СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ.

Черепкова Н.В. 1, Гурина А.А. 1
1Северо-кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье анализируются особенности организации учебного процесса для детей с ОВЗ и инвалидов через описание факторов и условий, способствующих реализации психологических закономерностей обучения; в статье описаны уровни знаний учащихся и дидактические ситуации, обеспечивающие целенаправленное формирование знаний.

Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи тем, кто нуждается в психолого-педагогической и медико-социальной помощи как стратегическая задача Государственной программы в нашей стране на среднесрочный период требует особого внимания к проблемам, связанным с достижением лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в экономике. Нацеленность данной программы на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость в первую очередь решить вопросы обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования этой социальной группы, которая крайне неоднородна по своему составу, а, следовательно, нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения.

Но, как показывает практика, особые образовательные потребности лиц с ОВЗ продолжают сохраняться и на этапе освоения ими профессии/специальности. Для части из них необходимо создание в образовательных учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования специальных образовательных условий, включающих специальные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ1.

Органы государственной власти России создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе:

1) бесплатное обследование психолого - медико - педагогической комиссией или медико - социальной экспертной комиссией;

2) бесплатную медико - психолого - педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого - медико - педагогической комиссии;

3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести - восьми лет в соответствии с заключением психолого - медико - педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;

4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого - педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно - правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации2.

Оценить реальную потребность молодежного контингента инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональном образовании достаточно трудно по нескольким причинам, основная из которых – здоровье. Часть инвалидов в силу тяжести недуга не могут быть профессионально заняты и, соответственно, их потребность в профессиональном образовании, в лучшем случае, трансформирована в потребность овладения трудовыми навыками и навыками самообслуживания. У другой части - состояние здоровья накладывает существенные ограничения на выбор сферы трудовой деятельности и, следовательно, профессии, а подчас и уровня профессионального образования. Остальные инвалиды (они составляют меньшую часть всего рассматриваемого контингента) при создании необходимых и достаточных условий, а также при желании, могут получить (и должны получать) любое не противопоказанное для них профессиональное образование в соответствии со своими способностями. Проблема состоит в том, что четких границ между этими группами нет. И случаи преодоления ограничительных вердиктов, поставленных в БМСЭ исходя из субъективных оценок экспертов, отнюдь не единичны.

В современной России широчайшее распространение установок на получение высокого уровня профессионального образования характерно для большинства социальных групп населения. При этом высшее образование является наиболее востребованным уровнем образования и зачастую рассматривается как «социальная норма» и единственная возможность дальнейшего трудоустройства3.

Лица с ОВЗ и инвалидностью в этом вопросе не составляют исключения, хотя низкий ресурс здоровья у части из них все же негативно сказывается на формировании стратегии получения профессионального образования. По статистике 62,9% молодых инвалидов выражают стремление иметь высшее образование. Две трети людей данной категории хотели бы иметь самый высокий уровень профессионального образования, указывая в качестве желаемого уровня образования «ученую степень». Общим средним образованием готов удовлетворяются лишь каждый десятый. Меньше всего желающих получить рабочие профессии (в учреждениях начального профессионального образования - НПО).

Различными формами профессионального обучения на сегодняшний день охвачено большинство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом наиболее востребованной формой профобразования является обучение в ВУЗе. Вместе с тем возможности людей данной категории получения высшего профессионального образования зависят от степени тяжести заболеваний.

Более трети таких людей нигде не учится. Причины этого следующие: 1) считают свой уровень образования достаточным; 2) учебное заведение и процесс обучения не приспособлены для инвалидов и лиц с ОВЗ; 3) плохое состояние здоровья.

Необходимо констатировать, что в последние годы в связи с изменениями в работе Федерального бюро медико-социальной экспертизы и введением единого государственного экзамена поступление лиц с ОВЗ в учреждения высшего и среднего профессионального образования значительно осложнилось.

До сих пор нет должного взаимодействия между учреждениями профессионального образования и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению таких студентов. В штатном расписании образовательных учреждений профессионального образования практически нет психологов, дефектологов и социальных педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение студентов и обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Администрацией учреждений профессионального образования не создаются условия безбарьерной среды для инвалидов. Не решена проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования из числа инвалидов.

Достигнуто общее понимание структуры модели высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но многообразие форм ограничения здоровья приводит к тому, что каждый раз, создавая конкретную эффективную и устойчивую модель для студентов с ограниченными возможностями здоровья, приходится делать это практически заново.

Очевидно, что процесс создания необходимых условий для успешной интеграции молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему ВУЗов требует научной обоснованности, учёта характера различных групп инвалидности, иерархичности и координированности организационной деятельности субъектов, системности подхода при выявлении и постановке проблем и ряда других факторов4.

Важным аспектом формирования безбарьерной среды для обучения инвалидов является характер складывающихся у них отношений с руководителями, преподавателями и другими студентами/учащимися. При этом законодательство обеспечивает инвалидам и лицам с ОВЗ право на недопущение их дискриминации во всех сферах жизни, в т.ч. при получении профессионального образования.

Субъективные оценки лиц с ОВЗ и инвалидов говорят об отсутствии массовых проявлений недружелюбного отношения к ним преподавателей и руководства. В целом позитивное отношение со стороны преподавателей к таким студентам, как правило, обусловлено настойчивостью и стремлением последних трудиться, чтобы «найти свою нишу в жизни», несмотря на имеющиеся недуги.

С другой стороны, очевидно, что более нейтральное отношение влечет за собой увеличение требовательности к инвалидам в процессе обучения и сдачи экзаменов. Не случайно поэтому особые условия на экзаменах для инвалидов, которые в этом нуждаются, в заведениях НПО создавались чаще, чем в ВУЗах. Хотя и в высших учебных заведениях преподаватели иногда делают послабления студентам-инвалидам, снижая на экзаменах требования, на что обычные студенты могут реагировать весьма болезненно.

Субъективные мнения таких учащихся об отношении к ним других студентов условно можно поделить на «позитивные», «безразличные» и «негативные». Так к большинству инвалидов и лиц с ОВЗ в их учебном заведении со стороны других студентов проявляется позитивное отношение. Безразличное отношение к инвалидам наблюдается гораздо реже, а ответы о негативном отношении практически не говорится. Руководители и преподаватели ВУЗов в целом также довольно позитивно характеризуют отношения между инвалидами и лицами с ОВЗ и остальными студентами5.

Ратификация Россией Конвенции ООН «О правах инвалидов» обязывает наше государство привести национальное законодательство в соответствие с ее положениями и обеспечить их практическую реализацию. В настоящее время в связи с этим уже разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов». Проект Федерального закона предусматривает механизмы реализации положений Конвенции в России по тем вопросам, решение которых в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно.

Очевидна необходимость сотрудничества по данным вопросам с экспертным сообществом, а также общественными организациями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как наиболее заинтересованной стороной в прикладных качествах данного правового документа. Создание действующего механизма реализации закона не даст основания считать его очередной «декларацией о намерениях», а реально поможет решать проблемы социальной интеграции таких людей в нашей стране.

В законодательстве необходимо предметно и детально проработать возможность для инвалидов получать воспитание и образование в общеобразовательных организациях на основе принципа инклюзивности. Также необходимо принятие ряда нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру и порядок предоставления образовательных услуг в электронной форме с использованием дистанционных технологий, конкретизировать порядок предоставления технических и учебных средств (компьютеров, программного обеспечения, специальных учебников, пособий и т.п.) или выплаты компенсаций за них (условия, размер, срок и т.д.)6.

Список литературы:

1. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2 (10), 2012. «Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации».

2. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), глава 2 «Права в области специального образования лиц с ОВЗ, их родителей (иных законных представителей)»

3. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.

4. «Организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании» В.Г. Гончарова, О.А. Автушко http://sibsedu.kspu.ru

5. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.

6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в г. Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина, 2011 http://www.ombudsman.mos.ru

1 См.: Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2 (10), 2012. «Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации»

2 См.: Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), глава 2 «Права в области специального образования лиц с ОВЗ, их родителей (иных законных представителей)»

3 См.: Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.

4 См.: «Организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании» В.Г. Гончарова, О.А. Автушко http://sibsedu.kspu.ru

5 См.: Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.

6 См.: Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в г. Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина, 2011 http://www.ombudsman.mos.ru

Просмотров работы: 10431