ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Хан С.Р. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С давних времен считается, что семья – это ячейка общества. Однако, сегодня мы можем видеть, как в современной России у молодежи ценность семьи находится далеко не на первых местах. Молодые люди не хотят жениться, многие девушки не хотят выходить замуж. В обществе «процветают» внебрачные отношения. Мы можем видеть много семей, состоящих из мамы и ребенка.

Данное обстоятельство побудило меня изучить особенности неполной семьи.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [2]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. [1].

Е.Т. Соколова [3] рассматривает неполные семьи с позиции отношений «мать – ребенок». Она выделяет следующие стили отношений: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

При стиле отношений«сотрудничество» в общении матери и ребенка преобладают взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

При стиле отношений «изоляция» при воспитании в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.

При стиле отношений «соперничество» партнеры по общению противостоят друг другу. Они критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, «псевдосотрудничество». При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

Таким образом, мы видим, что положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля, как сотрудничество.

В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Многие матери считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что этим можно его избаловать, вырастить эгоиста. Это не так. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях. Б. Берельсон и Г. Стейнер считают, что «чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер».

Список литературы

  1. Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи. В 3-х частях. – Ч. 2 /Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерс. - М., 2005. - 360 с.

  2. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.

  3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.

Просмотров работы: 5559