Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) – одна из наиболее сложных полифункциональных систем организма. Для профилактики и лечения заболеваний пищеварительной системы необходимы количественные данные о функциональной активности желудка и двенадцатиперстной кишки, а также об изменении их взаимоотношений в процессе развития патологии. Получение таких результатов возможно в экспериментальных исследованиях на животных, в том числе на лабораторных крысах.
Цель исследования - провести количественный анализ взаимоотношений электрической активности (ЭА) различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки в условиях моделирования язвенного повреждения у крыс.
В условиях хронического эксперимента моделировали язвенное повреждение желудка путем аппликации ледяной уксусной кислоты на серозную оболочку пилорического отдела. На третьи сутки производили регистрацию электрической активности гладких мышц тела желудка (ТЖ), его пилорического отдела (ПО) и двенадцатиперстной кишки (ДК). Полученные данные сопоставляли с результатами контрольной серии экспериментов, в которой хроническое язвенное повреждение не моделировали. Функциональную активность желудка и двенадцатиперстной кишки крыс оценивали по амплитудным параметрам электрической активности (ЭА) их гладких мышц. Полученные данные подвергали статистической обработке. С использованием корреляционного анализа оценивали взаимоотношения амплитудных параметров ЭА гладких мышц исследуемых отделов ЖКТ.
В контрольной серии экспериментов средние значения амплитуды ЭА были наиболее высокими в области ТЖ (2,72+0,2мВ). Они статистически значимо отличались от амплитудных значений КО (2,05+0,03мВ) (р< 0,01) и ДК (2,08+0,09мВ) (р ЛДК > КО. Выявленное соотношение может соответствовать силе возможных сокращений гладких мышц исследуемых отделов. На 3-е сутки после моделирования хронического язвенного повреждения изменялся градиент амплитудных значений ЭА по сравнению с контрольной серией экспериментов и был представлен в виде ряда: ТЖ > ЛДК > ПО. Эти данные свидетельствуют об относительном снижении активности ПО желудка. В то же время коэффициенты корреляции Пирсона (r) между амплитудными значениями ТЖ и ПО увеличивались в 4,2 раза, а между амплитудными значениями ПО и ЛДК – в 5,7 раза.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что количественные характеристики амплитудных значений ЭА желудка и двенадцатиперстной кишки отражают особенности моторно-эвакуаторной функции ЖКТ лабораторной крысы. На экспериментальной модели язвообразования у крыс выявлено, что функциональные взаимоотношения отделов желудка и двенадцатиперстной кишки изменяются в процессе развития язвенного повреждения. Наиболее существенные изменения связаны с активностью пилорического отдела желудка.