Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проблемы в развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста могут проявляться во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в низкой мотивации, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности;
- в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия;
- в недостаточной сформированности умственных операций: анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с низким уровнем развития мышления неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление.
Цель программы:
Развитие мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Задачи программы:
- активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- развитие мыслительных операций в игровой деятельности;
- развитие самостоятельности мышления.
Принципы построения программы:
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выгодским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.
Форма организации занятий:
- занятия проводятся 1- 2 раза в неделю;
- продолжительность занятия от 20 до 30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут;
- среднее количество детей в группе 5- 7 человек.
Формы и методы контроля:
- отзывы родителей и педагогов;
- диагностика наглядно-образного мышления при помощи методик;
- диагностика словесно-логического мышления методиками.
После проведения коррекционной программы дети приобретают следующие:
- способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;
- активность познавательных процессов.
Алгоритм занятия:
Приветствие.
Задание на развитие определённого вида мышления.
Развивающая игра или разминка.
Задание на развитие определённого вида мышления.
Комплекс на расслабление.
Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят.
Прощание: поощрение активности детей.
Таблица 1
Содержание коррекционно-развивающей программы, направленная на развитие мышления у детей 4-5 лет «Думка»
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Структура занятия |
1. |
Придумай себя |
Развитие наглядно-действенного мышления. Смена действительности. Формирование отделять форму понятия от содержания. |
1.Приветствие. 2. Упражнение «Четвертый лишний». 3. Игра «Воздушный бой». 4.Упражнение «Больше, длиннее, короче», «Обведи контур». 5. Релаксационные упражнения 6. Подведение итогов. 7.Прощание. |
2. |
Буду делать это, буду делать – то! |
Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки, снятие скованности, напряженности в общении. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Почтальон». 3. Игра «Передай клубочек». 4. Упражнение «Залатай коврик». 5. Психогимнастика 6. Подведение итогов 7. Прощание. |
3. |
Будь веселым |
Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Найди половинку каждому предмету». 3.Игра «Воробьи попрыгунчики». 4.Упражнение «Кому без этого нельзя». 5. Пальчиковая гимнастика 6.Подведение итогов. 7.Прощание. |
4. |
Будь добрым |
Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. Развитие различных видов мыслительных операций. |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Четвертый лишний». 3.Игра «Путаница». 4.Упражнение «Отгадай загадки». 5. Психогимнастика 6.Подведение итогов. 7.Прощание. |
5. |
Будь внимателен |
Развитие мыслительных операций: классификация, анализ |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Классификация предметов». 3.Упражнение «Составь узор». 4.Игра «Дискотека кузнечиков». 5.Комплекс на расслабление. 6.Подведение итогов. 7.Пращание. |
6. |
Я могу |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления. |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Узнай кто это?». 3.Игра «Именной поезд». 4.Упражнение «Как это можно использовать?». 5. Кинезиологические упражнения 6.Подведение итогов. 7.Прощание. |
7. |
Мыслинки |
Развитие образно-логического мышления |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Говори наоборот». 3. Игра «Танец огня». 4.Упражнение «Нелепицы». 5.Комплекс на расслабление. 6.Подведение итогов. 7.Прощание. |
8. |
Умки |
Развитие мыслительных операций |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Найди чего не хватает». 3. Игра «Чунга - чанга». 4.Упражнение «Отгадай-ка». 5. Кинезеологические упражнения 6.Подведение итогов. 7.Пращание. |
9. |
Думки |
Развитие наглядно- образного мышление. Снятие псих- эмоционального напряжения. Формирования умения отделять форму понятия от содержания. |
1.Приветствие. 2.Упражнение «Составь картинку». 3.Упражнение «Больше, длиннее, короче». 4. Психогимнастика 5. Подведение итогов. 6. Прощание. |
10. |
Итоговое |
Диагностика наглядно-действенного мышления. Диагностика образно- логического мышления. Анализ проведенной работы. |
1. Приветствие. 2.Упражнение «Нелепицы». 3.Упражнение «Четвертый лишний». 4.Упражнение «Обведи контур». 5. Психогимнастика. Игра «Медвежата в берлоге». 6. Подведение итогов. 7. Прощание |
Литература
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.