Процесс адаптации как объективный процесс играет большую роль в любой профессии, а значимость адаптации для учительской профессии вытекает из специфики самого труда, так как результат труда учителя не поддается никаким прямым измерениям, а оценивается только опосредованно и отдаленно. Очевидно, чем успешнее профессиональная адаптация учителя, тем выше его мастерство и умение, тем выше и результат его влияния на формирующуюся личность ученика.
Целью данной работы является изучение адаптивности молодых учителей к профессиональной деятельности со стажем работы до 6 лет. Выборка испытуемых составила 30 человек. Исследование проводилось с помощью методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Диагностика уровня адаптивности учителей к профессиональной деятельности, показала: что 30% учителей достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Эффективность адаптации этой группы учителей, во многом зависит от того, насколько реально они воспринимают себя и свои социальные связи, точно соизмеряют свои потребности с имеющимися возможностями и осознают мотивы своего поведения. Как правило, они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. У 70% успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Как правило, к нарушению адаптации ведет искаженное или недостаточно развитое представление о себе, что может сопровождаться нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Лиц с низким личностным адаптивным потенциалом, среди испытуемых выявлено не было.