КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Шестакова Т.Н. 1, Агафонова Н.П. 1
1ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Период обучения в среднем профессиональном учебном заведении – сложный и очень продуктивный этап профессиональной социализации студенчества, в процессе которого происходит становление личности будущего специалиста, профессионала, готового конкурировать на рынке труда. Одним из критериев профессиональной социализированности будущего специалиста является сформированность его профессиональной культуры, развитие всех ее компонентов.

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия, к коммуникативной культуре, призванной дать ключевые представления и навыки, обеспечивающие социально приемлемый уровень межличностного взаимодействия.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Профессиональное общение, профессиональная деятельность и профессиональное самосознание – три сферы жизни, в которых происходит социализация личности. Общение выступает и опосредующим ее механизмом, то есть именно через различные формы общения субъект социализируется в обществе, приобретая социальные навыки, установки, ценности, роли, которые способствуют его функционированию в этом обществе в качестве полноправного субъекта.

От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в общественной и профессиональной сфере. Умение общаться с людьми - наиболее ценное в сфере «человек – человек» качество. Это подтверждается результатами социологического опроса студентов 3-4 курсов специальности «Дошкольное образование», «Социальная педагогика» ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж», проведенного в 2013 году. Характеризуя профессиональные качества современного специалиста образовательной сферы, почти 96% студентов ответили, что они связаны с межличностным общением.

Коммуникативная подготовка студентов - это не только преподавание особых дисциплин, а результат общих усилий всех преподавателей ссуза, чья деятельность, так или иначе, связана с трансляцией различных форм культуры.

Основными факторами процесса становления коммуникативного потенциала являются внешнее воздействие (например, образовательной среды ссуза) и собственная активность личности, направленная на самореализацию коммуникативных потенциальных возможностей.

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж». В значительной степени решению этих задач способствует организация внеучебной воспитательной деятельности студентов: развитие органов студенческого управления, включение студентов в тесное взаимодействие с социумом, в основные виды и формы социально-культурного творчества, привлечение к участию в социально значимых проектах.

Для целенаправленного формирования у студентов профессионально-коммуникативной культуры используются деловые игры, кейс-ситуации, ролевые игры, презентации, самопрезентации с последующим обсуждением, тренинги, метод проектов и др.

Отработка знаний и умений коммуникативной компетентности происходит с помощью использования групповой и коллективной организации обучения, активных форм жизнедеятельности студентов, применения приобретенных коммуникативных знаний и умений в конкретных социальных ситуациях.

Участие в массовых, творческих, музыкальных, культурных, социально-спортивных мероприятиях, несомненно, должно быть разнообразным, интересным, носить развивающий и социально направленный, обеспечивающий формирование коммуникативной культуры характер. Социально значимые проекты направлены на вовлечение студентов в коммуникативную деятельность на следующих условиях: развитие творческого потенциала, инициативы, формирование высокой познавательной компетенции личности, ее направленности на благоприятный результат социально-значимого проекта.

Таким образом, организация деятельности различных творческих коллективов, органов студенческого самоуправления, объединений, клубов дает основу для процессов сотворчества, позволяет удовлетворить многообразие потребностей в самовыражении и индивидуальные интересы к определенным видам творчества и тем самым создает условия для совершенствования коммуникативной культуры, решению социальных проблем общества, а, значит, к профессиональному становлению.

Просмотров работы: 1156