

Таким образом, государству и органам местного самоуправления следует разработать и утвердить нормативы затрат на содержание имущества, нормативы затрат на оказание услуг организациями культуры физическим и (или) юридическим лицам, а также подготовить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по определению вышеуказанных нормативов для региональных и муниципальных организаций культуры применительно к бюджетным и автономным учреждениям.

Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору, заключенному между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог.

3. ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и другие) делает невозможным решение существующих проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевого метода решения стоящих перед отраслью задач.

Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации [30].

Необходимость программного подхода к развитию культуры объясняется в первую очередь тем, что культура России представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.

Программно-целевой метод обеспечит следующие важнейшие условия для осуществления государственной культурной политики:

- стратегическое единство в принятии решений в области культуры на всех уровнях исполнительной власти;

- координация финансирования за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе привлеченных на основе государственно-частного партнерства;

- преемственность Программы и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды;

- установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов и направлений культурной деятельности;

- концентрация источников финансового обеспечения культуры на приоритетных направлениях ее развития.

Выбор целей и задач Программы «Культура России (2012-2018 годы)» основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, определивших необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны [30].

Основными стратегическими целями Программы являются сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:

- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;

- обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России;

- информатизация отрасли;

- модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности;

- выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;

- создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Для достижения целей Программы намеченная система мероприятий будет сформирована по следующим направлениям:

- поддержка современного искусства и народного творчества;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли;

- развитие образования в сфере культуры и искусства;

- сохранение культурного наследия;

- участие России в международном культурном процессе;

- инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы [30].

В рамках направления Программы, касающегося поддержки современного искусства и народного творчества, осуществляется поддержка создания и распространения художественного продукта в следующих областях:

- театральное искусство;

- музыкальное искусство;

- цирковое искусство;

- кинематография.

Кроме того, в рамках указанного направления Программы осуществляется поддержка:

- всероссийских и региональных творческих проектов в области современного изобразительного искусства, фотографии, дизайна, архитектуры, включая поддержку творческих проектов молодых авторов;

- организации и проведения всероссийских исполнительских конкурсов;

- дебютных проектов молодых авторов и исполнителей;

- реализации инновационных проектов в области современного искусства;

- сохранения и развития народного художественного творчества;

- проведения традиционных всероссийских мероприятий в области искусства;

- издания социально значимой литературы;

- всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества.

Реализация этого направления Программы позволит создать условия для сохранения и развития видов искусства на профессиональном уровне, расширить разнообразие их предложений, увеличить творческий потенциал нации, доступность профессиональных искусств для различных групп населения и увеличить численность этих групп, сформировать условия для создания дебютных, авторских и экспериментальных, национальных художественных фильмов, киножурналов, документальных, научно-популярных и анимационных фильмов, а также поддержать творческие и научные профессии, связанные с профессиональным искусством. Поддержка проектов в области современного визуального искусства, охватывающего все сегменты российской актуальной культуры, направлена в перспективе на расширение идеологического контента в сфере культуры как одного из путей к сохранению и воспроизводству национальных культурных ценностей.

Приоритетным мероприятием указанного направления Программы является поддержка деятельности центров, способствующих развитию современного российского искусства в контексте мирового художественного процесса, а также формированию и реализации программ и проектов в области актуальных направлений современного искусства, фотографии, архитектуры и дизайна [30].

В рамках направления Программы, касающегося внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизации отрасли, предполагается обеспечить распространение:

- новых информационных продуктов и технологий;

- новых прогрессивных условий функционирования библиотечного, музейного, кино- и архивного фондов, а также инфраструктуры, обеспечивающей доступ населения к этим фондам с использованием сети Интернет;

- новых условий современного международного общения в культуре посредством продвижения российских культурных ценностей и достижений российской культуры за рубежом;

В 2012 - 2018 годах реализация указанного направления Программы, по прогнозам, позволит в основном завершить крупные информационные проекты, подготовив тем самым новые условия для развития культуры в перспективе, и осуществить следующие мероприятия:

1.Создание цифрового контента и сохранение культурного наследия, включая создание цифрового контента о значимых событиях российской культуры и искусства, создание и развитие электронных информационных ресурсов библиотек, развитие информационных порталов, создание мультимедийных информационных ресурсов о культуре, интерактивных карт исторических мест, культурных и природных ландшафтов, а также исследование вопросов безопасности культурного наследия и доступности информации в современном обществе;

2.Обеспечение доступа к культурному наследию в цифровом виде, включая создание многофункциональных мобильных культурных центров для обеспечения доступа граждан Российской Федерации к электронным информационным ресурсам, в том числе размещенным в сети Интернет, создание и поддержку интернет-ресурсов о культуре, общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке, формирование единой электронной системы российского мониторинга состояния и развития культуры, а также построение и развитие распределенной информационно-коммуникационной сети в сфере культуры для повышения качества предоставления государственных услуг в электронном виде;

3.Осуществление информатизации отрасли, включая информатизацию деятельности учреждений культуры, методическую поддержку внедрения информационно-коммуникационных технологий, проведение конкурсов в отношении проектов по использованию информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;

4.Проведение научных исследований и развитие инновационного потенциала отрасли, включая проведение научно-исследовательских работ по повышению эффективности методов сохранения памятников истории и культуры и развитию новых технологий в этой сфере, поддержку инновационных работ и проектов в сфере культуры, проведение систематических научных и статистических исследований в области развития культуры, сохранение и развитие научного потенциала российской кинематографии, проведение научных исследований в области комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, а также информационное обеспечение Программы [30].

В рамках направления Программы, касающегося развития образования в сфере культуры и искусства, осуществляются следующие мероприятия:

- модернизация и развитие материальной базы образовательных учреждений в сфере культуры;

- оснащение и модернизация детских школ искусств (по видам искусств);

- совершенствование системы переподготовки кадров в сфере культуры, в том числе подготовки кадров, владеющих новыми технологиями в сфере современного искусства;

- проведение творческих мероприятий для одаренных детей и молодежи;

- организация творческих школ с использованием инновационных технологий современного искусства (видеоискусство, инсталляция, мультимедийные практики).

Реализация указанного направления Программы позволит укрепить и развить систему подготовки и сохранения профессиональных педагогических кадров в сфере художественного образования, сохранить лучшие традиции российской системы образования в сфере культуры, оптимизировать систему выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, в том числе в области современного искусства, а также способствовать их дальнейшему развитию вплоть до профессионального становления.

Направление Программы, касающееся сохранения культурного наследия, в высшей степени актуально в связи с плачевным состоянием большого количества памятников истории и культуры, включая объекты, входящие в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [30].

В предыдущие годы, когда средства на реставрацию выделялись в небольшом объеме на значительное количество памятников, не удалось добиться улучшения состояния объектов культурного наследия (до 65 процентов памятников истории и культуры нуждаются в проведении реставрационных работ). Специалисты отмечают, что в ближайшие годы могут разрушиться многие памятники деревянного зодчества, составляющие гордость страны, определяющие самобытный культурный образ ряда российских регионов и прежде всего Русского Севера. В сложной ситуации находятся и движимые объекты культурного наследия (музейные, архивные, библиотечные фонды).

Впервые Программой предусматриваются все аспекты сохранения объектов культурного наследия - реставрация движимых и недвижимых памятников, мониторинг их состояния, исследование и экспертиза, формирование реестра памятников, обеспечение безопасности музейных, архивных, библиотечных фондов, которые рассматриваются как полный цикл работ, связанных с сохранением наследия, что позволит избежать гибели многих выдающихся памятников деревянного зодчества.

Это направление Программы включает следующие мероприятия:

- реставрация находящихся в федеральной собственности объектов культурного наследия, в том числе работы по ремонту, реставрации, противоаварийной защите и консервации объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), сохранение наиболее ценных памятников деревянного зодчества, а также работы по реставрации произведений монументальной живописи на объектах культурного наследия;

- научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, в том числе мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), формирование банка данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, разработка проектов достопримечательных мест в регионах Российской Федерации и проектов зон охраны и градостроительных регламентов объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также паспортизация этих объектов;

- сохранение и исследование археологических объектов культурного наследия, в том числе проведение полевых археологических экспедиций, спасательных археологических работ и их материально-техническое обеспечение, а также инвентаризация объектов археологического наследия и мониторинг их состояния;

- обеспечение сохранности музейного фонда и развития музеев, в том числе реставрация и консервация музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, ведение базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, а также издание полных научных каталогов собраний музеев;

- развитие архивного дела, в том числе работы по ремонту, реставрации, противоаварийной защите и консервации памятников истории и культуры, связанных с архивным делом, приобретение, реставрация и страховое копирование особо ценных архивных документов, упорядочение документов, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также обеспечение мероприятий, связанных с памятными датами российской истории, рассекречивание архивных документов, проведение научных конференций и конкурсов работ и укрепление связей с зарубежными архивами;

- развитие и модернизация библиотек России, в том числе создание и развитие системы общероссийского учета книжных памятников как части российского культурного наследия, создание российского страхового фонда документов библиотек, организация и развитие системы консервации документов Национального библиотечного фонда, создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, развитие сводного электронного каталога библиотек России и Национальной электронной библиотеки, программное и лингвистическое обеспечение библиотечных технологий, а также развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе библиотек;

- обеспечение безопасности объектов культурного наследия, в том числе оборудование библиотек современными средствами, обеспечивающими безопасность библиотек и пользователей, оснащение музеев техническими средствами охраны и противопожарными средствами, а также проведение работ по повышению уровня безопасности архивов и сохранности архивных фондов [30].

В рамках направления Программы, касающегося участия России в международном культурном процессе, осуществляются следующие мероприятия:

- поддержка гастрольной и выставочной деятельности;

- участие ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях;

- презентация современной русской литературы и книгоиздания на ведущих международных книжных выставках-ярмарках;

- поддержка переводов российских авторов художественной литературы на иностранные языки;

- проведение акций, направленных на пропаганду российского профессионального творчества, достижений российской культуры и народных культур нашей многонациональной страны;

- продвижение российской культуры на мировой рынок.

В рамках направления Программы, касающегося инвестиций в сферу культуры и развития материально-технической базы, осуществляются следующие мероприятия:

- строительство, реконструкция и техническое перевооружение ключевых объектов культуры, находящихся в федеральной собственности;

- развитие материально-технической базы учреждений культуры (закупка музыкальных инструментов, свето- и звукотехнического, фондового и экспозиционного, а также компьютерного уникального оборудования для нужд ведущих учреждений культуры);

- поддержка региональных инвестиционных проектов;

- обновление специального оборудования предприятия, выпускающего литературу для инвалидов по зрению.

Для оценки эффективности Программы используется система целевых индикаторов и показателей (Приложение А).

Предусматривается обеспечить реализацию Программы в 2012 - 2018 годах. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов в сфере развития культуры, повышения качества и доступности соответствующих услуг и решения ряда наиболее острых вопросов укрепления материальной базы культуры [30].

Программа строится с учетом соблюдения принципа постоянства проведения мероприятий во всех субъектах Российской Федерации. Особенно это относится к гастрольной деятельности, поддержке молодых дарований, комплексу реставрационных работ, укреплению материально-технической базы, информатизации отрасли. Предусматривается постепенное расширение общего объема работ в рамках отрасли с учетом результатов научных исследований.

Реализация намеченных в Программе мероприятий позволит обеспечить развитие творческих процессов и доступность культурных благ, повысить привлекательность и конкурентоспособность отечественной культуры, выстроить системный подход к решению задачи сохранения национального культурного наследия [30].

Главный социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении роли культуры и искусства в жизни людей и, следовательно, в повышении качества жизни в целом и упрочении статуса России как страны великой культуры.

Таким образом, в ходе выполнения Программы предполагается достижение следующих результатов (Приложение Б).

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников (Приложение В).

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета имеют прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

4. ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Неоднородность обеспечения населения услугами учреждений культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера требует сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.

Сфера культуры объединяет различные виды деятельности и организации – библиотеки, музеи, театры, концертные организации, цирки, клубы, парки, и т.д. По своему «коммерческому потенциалу» учреждения культуры отличаются существенной неоднородностью. Кроме того, выполнение некоторых закрепленных за ними учредителем функций, вообще не может быть организовано на рыночных принципах, поскольку учреждения культуры обеспечивают достижение социально значимых целей, эффекты и результаты которых не могут и не должны измеряться только экономической эффективностью, а выражаются в развитии культуры и общества, творческого потенциала, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т.д.

Реформирование экономических условий деятельности привело к тому, что социально-культурная сфера как никакая другая, испытывает большие сложности. Введение новых условий хозяйствования не дало желаемых результатов, а напротив, привело к сокращению сети культурных учреждений, оттоку квалифицированных кадров, не сумевших адаптироваться к условиям рынка и дальнейшему ухудшению материальной базы.

Несмотря на то, что многие организации культуры в той или иной степени имеют возможность зарабатывать средства, реализуя свой творческо-производственный продукт (услугу), все же жизнеспособность учреждений культуры обеспечивается за счет средств государственного бюджета. На сегодняшний день у любой бюджетной организации сферы культуры существует несколько возможных способов бюджетного финансирования: государственное задание; государственные субсидии; целевые программы; финансирование потребителя; спонсорство, благотворительность.

В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощный конгломерат творческих индустрий. Международный опыт показывает, что развитие творческих индустрий способствует увеличению инвестиционной привлекательности территорий, росту квалификации работников, мотивации инноваций и творчества, повышению конкурентоспособности городов. Стратегия творческих индустрий порождает новые формы сотрудничества организаций гуманитарной сферы. Прогрессирует тенденция образования сетевых организаций, совмещающих доминирующее творческое начало с коммерческими услугами – создание творческих кластеров и творческих кварталов.

Творческий кластер – это творческое объединение, в которое входят некоммерческие организации, культурные институты, галереи и индивидуальные художники, а также архитектурные бюро и дизайн-студии, рекламные агентства и мультимедиа. Кластеры не объединяются организационно, но между ними складываются разнообразные отношения партнерства и сотрудничества, управленческая, организационная и технологическая поддержка, обмен кадрами, идеями, опытом.

Творческие кластеры в России появились сравнительно недавно. В основном они возникли путем новой разновидности захвата промышленных объектов и территорий, освобождающихся в крупных российских городах. Современный творческий «захват» является новой формой партнерства бизнеса и культуры. Большинство экспертов сходятся во мнении, что последовательной реализации в регионах России концепции «креативного города» пока не происходит.

Фактически складывающиеся на наших глазах культурные кварталы и кластеры творческих индустрий концентрируют лучшие творческие ресурсы городов и создают принципиально новую, привлекательную для широкой публику художественную среду. На этих площадках регулярно проводятся выставки, концерты, фестивали, медиа и кинопоказы, театральные представления, презентации.

Большинство креативных кластеров и творческих кварталов носят временный, проектный характер. Связано это, прежде всего, с их спонтанным, бессистемным появлением, а также практически полным отсутствием устойчивых механизмов их поддержки со стороны городских и региональных властей. Парадокс заключается в том, что творческие индустрии не имеют поддержки на уровне администраций городов и регионов.

В России в сфере культуры доминируют бюджетные учреждения, их доля составляет около 88% всех организаций культуры. Реформа бюджетного сектора нацелена на переход от управления затратами к управлению результатами и повышение тем самым эффективности бюджетных расходов. Обеспечение финансовой стабильности учреждений культуры в условиях реформ достигается за счет увеличения доли программного и проектного финансирования. Признавая необходимость структурной реорганизации культурно - досугового сектора, ее обусловленной целью должно быть обеспечение законодательно установленного объема прав населения по получению услуг на бесплатной и льготной основе.

Одним из эффективных инструментов финансовой устойчивости культурных организаций в современном мире является эндаумент (endowment), или целевой капитал, как его назвали в России, а также активное развитие частно-государственного партнерства. Сегодня созданы законодательные условия, чтобы целевой капитал как источник финансирования некоммерческого сектора начал развиваться в России.

Необходимо подчеркнуть, что успешное государственно-частное партнерство основывается на нескольких ключевых принципах, а именно: равноправия, паритетности вложения ресурсов и разделения ответственности, равных возможности влияния на реализацию проектов и управление активами, а также равной заинтересованности в эффективном использовании ресурсов, вложенных государством и бизнесом в сферу культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения теоретических первоисточников нами было установлено, что культурная деятельность это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

К организациям культуры и искусства относят: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха и т.д., составляющие ключевое звено отрасли культуры.

Источниками финансирования учреждений культуры являются федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Однако, в современных условиях организации культуры поставлены перед необходимостью самостоятельно заботиться о своем благосостоянии, используя модель многоканального финансирования. Таким образом, в общем виде доходы организации культуры складываются из нескольких составляющих: прямого бюджетного финансирования, косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и другие) делает невозможным решение существующих проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевого метода решения стоящих перед отраслью задач. Необходимость программного подхода к развитию культуры объясняется в первую очередь тем, что культура России представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.

С целью увеличения финансирования сферы культуры необходимо:

  1. Органам государственной власти стимулировать создание творческих кластеров и творческих квартетов путем реализации системы поддержки учреждений культуры.

  2. Стимулировать создание региональных эндаумент - фондов.

  3. Расширить сферу государственно - частного партнерства в сфере культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 11.10.2012.

  2. Закон Российской Федерации N 3612-1 от 09.10.1992 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 11.10.2012.

  3. Федеральный закон N 78-ФЗ от 29.12.1994 "О библиотечном деле"(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 183-ФЗ, от 03.06.2009 N 119-ФЗ, от 27.12.2009 N 370-ФЗ) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 15.10.2012.

  4. Федеральный закон N 126-ФЗ от 22.08.1996 "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 марта 2006 г., 26 июня, 24 июля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 12 ноября 2012 г.) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 15.10.2012.

  5. Федеральный закон N 54-ФЗ от 26.05.1996 "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 16.10.2012.

  6. Федеральный закон N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 26 июня, 18 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 23 июля 2008 г., 17 декабря 2009 г., 18 октября, 30 ноября, 13 декабря 2010 г., 18 июля, 6, 16, 28, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 3 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 16.10.2012.

Абанкина, Т.В. Креативная экономика и финансирование организаций культуры: проблемы и перспективы в условиях кризиса / Т.В. Абанкина.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-295035.html. Дата обращения: 20.12.2012 Бардовский, В.П. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: Форум, 2010. - 337 с. - ISBN 5-8199-0295-5 Бочаров, В. В. Финансы [Текст]: учебное пособие /В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - М.: Форум, 2009. - 117 с. - ISBN 978-5-49807-115-2 Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебное пособие / И.А. Василенко М.: Юрайт 2010. - 230 с. - ISBN 978-5-9916-0762-9
  1. Вейг, А.В. Финансовое обеспечение создания и развития учреждений культуры [Текст]/ А.В. Вейг //Экономика и управление. - 2010 -№8(69) . - С. 82-84

Гиляровская, С.В. О самостоятельность бюджетов в Российской Федерации [Текст] / С.В. Гиляровская // Финансы. - 2007. - №2. - С.16-19 Жильцов, Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Жильцов. М.: Инфра-М 2011. - 485 с. - ISBN 5-211-03363-9 Малышев, В.С. Анализ показателей финансирования сферы культуры [Текст] / В.С. Малышев // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2009. - №4. - С.8-19 Мешканцов, А. А. Источники финансирования в сфере культуры [Текст] / А. А Мешканцов // Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 1. - С. 39-44
  1. Министерство культуры РФ. [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/. Дата обращения: 11.10.2012.

  2. Министерство финансов РФ. [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru. Дата обращения: 18.11.2012.

Муравьева, Н. Я. Формы и виды финансирования сферы культуры [Текст] / Н. Я. Муравьева // Культура: управление, экономика, право. - 2008. - № 2. - С. 42-44 Клишевич, Н. Б. Финансы организаций [Текст]: учебное пособие / Н. Б. Клишевич . - М.: КноРус, 2012. - 104 с. -ISBN 978-5-406-02013-5 Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие /А. С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 53 с. - ISBN 978-5-394-00971-6 Основные направления государственной политики по развитию сферы культурыи массовых коммуникаций в Российской Федерациидо 2015 года и план действий по их реализации. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/dokumenty/581/detail.php?ID=61208&t=sb. Дата обращения: 17.12.2012
  1. Поляк, Г.Б. Финансы бюджетных организаций [Текст]: учебное пособие / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 72 с. - ISBN 978-5-238-02088-4

Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 206 с. - ISBN 978-5-238-01466-1 Реутова, И. М. Бюджетная система [Текст]: учебное пособие / И. М. Реутова. - М.: Форум, 2011. - 98 с. - ISBN 978-5-91134-520-4 Селезнев, А.Н. Государство и экономика [Текст] / А.Н. Селезнев // Экономист. - 2009. - №10. - С. 20-25 Скурихина, Т.Г. Государственные и муниципальные финансы / Т.Г. Скурихина.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.sapanet.ru/UMM/%7Be8513f48-0f0d-43ef-8f8c-1d0e982be374%7D/34.htm. Дата обращения: 16.11.2012
  1. Стулин, Ю.А. Ценообразование на услуги культуры. [Текст]/ Ю.А. Стулин //Культура: управление, экономика, право. - 2004 -№1 . - С. 33-36

Сысоев, Е.В. Социально-экономические показатели деятельности учреждений культуры [Текст] / Е.В. Сысоев // Справочник руководителя учреждения культуры. -2005. - № 4. - С. 18-26
  1. Федеральная служба государственной статистики РФ[Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 25.11.2012.

Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpkultura.ru/ Дата обращения: 20.10.2012

Приложение А

Целевые индикаторы:

доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности.

Оценка степени решения задач Программы осуществляется с помощью системы показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения, ведомственной статистики и мониторинга состояния проблем в сфере культуры:

число посещений театрально-концертных мероприятий;

доля национальных фильмов в общем объеме проката на территории Российской Федерации;

доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;

количество библиографических записей в Сводном электронном каталоге библиотек России по сравнению с предыдущим годом;

доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных Единого реестра объектов культурного наследия;

доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств);

количество детей, обучающихся в детских школах искусств;

доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

посещаемость музейных учреждений;

доля документов государственных архивов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение;

повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1000 жителей);

количество посещений библиотек;

количество культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом;

количество участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом;

выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению.

Приложение Б

В ходе выполнения Программы предполагается достижение следующих результатов:

укрепление единства культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при самобытности населяющих ее народов;

создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;

создание условий для интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоение новых форм и направлений культурного обмена;

обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда и развитие эстетического воспитания молодежи;

активизация по сравнению с предыдущим 10-летием экономических процессов, способствующих развитию культуры, а также появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

Приложение В

Общий объем финансирования Программы по первому сценарию составляет 183779,66 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 178021,95 млн. рублей;

за счет средств прочих источников - 5757,71 млн. рублей.

Указанные средства направляются:

на капитальные вложения - в размере 115510,99 млн. рублей;

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 805,2 млн. рублей;

на прочие нужды - в размере 67463,47 млн. рублей.

Общий объем финансирования Программы по второму сценарию составляет 192863,03 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 186513,57 млн. рублей;

за счет средств прочих источников - 6349,46 млн. рублей - всего

из них:

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 3858,98 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 2490,48 млн. рублей.

Указанные средства направляются:

на капитальные вложения - в размере 115491,58 млн. рублей;

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 915,65 млн. рублей;

на прочие нужды - в размере 76455,8 млн. рублей, в том числе на субсидии - в размере 9020,48 млн. рублей.

Указанное распределение подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующие годы.

 

Просмотров работы: 9028