Перспективы возрождения, успешного развития и сохранения народных праздников и традиций в целом связаны с глубоким изучением и осмыслением материальной и духовной культуры, искусства России. Народные праздники с их обрядовыми действами, символами, многозначительными ритуальными и символическими речами являлись и являются мерилом нравственности. Народная культура порождала и объясняла жизнь, она была для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего.
На наш взгляд, именно праздники и обряды годового цикла дают нам наибольшее представление о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях.
Необходимо сейчас создавать в каждом селе, районе, области фольклорно-эстетические центры, школы, дома традиционной культуры, чтобы заниматься сбором, сохранением и передачей своего родного национального богатства.
Решение данной проблемы в значительной мере связано с подготовкой кадров. В настоящее время в ряде вузов культуры и искусств открыты кафедры по специальности – « Народное художественное творчество». Впервые в России в рамках этой специальности началась подготовка универсальных педагогов – преподавателей теории и истории преемственная модель среднего специального и высшего образования по данной специальности на основе соответствующих государственных образовательных стандартов
Хочется отметить педагогические и социально значимые возможности использования зрелищно-игрового фольклора в праздниках и обрядах реализуются неумело, малоэффективно.
Работники культурно-досуговой деятельности слабо знают обрядовую культуру, не умеют сделать посетителя народного праздника непосредственным участником его. Организуя народные праздники и обряды в парках, учреждениях культуры, на улице, чаще всего эксплуатируют образно-символические элементы как чисто видовой антураж, даже не пытаясь вникнуть в существо воспроизводимого традиционного образа или действа, выяснить их социально-историческую и эстетическую природу и тем самым осознать меру их педагогических возможностей в наше время.
Фольклорные элементы довольно часто используются как чисто декоративный материал, никак не связанный с художественным и организационно-педагогическими задачами праздника и обряда. Стремясь угодить моде, некоторые коллективы забывают о глубокой духовно-нравственной основе народного творчества, то есть не беспокоятся, по существу, о главном – о сохранении традиций, обрядов. Многочисленные певческие недочеты, ошибки в проведении обрядов и костюмах участников, к сожалению, типичны у самых различных коллективов.
Фольклорная игровая атрибутика, при проведении обряда, употребляется невпопад, а иногда в противовес своей традиционной тематике, что не только искажает исконную природу игрового веселья, но и лишает само праздничное действо целесообразности и образности ( например, сжигают чучело Масленицы, представленной в образе русской красавицы).
Бедой, по выражению самих практиков, является нарушение законов народной обрядовой культуры, вследствие чего участники действа делятся на «зрителей» и «исполнителей». В результате профанируется само присутствие на праздниках «скоморохов», «балаганных дедов», «раешников». Работниками допускается ряд ошибок, например, забывают учитывать особенности местных традиций, что приводит не к трансформации, а к деформации народных праздников и обрядов.
Сами организаторы народных праздников и обрядов признают свою несостоятельность по их возрождению, выделяя следующие причины такого положения:
- отсутствие знаний в этой области;
- навыков обращения к народным обрядовым формам;
- не достаточного количества методической литературы и рекомендаций;
- отсутствие материальных средств для научно-исследовательской работы;
- поисковой деятельности в регионах, для работы фольклорных коллективов;
- обрядовых и ритуальных залов.
Следовательно, необходимо обогатить социальный опыт работников культуры правильным пониманием основ народного творчества, обрядов, народных праздников. Это значит - иметь научные представления, теоретические знания и практические умения, приемы, правила выполнения определенных действий (умственных и практических), эмоциональные коды (установки, стереотипы).
Литература
1.Геннец, А. В.Обряды перехода: систематическое изучение обрядов / А.В. Геннец. – М., 1995.
2.Жиров, М.С., Жирова О.Я.Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины/ М.С.Жиров., О.Я. Жирова. -Белгород: БелГИК,2002.
3.Гусев, В.Е.Русская народная художественная культура: теоретические очерки./В.Е.Гусев.- СПб.,1993.