ФРАНЧАЙЗИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФРАНЧАЙЗИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Горбунова А.В. 1
1Астраханский государственный технический университет,институт экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная экономика в России набирает силу, повышается и конкуренция. В настоящее время образование является такой же сферой отношений, как промышленность, строительство, финансовая и иные сферы. Образовательные услуги испытывают давление конкуренции, нуждаются в рекламе и надежных путях реализации. Средством конкурентной борьбы, по нашему мнению, может послужить использование образовательными учреждениями франчайзинга. Франчайзинг не только способствует увеличению количества предоставляемых образовательных услуг и повышению их качества, но и способствует повышению интеллектуального уровня общества, обеспечивая доступ к различным уровням образования там, где оно было ранее порой недоступно.

Цель научно-исследовательской работы – это изучение теоретических и практических вопросов франчайзинг образовательных услуг, а также разработка предложений по внедрению в высших учебных заведениях города сети интеллектуальных клубов.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы развития франчайзинга в России.

2. Изучить особенности применения франчайзинга в образовательной сфере.

3. Выявить основные преимущества и недостатки применения франчайзинга в сфере образования.

4. Провести анализ торговых марок в целом по России и на территории Астраханской области.

В условиях современного развития экономики проявляется необходимость разработки и внедрения новых экономических механизмов. Можно отметить, что одним из приоритетных направлений в данной области является становление франчайзинговых форм организации и взаимодействия бизнеса.

Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ:

  • реальная возможность организовать бизнес, приносящий стабильный доход;

  • расширить и упрочнить позиции на рынке;

  • повышение эффективности предпринимательских структур;

  • привлечение иностранных инвесторов и т.д.

Особую актуальность образовательный франчайзинг приобретает в настоящее время за счет увеличения интереса к новому направлению развития системы образования. Применение образовательными учреждениями франчайзинга позволит создать образовательные сети с использованием информационных технологий, тем самым, предоставляя всем желающим равный доступ к качественному образованию.

Элементы научной новизны содержатся в следующих положениях работы:

  1. Дано авторское определение «франчайзинг».

  2. Проанализированы основные преимущества и недостатки франчайзинга.

  3. Предложено создать франчайзинговую сеть интеллектуальных клубов в образовательных учреждениях.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, логический метод и статистические методы обработки данных.

Расширение, улучшение рынка, и, как, следствие - конкуренция способствуют объединению ряда предприятий с целью «выживания». Это и послужило возникновению таких понятий, как франчайзинг, толлинг, совместная деятельность и многих других.

Сегодня не только в Москве, но даже в небольших российских городах можно частенько встретить магазины, кафе, аптеки известных брэндов. Многие предприимчивые люди на местах и хотели бы стать владельцами собственного бизнеса, но большинству это просто не по силам. Начать свое дело, «раскрутиться» - задача непростая по нынешним временам. Вот почему таким привлекательным и становится франчайзинг – способ развития бизнеса, который позволяет с минимальным риском успешно заниматься предпринимательской деятельностью, добиваться финансовой состоятельности.

Само явление, именуемое франчайзингом, появилось около полутора веков назад. И сейчас в США в общем товарообороте на франчайзинговые предприятия приходится около 40 %. В Европе и России эта доля пока меньше, но она постоянно растет. Особенно сильно франчайзинг развивается в Москве, но в последние годы он стал также проникать в регионы. Преимуществ у такого бизнеса достаточно. Когда покупается франшиза популярного брэнда, то одновременно приобретается и множество клиентов, знающих раскрученную марку и желающих именно ей отдавать предпочтение. Компания-франчайзи получает готовую бизнес-идею, проверенные рецепты ведения дела, управленческие методики. Поддержка со стороны головной компании (франчайзора) выражается и в маркетинге, и в рекламе, в обучении персонала. Любопытная статистика по той же Америке. Примерно 8 из каждых новых 10 малых предприятий вынуждены закрываться там, в течение первых же лет существования. А из тех, кто открылся по схеме франшизы, закрывается всего 14 %, то есть, меньше полутора из десяти. Разница существенная [1].

Во франшизной организации участник канала, именуемый держателем привилегий, связывает несколько этапов производственно-сбытового процесса. В основе деятельности договорной вертикальной маркетинговой системы данного типа лежит метод организации производственно-сбытовой деятельности, основанный на предоставлении привилегии на производство и/или сбыт продукции одним из членов канала распределения другому, именуемый франшизой.

Различают три типа франшизных организаций (таблица 1).

Таблица 1

Типы франшизных организаций

Тип франшизной организации

Характеристика типа франшизной организации

Пример отраслевого использования

Условия отраслевого использования

Первый

система привилегий розничных торговцев под эгидой производителя

автомобильная отрасль

производитель на определенных условиях реализации и обслуживания дает независимым дилерам лицензии на продажу своей продукции

Второй

система привилегий оптовиков под эгидой производителя

отрасль прохладительных напитков

компания передает право разливочным предприятиям (оптовикам) различных стран производить данный напиток из концентрата компании и продавать его местным розничным торговцам

Третий

система привилегий розничных торговцев под эгидой фирмы сферы услуг

отрасль быстрого питания

фирма предоставляет право розничным торговцам обслуживать потребителей

Вид организации и ведения предпринимательской деятельности на основе изложенных принципов получил название франчайзинга.

Одно из значений слова «франчайзинг» - право, привилегия; «франшизы» - место, где разрешена торговля. Корнями эти понятия уходят во времена средневековья, когда король предоставлял баронам право собирать налоги на определённой территории, а гражданам была дана франшиза продавать товары на рынке определённого города и т.п.

Ныне, франчайзинг – это тип организации бизнеса, предполагающий создание однородных предприятий, это вертикальная маркетинговая система потребительских товаров, предусматривающая долгосрочные договорные отношения, создающаяся, как правило, для сбыта.

Фирма – франшизер (франчайзер):

  1. предоставляет другой фирме (франчайзи) право (лицензию, франшизу) на ведение определённого бизнеса;

а) на ограниченной территории;

б) при соблюдении установленных правил;

в) под определённой маркой (принадлежащей или ассоциирующейся с франчайзером).

2) является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи.

Покупатель франшизы (франчайзи):

  1. уплачивает франшизеру некоторую начальную сумму и отчисления от валовой выручки или прибыли или обязуется выкупать товары на сумму, не менее определённой за период;

  2. остаётся юридически самостоятельным и несёт ответственность за свои действия;

  3. получает право на:

а) использование коммерческой марки;

б) постоянную поддержку;

в) использование опыта организации бизнеса [2].

В целом систему организации франчайзинга можно представить следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Схематичное представление франчайзинговой системы

В процессе научного исследования было выявлено, что многие ученые по-разному дают определение франчайзинга. Поэтому решено провести анализ авторских определений франчайзинга и смежных с ним понятий (таблица 2).

В процессе анализа было выявлено, что многие авторы выдвигают различные трактовки франчайзинга. Поэтому, дадим авторское определение франчайзинга - это инновационная технология ведения бизнеса, непосредственно основанная на системе взаимоотношений между двумя сторонами: первая – «франчайзер» – крупная фирма (корпорация), имеющая известную торговую марку, вторая – «франчайзи» – малая предпринимательская структура, приобретающая право на ведение деятельности от имени и под торговой маркой франчайзера.

Таблица 2

Анализ определений «франчайзинг», предложенных различными авторами

Источник

Определение

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 4-е изд.,перераб и доп. – М.:ИНФРА-М,2004. – 480 с. – (Библиотека словарей « ИНФРА-М»).

Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, « родительские» компании ( франчайзеры ) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера.

Большой экономический словарь./Под ред.А.Н.Азрилияна.-М.:Фонд «Правовая культура»,1994.-528 с.

Франчайзинг – 1) специальная привелегия, предоставляемая правительством частному предприятию, например, управление городским транспортом. Частные предприятия в этом случае уплачивают налог за использование права или привелегии;

2) форма маркетинга или распределения товаров, при которой «родительская» компания обычно предоставляет индивидууму или компании («дочерней» либо посторонней) право или привилегию делать бизнес в предписанной форме в течение определенного периода времени и в определенном месте.

Экономикс:Англо-русский словарь-справочник): Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко.-М.:Лазурь,1994.-544с.-ISBN5-85806-009-9.

Business format franchising (Фрэнчайзинг предпринимательского образца) – форма фрэнчайзинга, при которой фрэнчайзер предоставляет френчайзи не только свою торговую марку и товары, которые производит, как это бывает в обычных случаях, но и свои производственные планы, включая рыночную стратегию, руководства по хозяйственной деятельности, услуги по контролю качества и двусторонний контакт, а также другие виды помощи, необходимые для ведения дел.

Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для слудентов высших учебных заведений.-9-е изд.,перераб.и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2008-696 с.

Фрэнчайзинг – форма передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи.

Marketing (En-Ru)Маркетинг и торговля. Новый англо-русский толковый словарь. © ABBYY, 2006; © «Экономическая школа», 2006. 12 тыс. статей. Под общ. ред. Сторчевого М. А. 3-е изд., испр. и доп.

Коммерческая концессия (франчайзинг )-деловое соглашение, по которому контролируемая армией недвижимость сдается в аренду гражданскому частному лицу, специализирующемуся на предоставлении населению услуг и мест отдыха и развлечений с целью извлечения прибыли.

В настоящее время роль франчайзинга в эффективном развитии экономики страны сложно преувеличить. Однако существует множество предпосылок, которые усложняют эффективное функционирование данного экономического инструмента.

Рассматривая и анализируя развитую сеть франчайзинга в России, необходимо оценить ее экономическую эффективность. Это можно осуществить посредством выявления основных преимуществ и недостатков франчайзинговой деятельности.

Охарактеризуем основные преимущества франчайзинга:

1.Максимизация развития. Этот плюс франчайзинга обуславливается тем, что франчайзеру не требуется вкладывать дополнительные ресурсы как финансовые, так и кадровые в то, чтобы увеличить развитие своего присутствия на рынке. Ему достаточно увеличивать внутренние мощности, а уже готовые франчайзи будут браться за их реализацию. Для франчайзи также есть плюс в развитии – это отработанные решения и квалифицированная помощь «старших братьев», у которых за спиной большой опыт. 2.Оптимизация управления. Это преимущество франчайзинга заключается в отсутствии необходимости продавца модели следить и контролировать процессы, происходящие у его покупателя. Условия сделки обычно содержат перечень ограничивающих и предписывающих пунктов, соблюдение которых является неотъемлемой частью договора, и обычно такой подход устраивает обе стороны, без привлечения дополнительных ресурсов для организации взаимоотношений.

3.Увеличение капиталов - однозначно выгодная сторона дела для франчайзера, потому что он, как правило, не тратит ресурсов на создание и поддержку новой «точки» своего бизнеса. Также в договоре может быть предусмотрен и вступительный взнос для франчайзи (и это помимо того что на нём лежат затраты на создание). Плюс для франчайзера в данном случае односторонен (за редкими исключениями для отдельных франчайзи предоставляют более выгодные предложения).

Помимо того, что франчайзинговая система имеет массу преимуществ и положительных тенденций, отметим, что существуют и недостатки осуществления бизнеса посредством франчайзингового договора.

Если и Россия активно пойдет по пути активного развития франчайзинга, а к этому есть все предпосылки, то скоро начинающие предприниматели будут думать не о том, каким бизнесом заниматься, а о том, какая франшиза выгоднее, какую лучше приобрести.

По сравнению с развитыми странами, динамику развития российского франчайзинга нельзя назвать высокой. Существует ряд сдерживающих факторов: уже упомянутые правовые проблемы, сверхбюрократизация административных структур, неэффективность налоговой системы. В сознании самих предпринимателей еще не утвердилось понятие неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является составной частью франчайзинга. А национальная привычка работать «на глазок» и «на авось» порой не дает им строго выполнять все требования старшего партнера по бизнесу [3].

Тем не менее, дело движется. В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейных бюджетов на питание, одежду, обувь. Рассмотрим какие брэндовых торговых марки работающие по системе франчайзинга существуют на территории Российской Федерации в целом, а также в Астраханской области в частности (таблица 3).

Таблица 3

Анализ использования торговых марок в РФ и Астраханской области

Сфера деятельности

Торговые марки в РФ

Торговые марки в Астраханской области

(в % к РФ)

1

2

3

сфера общественного питания

«Стоп-Топ»

«Крошка-картошка»

«Теремок – Русские блины»

«Горячие крендели»

«Ростикс»

«Патио-Пицца»

Grillmaster

Subway

Ресторан Якитория»

Ресторан «Гин-но Таки»

«Сбарро»

«Баскин-Роббинс»

Трактир «Елки-Палки»

Кофейня «Шоколадница»

Кофейня «Барабу-Кофе»

Subway

«Баскин-Роббинс»

Кофейня «Шоколадница»

(20 %)

сфера услуг

«1С»

«Кодак»

Chem-Dry (газированной химчистке ковровых покрытий и мягкой мебели)

«Primex» (разносторонняя уборка помещений, чистка мебели, ковров, паркетных, гранитных и мраморных покрытий)

Индустрия красоты «Персона Lab»

«ВидеБум» (видопрокат, продажи)

«Видеолэнд» (видопрокат, продажи)

Chips Away ( кузовной ремонт легковых автомобилей)

«Климат Строй Сервис»

DIXIS

«Ozon» (виртуальный магазин)

«Букет конфет» (изготовление оригинальных подарочных букетов из искусственных цветов и конфет)

«1С»

«Кодак»

DIXIS

«Ozon»

«Магазин горящих путевок»

«Велл»

«Натали Турс»

(23 %)

В том числе образовательные услуги

«English First» (языковая школа)

FasTracKids International (уникальная технология обучения детей младшего возраста)

Gymboree Corporation (образовательно-развлекательные центры досуга для родителей и детей младшего возраста)

«La­nguage Link» (языковая школа)

«Futurtech» (учебные центры IT – технологиям)

«Forex Сlub» (обучение работы на рынке «Фо­рекс»)

«Crestcom» (подготовка управленческих кадров, специалистов по продажам и работников офиса)

Клуб детского развития «Беби-клуб» (образование)

(0%)

Продолжение таблицы 3

1

2

3

торговля

«Пятерочка»

«Копейка»

«Перекресток»

«Седьмой континент»

«Рамстор»

SPAR (интернациональная розничная сеть)

«Ароматный мир» (винные магазины)

«Красный Куб» (подарки, предметы декора, бытовая техника)

«Bagatell» (подарки)

Российская оптово-розничная компания «Джинсовая Симфония»

Zara (одежда)

Французская компания TATI (недорогие одежда, косметика и товары для дома)

Немецкая компания Olsen

Итальянская компания Benetton

Американский производитель одежды Tommy Hilfiger (джинсы, спортивная одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия).

«Эльдорадо»

«Все на УАЗ» (запчасти)

«Лавка жизни» (производство товаров для здоровья, биологически активных добавок, витаминов, лечебной косметики)

Петербургская корпорация SELA (одежда для детей и взрослых)

Ростовская швейная фабрика «Глория Джинс»

Торгово-производственный холдинг «Легпроммаркет» (пошив женской одежды)

Российский производитель мужской одежды «Энтон» (сезонные костюмы и аксессуары )

«Эконика» (обувь)

«Пальмира» (обувь)

«Шатура» (мебель)

Агентство «Центропечать»

ЛУКОЙЛ (заправочные станции)

ЮКОС (заправочные станции)

ТНК (заправочные станции)

«Славнефть» (заправочные станции)

«Сибнефть» (заправочные станции)

Mail Boxes (центры почтового обслуживания)

«Красный Куб»

Olsen

Benetton

«Эльдорадо»

«Все на УАЗ»

«Лавка жизни»

SELA

«Глория Джинс»

«Центропечать»

«Шатура»

ТНК

ЛУКОЙЛ

(38 %)

сфера производства

«Фабрика резиновых покрытий "Мастерфайбр"» (производство специальных покрытий для детских и спортивных площадок)

«Primex» (изготовления сотовых покрытий)

«Вимм-Билль-Данн» (использование собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold»)

(0 %)

В сфере образовательных услуг франчайзинг развивается менее активно, чем в других отраслях, что видно из таблицы (торговые марки этого направления выделены жирным щрифтом).

Есть объективные причины медленных темпов развития этой отрасли:

  1. Услуга всегда оказывается конкретному человеку, ее можно оценить только после того, как она будет оказана, и для каждого человека ценность одной и той же услуги разная.

  2. Непонимание франчайзинговых систем и их возможностей. Данная тенденция вызвана тем, что с франчайзингом ассоциируются, в первую очередь, общественное питание, после - розничная торговля, а потом и все остальное.

Франчайзинг в сфере образовательных услуг имеет явные перспективы:

  1. Спрос на образование растет с каждым годом.

  2. Для начала деятельности необходимо только желание и организаторские способности, нет необходимости иметь педагогическое образование, подбор и обучение персонала, предоставление стандартов ведения бизнеса, методические материалы, необходимые для осуществления деятельности предоставляет франчайзер.

  3. Установление франчайзером (правообладателем) строгого контроля за качеством.

  4. Проведение совместных систематических программ по повышению квалификации преподавательского состава.

  5. Гарантия качества курса, признание его статуса и академической полноценности.

  6. Гибкость в составлении расписания и способов преподавания с учетом интересов студентов.

Франчайзинг в образовании представляет собой совместную деятельность учебных заведений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений на право образовательной деятельности. Исходя из этого, франшизой является комплекс исключительных прав по реализации образовательных услуг под фирменным наименованием и (или) коммерческим обозначением, товарным знаком правообладателя на определенных условиях.

Сущность образовательного франчайзинга заключается в том, что между учебными заведениями заключается договор коммерческой концессии, в котором оговариваются основные условия сотрудничества, права и обязанности сторон, финансовые договоренности, срок действия договора и т.д. Обучение учащихся, зачисленных в качестве слушателей (студентов) в заведения правообладателя, проводится по учебным планам и программам правообладателя силами сертифицированных, т.е. допущенных правообладателем к учебным занятиям, тьюторов. По каждой учебной программе имеется специально разработанное правообладателем учебно- практическое пособие. Оно в обязательном порядке имеется у слушателя- потребителя или заказчика образовательных услуг.

В настоящее время в условиях современного развития экономики, по нашему мнению, необходимо осуществлять повсеместное внедрение образовательного франчайзинга, в частности применение данных технологий необходимо в высших учебных заведениях. Таким образом, мы предлагаем разработать и внедрить в университетах клуб, который будет включен во франчайзинговую сеть на всей территории России, что позволит создать единое пространство российских ВУЗов.

Виды деятельности Клуба интеллектуального образования (КИО):

  • предоставление образовательных услуг в виде деловых игр и тренингов для студентов (открытие виртуального кафетерия, осуществление контроля за финансовой деятельностью семьи и организаций, тренинги ораторского искусства);

  • организация бизнес – игр с участием других образовательных учреждений;

  • организация олимпиад совместно с ВУЗами города;

  • организация и участие в научных конференциях;

  • расширение совместной деятельности в виде франчайзинга (программа изучения английского языка).

Основными преимуществами образовательных технологий Клуба интеллектуального образования (КИО) являются:

  • быстрое, легкое и эффективное освоение учебных навыков;

  • система увлекательных и разнообразных игровых упражнений;

  • яркие, интересные и динамичные занятия;

  • соблюдение природных законов освоения учебного материала;

  • максимум внимания к обучаемому как к индивидуальности.

Качественное образование – это будущее России. Именно современные технологии, в частности, франчайзинг, позволит не только повысить уровень развития образования, но и ускорит процесс интеллектуального преобразования России.

Франчайзинг в образовательной деятельности должен пользоваться определенным льготами, так как входит в общую систему подготовки и контролируется государственными органами:

  1. Законодательство должно регулировать вопросы по франчайзингу (объем обязательной информации о франчайзере, регистрацию в госреестрах).

  2. Наличие специальных программ кредитования банками участников фрачайзинговых отношений.

  3. Наличие государственных программ по льготному финансированию, налоговым льготам, льгот по регистрации интеллектуальной собственности.

Результаты представленного исследования могут широко использоваться в образовательных учреждениях.

Список использованной литературы

1.Данченок Л.А. Основы маркетинга: учебное пособие/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2003.

2.Земляков Д.И., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы бизнеса. - М.: Юнити, 2003.

3.Хабарова Н.Е. Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития/Научные труды: Институт народохозяйственного прогнозирования РАН, 2008 г.№6, стр.361-374.

 

 

 

Просмотров работы: 7679