Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире, а Германия шестое. Каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно.
Основными пользователями Интернета в России и Германии на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых. У Интернет-зависимых студентов наблюдаются изменения коммуникативной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, сопровождающиеся изменением уровня личностной тревожности, депрессии, агрессивности, враждебности, силы воли, самооценки, стрессоустойчивости, уверенности в себе, конфликтности и одиночества.
Студенты чаще всего обращаются к услугам «Всемирной паутины» по следующему ряду причин:
Во-первых, это постоянная потребность в информации при подготовке к семинарам и экзаменам. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко вызывает привыкание и заставляет отказаться от поиска сведений в книгах, журналах, оставляя в качестве приоритетного источника только Интернет.
Во-вторых, недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет – ICQ, e-mail или различных социальных сетей (odnoklassniki, Vkontakte). Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Интернет становится отличным полем для поиска развлечений, расслабления, отвлечения от учёбы.
В-третьих, свою роль играет высокая познавательная мотивация студенческого возраста. Интерес к научному поиску, стремление к знаниям, самообразованию, поиску новой информации отлично удовлетворяется Интернетом, содержащим информацию на любой вкус и запрос.
В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией общества было проведено исследование на выявление Интернет-зависимости. Оно позволило выявить особенности Интернет - зависимых и склонных к Интернет -зависимости студентов России и Германии. По результатам диагностики в исследовательской группе российских студентов было выявлено 31% испытуемых с начальным уровнем Интернет-зависимости, 13% со средним уровнем Интернет-зависимости и 56% Интернет-зависимых студентов. Анализ результатов диагностики позволяет утверждать о том, что студентам присущ низкий уровень самооценки, высокий уровень общительности и высокий уровень тревожности. У студентов же из Германии результаты получились более утешительными: 69% студентов имеют низкий уровень зависимости, 15% - средний уровень, и лишь 16% студентов зависимы от сети Интернет.
Таким образом, число Интернет-зависимых с каждым годом увеличивается. Чтобы избежать этого, должна проводиться своевременная профилактическая работа. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов включает системное воздействие на эмоциионально-волевую, мотивационную и коммуникативную сферы их личности, а ее эффективность определяется динамикой их личностных характеристик с оптимизацией показателей. Это значит, сформировать у студентов осознанное отношение к использованию Интернета, мотивацию к здоровому образу жизни, высокоэффективные поведенческие стратегии, повысить уровень коммуникабельности, самооценки и стрессоустойчивости, приобрести навыки эффективного целеполагания, межличностного общения, успешного разрешения стрессовых ситуаций.
Список литературы
Телицина Е.В., Минахметова А.З. Исследование влияния сети интернет на межличностную коммуникацию виртуальных пользователей // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8 – стр. 76-77. [Электронный ресурс] URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=1648 (дата обращения: 23.12.2013).