Проблема профессионального становления стала актуальной ещё в начале 20 века. До этого времени свободного выбора профессии не было. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями и патриархальным укладом жизни общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней. Решение вопросов профессионального самоопределения и профпригодности привело к возникновению новой области прикладной психологии – психотехнике (W.Stern, I. Musterberg, F. Parson), а в 1920-е гг. – психологии труда. Основное внимание в этих исследованиях уделялось приспособлению человека к технике и технологии производства.
Возникшие в 70-е годы ХХ в. гуманистические теории труда, способствовали переосмыслению концепции профессионализации личности. Происходят структурные изменения и в личности специалиста, и в структуре самой деятельности. Профессионализация личности изменяет содержание профессии.
Э. Зеер считает, что профессиональное становление – это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.
Профессиональное развитие включает прогрессивные и регрессивные изменения, профессиональное становление – это прогрессивное развитие. Оно может включать периоды, моменты стагнации, но вектор профессионального становления неизменно направлен к вершинам профессионализма, создающим максимальные условия для самореализации личности.
Теоретической основой концепции профессионального становления будущих специалистов стали исследования личности и деятельности К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Н. Н. Нечаева, Д. В. Суходольского, В. Т. Шадрикова. Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда и др.
Человек не может работать «вообще», он всегда оказывается в какой-то обстановке, как предметной, так и микросоциальной. Поэтому в любой профессиональной деятельности всегда стоит вопрос профессиональной пригодности.
Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально важными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т. д.
Если существует понятие «профессионально важные качества» человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны важные и неважные качества. Любое качество в одном случае является профессионально важным, а в другом будет противодействовать успешной работе.
В одной и той же деятельности разные люди добиваются успеха за счет различных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными способами слабые. Народная мудрость гласит: «всяк мастер на свой лад».
Е. А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы:
1.Гражданские качества – моральный облик человека как члена общества.
2.Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.
3. Дееспособность общая, не только физическая, но и умственная, включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль инициативность. А также физические способности – состояние здоровья, сила, выносливость и т. д.
4.Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.
5.Навыки, привычки, знания, опыт.
Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность.
По мнению того же Е. А. Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:
1.Непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически не преодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье несовместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.
2. Годность (к той или иной профессии или к группе таковых). Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний, т. е., есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в это области.
3. Соответствие (данного человека данной области действия). Характеризуются не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.
4. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах её структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.
По предмету труда все профессии делятся на пять типов:
«человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек- знаковая система», «человек- художественный образ».
В ФГБОУ ВПО «КубГТУ» одно из основных направлений учебной деятельности – технологическое, которое готовит инженеров-технологов. Профессия инженер-технолог относится к типу «человек- техника». Так, по Е. А. Климову, представители системы «человек-техника» рассматривают мир, прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена техникой. Профессионалы этого типа выделяют и удерживают в сознании такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок.
Цивилизация, культура – это достижения научно-технической революции. Деятельность человечества, людей – это, прежде всего, научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, ориентация на применение новейших достижений техники. Представители профессий этого типа производят вещественные продукты труда, создают вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Этот тип профессий самый многочисленный.
Профессионал должен иметь кругозор в области естественных наук и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Необходимо знание многих строгих правил и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, её эксплуатации, условием безопасности труда. Самое главное в области познавательных процессов – это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Высоки требования к различным формам и видам памяти и мышления. Особенно часто требуется хорошее оперирование предметами в пространстве. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки. Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности. Важны: деловитость, способность самостоятельно работать, аккуратность и добросовестность. При работе с техникой требуются дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений. В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении
Согласно профессиограмме «Технолог по приготовлению пищи», у данного специалиста должны быть развиты следующие качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
Хорошее развитие обоняния, тактильной чувствительности, вкусового восприятия;
Хорошее зрение;
Хорошая память (кратковременная долговременная, зрительная);
Математические способности;
Организаторские способности;
Хорошее развитие моторики рук;
Коммуникативные способности;
Высокий уровень распределения и переключения внимания
Личностные качества, интересы и склонности:
Чистоплотность;
Аккуратность;
Внимательность (к подчиненным);
Общительность;
Эмоциональная устойчивость;
Независимость в принятии решений;
Ответственность.
Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Э.Зеер считает, что профессионально важные качества – это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Можно выделить наблюдательность, техническое мышление, внимательность, настойчивость как профессионально важные качества будущих технических работников.
В студенческом возрасте возрастает роль фактора внимания, 18 лет – 21 год характеризуются наибольшим объемом внимания и повышения уровня его концентрации. Усиление устойчивости внимания повышается с 22 лет. Развитие мышления и памяти находится в тесной и непрямой зависимости. В 19 - 24 года мнемические функции опережают логические, а в 20, 23, 25 лет отмечается обратная картина. В 22 года и в 26 лет наблюдается снижение показателей обеих функций. 18 - 19 лет характеризуются относительной стабилизацией мыслительных функций. Полученные ленинградскими исследователями данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложного структурирования интеллекта, который очень индивидуален и вариативен. Поэтому для будущих профессионалов очень важно, в каком состоянии находятся у них свойства внимания, развитие мыслительных процессов.
Целью нашего исследования является изучение способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Для этого мы использовали методику «интеллектуальная лабильность». Методика состоит из ряда несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы каждым испытуемым фиксируются на специальном бланке. В исследовании приняли участие 19 студентов специальности «технолог по приготовлению общественного питания».
Результаты исследования показали, что 16 % студентов имеют низкую лабильность, трудности при обучении; у 37 % средняя лабильность; 47 % имеют высокую лабильность, хорошую способность к обучению.
Время учебы в вузе можно условно разделить на два основных этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация студента к учебному заведению, к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (обычно начиная с третьего курса) – основной этап самоопределения студента как будущего специалиста. М.В. Гамезо отмечает, что наиболее сложным является первый этап вузовского периода. Он связан с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, входить в новые условия. Наибольший отсев из вуза бывает именно в этот период, и, поскольку студент еще не участвует в решении реальных задач, возникающих в условиях производства, то главной и вполне осмысленной его целью становится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение необходимой системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом студента. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера и, соответственно, мало влияет на их успеваемость. Постепенно, с приобретением профессиональных знаний студенты глубже осмысливают тонкости своей будущей специальности, у них формируется определенное отношение к будущей трудовой деятельности. У многих студентов, достигших достаточно высокого уровня социальной зрелости, наступает пора выраженного профессионального самоопределения.
Подводя итог, можно сказать, что студентам необходимо готовиться к активной самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремиться постоянно совершенствоваться в ней, еще обучаясь в вузе.
Список литературы
Альманах психологических тестов, издательство «КСП»;
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – 2-е издание.
Журнал прикладной психологии. – 2005. – № 1.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996.
Миловидова Л.Е. Динамика личностно-профессионального роста студентов в процессе вузовской подготовки (техническое образование), дисс… - М., 2000.