Становление и развитие дополнительного образования детей складывалось на протяжении многих лет и состоит из трех этапов: дореволюционный (внешкольное образование); советский (внешкольное воспитание); современный (дополнительное образование детей).
Изначально внешкольное образование не входило в государственную систему образования и представляло собой: публичные лекции, вечерние школы, профессиональные курсы, народные университеты и др. Только в 1918 году оно обрело государственный статус.
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми теоретики относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже в 1759 г. стали издавать свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова стали своеобразным девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая постепенно развивалась в России.
Примерно в этот же период появляются детские парки, внешкольные объединения (клубы) любителей естествознания, искусства и техники. У каждого такого объединения был собственный Устав, который утверждался губернскими начальниками.
В период своего зарождения и до Октябрьской революции внешкольное образование развивалось, главным образом, по инициативе различных общественных объединений, кооперации, профсоюзов, союзов, отдельных личностей и органов местного самоуправления. Появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 году, где преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов и др. [1, с. 6-8].
В 1904 г. в Москве создается клуб для детей (техническое творчество), а в 1905 году – кружок интеллигентов, посвятивших себя развитию молодежи из рабочей среды (в основном – несовершеннолетних «уличных» детей в возрасте 12-16 лет). В программе работы были ручной труд, чтение, музыка, пение, рисование, театр, ботаника и астрономия. Называть это добровольное общество стали «Детский труд и отдых». В Москве для него было построено специальное здание с отдельными кабинетами для каждого кружка [2, с. 9-10].
В послеоктябрьский период зарождаются различные педагогические начинания, появляются оригинальные формы организации детской жизни, идет интенсивное становление научно-методической базы внешкольных объединений, ведется серьезная научная исследовательская работа. После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном комиссариате просвещения в ноябре 1917 г. создается отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительной работы.
В 20-е годы XX столетия появляются детские секции при партийных и комсомольских ячейках, детские объединения и клубы, целью которых было осуществление идейного воспитания подрастающего поколения. Именно они стали основой детских политических организаций и прообразом современных внешкольных учреждений. В этот период развития сети внешкольных учреждений в России были открыты первые в стране: Дома пионеров, Центральные детские экскурсионно-туристические станции, Центральные станции юных техников, Дома художественного воспитания и другие.
С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Внешкольное образование было заменено внешкольным воспитанием. Недостаточное количество школ, отсутствие в них хорошо поставленной воспитательной работы, массовая неграмотность и беспризорность детей диктовали необходимость внешкольных форм работы. Создание первых пионерских отрядов, быстрый рост и развитие пионерского движения в стране потребовали соответственной базы для работы с детьми. Это повлекло за собой изменение некоторых функций внешкольных учреждений. Наряду с кружковой и клубной работой все большее значение приобретает их деятельность как центров: инструктивно-методической и организационно-массовой работы с пионерскими организациями, базирующимися в школах. Внешкольная работа рассматривалась как бы внутри пионерской организации. Внешкольной работы вне пионерской организации быть не могло. Она служила целям пионерского движения. С появлением всего этого появились и негативные моменты: заорганизованность, жесткая регламентация, отсутствие преемственности в деятельности, формальный подход, слабая материально-техническая база.
Усилиями А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого в этот период ведутся теоретические разработки проблем внешкольного образования, внешкольной работы, внешкольного воспитания, создаются практические условия для решения проблем. Именно в это время закладываются основы теории социального воспитания.
Вместе с тем, к концу 40-х годов в стране, в основном, сложилась система внешкольной воспитательной работы. Определились основные типы внешкольных учреждений: многопрофильные (Дворцы,Дома пионеров, детские городки, станции и пр.) и специализированные (станции юных техников, натуралистов, туристов, музыкальные, художественные, спортивные школы). Были сформулированы основные принципы внешкольного воспитания. А именно: идейная направленность; связь с жизнью; опора на пионерскую и комсомольскую организации; обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности в соответствии с возрастом.
В 60-е годы реанимированию внешкольной работы способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешкольных учреждениях. Огромную роль в этот период времени сыграли теоретические труды и практический опыт В.А. Сухомлинского. Особенность его взглядов заключается в том, что он считал необходимым создавать условия для воспитания целостной личности не только средствами учебных дисциплин, но и средствами самодеятельного творчества в свободное время.
В 70-80-е годы сеть внешкольных учреждений стала развиваться еще более быстрыми темпами. Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это учреждения речного и морского флота, технические кружки и клубы, в содержание работы которых входит радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика; специализированные детские парки и пр. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства, работа с детьми в разновозрастных отрядах. Особое развитие получают различные формы массовой работы: ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции и пр.
Во второй половине 80-х годов с развитием концепции непрерывного образования образовательно-воспитательная деятельность заняла основное положение в системе работы внешкольных учреждений. Центральное место во внешкольной работе принадлежит развивающейся личности, проблемам ее нравственного и профессионального самоопределения. Преодолению формализма и администрирования в большей степени способствует освобождение внешкольной работы от жесткой регламентации. Внешкольным учреждениям вновь возвращается свобода самостоятельной разработки программ своей деятельности, определение структуры учреждения, численности детских коллективов и педагогических штатов и другие права.
К 90-м годам XX века, можно отметить наиболее высокий уровень развития внешкольных учреждений как составной части социума. Эти образовательные учреждения призваны создавать условия для творческой самореализации и самосовершенствования всех детей. Особое место во внешкольных учреждениях приобрела проблема формирования социальной активности личности. Внешкольные занятия проводятся по различным программам: индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим; образовательный процесс строится на дифференцированном индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей; расширяются межличностные связи школьников, способствующие обогащению их жизненного опыта.
В 1992 году закон РФ «Об образовании» вернул внешкольным учреждениям статус образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
Сегодня дополнительное образование детей – действующая подсистема образования, необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации, предназначенное для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечающие внутренним потребностям, помогающие удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и пр.
Дополнительное образование детей в современной России представляет собой культурно обусловленное социально-педагогическое явление, многоуровневый социальный институт, развитие которого в современных условиях предполагает интеграцию его обучающей, воспитательной, развивающей, социально-реабилитационной и адаптационной функций.
Таким образом, можно сделать выводы, что дополнительное образование России складывалось на протяжении долгого времени, оно возникло и развивалось вместе с основным образованием. Сегодня создана единая, целостная система дополнительного образования, сформированная на основании и в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании».
Литература:
Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России : от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // Внешкольник. – 1997. – № 9. – С. 6-8.
Бирюкова, Н. А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве / Н. А. Бирюкова // Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития : сборник научных статей Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 1999. – С. 9-10.
Дружилов, С. А. Психология выживания в современном мире / С. А. Дружилов. – Харьков : Гуманитарный Центр, 2011. – 300 с.
Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности / А. В. Золотарева. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 с.