Под национальной экономической безопасностью, согласно определению, данному в российском законодательстве, понимается состояние экономики, обеспечивающие достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Среди исследователей существуют различные взгляды на понятие «экономическая безопасность». Например, по мнению В. Тамбовцева, « под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»1.
Другой ученый - В.А. Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»2.
Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности России встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса. В России, к сожалению, экономика оказалась слабо подготовленной к негативным изменениям финансово-экономических условий, поэтому в настоящее время в России продолжается спад производства в большинстве секторов экономики.
Правительством России проблема экономической безопасности долгое время игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности, которая должна будет обеспечить стратегическую защиту России от негативных изменений финансовой и социально-экономической конъюнктуры.
Экономическая безопасность России является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения.
Для того чтобы понять и оценить текущую безопасность российского государства, необходимо знать факторы, которые определяют уровень экономической безопасности России. К числу таких факторов большинство исследователей относят:
концепция национальной безопасности;
национальные интересы России в сфере экономики;
угрозы экономической безопасности;
индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения;
организационные структуры обеспечения экономической безопасности;
правовое обеспечение экономической безопасности.
Вышеуказанные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности России. Каждая из этих угроз представляет собой определенную степень опасности для страны, что в свою очередь предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.
Из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки» в развитии экономики. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствуют нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию, разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.3
При исследовании проблемы экономической безопасности неизбежно возникает необходимость определения границ безопасного функционирования страны и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень изменения параметров развития народного хозяйства, за пределами которого возникают опасности в той или иной сфере. Пороговые значения экономической безопасности - это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны.
На современном этапе социального-экономического развития России фактически и прогнозные количественные параметры по многим индикаторам значительно хуже рекомендуемых пороговых значений экономической безопасности. Однако ни в коем случае нельзя подгонять пороговые значения под фактические и прогнозные параметры. Именно отклонения фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывают степень угрозы экономической безопасности и очередность их устранения. Важно постоянно иметь в виду эти отклонения и осуществлять меры по нейтрализации возможных негативных последствий.
Сопоставление фактических индикаторов экономической безопасности с пороговыми значениями экономической безопасности4
№ п/п |
Название показателя |
Предельно-критическое значение в мировой практике |
Россия (2012) |
США (2012) |
Китай (2012) |
1 |
Объем ВВП, млдр долл. |
181,7 |
2022 |
15497,321 |
7743,144 |
2 |
Дефицит федерального бюджета, % ВВП |
3 |
1,5 |
8,5 |
1,5 |
3 |
Доля расходов на оборону, % к ВВП |
3 |
4,4 |
4,4 |
2 |
4 |
Доля машиностроения и металлообработки в промышленном комплексе, % |
25 |
37,5 |
19,2 |
45,3 |
5 |
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП |
25 |
22 |
14,8 |
45,7 |
6 |
Валовой сбор зерна, млн т |
70 |
70,7 |
589,57 |
|
7 |
Внешний долг, % к ВВП |
20 |
31,25 |
38,26 |
9,4 |
8 |
Уровень инфляции, % |
125 |
106,6 |
102,1 |
102,6 |
9 |
Доля населения с уровне дохода ниже прожиточного минимума, % ко всему населению |
7-10 |
11 |
15,1 |
13,4 |
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но они интегрируются в трех важнейших направлениях:
устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые темпы роста ВВП;
повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;
рост благосостояния и качества жизни.
Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности показал, что угрозы могут длительное время не проявляться в открытой форме, что не должно ослаблять внимание к решению конкретных проблем, которые в виде сигналов поступают от индикатора экономической безопасности. Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и в связи с этим увеличение числа угроз.
1 Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 2005.№3 с23.
2 Савин В.А. некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 2007.№9 с 15.
3 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России // Москва Издательство «ДЕЛО».2005.С.82.
4 https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html