В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье.
Взаимоотношения с близкими людьми, социальная жизнь, нравственная самоорганизация являются центральными в мировоззрении ребенка. В семье он формирует личностное отношение к себе и к миру - создает основу для саморазвитии личности, затем для самоорганизации семьи.
Еще П.Ф. Лесгафт в свое время писал: "Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании" [2].
Влияние взрослых на развитие и формирование стратегии здорового образа жизни огромно. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения.
Семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка. Это своеобразный микросоциальный институт, формирующий умения "активизировать личностные потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности" [1, 3].
Поэтому одним из этапов нашего исследования было проведение анкетирования родителей, имеющих детей дошкольного и начального школьного возраста проживающих в условиях малого города. Всего было опрошено 220 человек. Цель данного исследования - изучить степень готовности членов семьи к воспитанию здорового ребенка, а основные задачи: 1) выявить ценностные ориентации родителей; 2) определить их валеологическую образованность; 3) изучить валеологическую активность родителей.
Анализ проведенного опроса позволил установить, что средний возраст родителей, имеющих детей от 3 до 9 лет, преимущественно составляет 24 - 30 лет (48,2%); 27,5% из числа опрошенных имеют возраст 31 - 36 лет; 12,06% - 37 - 45 лет и 8,6% - молодые семьи от 18 до 23 лет. Эти данные подтверждают типичную для России закономерность формирования семейных отношений в возрасте от 23 до 30 лет.
Критерием материального благосостояния любой семьи являются жилищные условия. Результаты опроса показали, что 44,8% респондентов имеют отдельную квартиру в личной собственности; 25,8% - государственную квартиру; 43,2% - испытывают проблемы с жильем (12% - живут в общежитии, а 12,06% - снимают квартиру), 1,7% имеют в личной собственности дом или часть дома. Полученные данные говорят о среднем уровне благосостояния семей, дети из которых посещают дошкольные образовательные учреждения.
Анализ направленности образования опрошенных позволил установить, что 64% родителей имеют высшее образование (преимущественно педагогическое - 18,9% и техническое - 15,5%); 36% - среднее образование (в том числе 13,7% - техническое, 6,8% - педагогическое и др.). Следовательно, муниципальные детские образовательные учреждения посещают сегодня дети родителей преимущественно бюджетной сферы деятельности.
Ценностное отношение членов семьи к своему здоровью и ребенку определялось тремя аспектами: проявлением жизненных ориентаций; осознанием ответственности за здоровье ребенка; отношением к физической культуре как к важному фактору укрепления здоровья.
Выяснилось, что лишь 22,4% опрошенных указали на ведущую роль здоровья в системе основных жизненных ценностей. Соответственно подавляющая часть родителей, принимающих участие в исследовании (77,6%), отодвинули здоровье на второстепенные позиции. Более значимыми для них оказались семья (51,7%) и работа (26%) как наиболее важные ценности в жизни.
Наряду с этим установлено, что 58,6% родителей осознают свою ответственность за здоровье ребенка, подчеркивая при этом, что забота о здоровье - важный показатель культуры человека. Большинство родителей (74,3%) понимают важность физической культуры в укреплении собственного здоровья, отмечая эффективность ее воздействия на организм. Однако занимаются физической культурой в настоящее время лишь 12% опрошенных, подтверждая тем самым тенденцию к снижению с возрастом объема двигательной активности. Примечательно, что раньше 55% родителей активно занимались различными видами физической культуры и спорта.
Анализируя мотивы поддержания здоровья (рис. 1), можно отметить, что ведущим стимулирующим фактором 63,7% опрошенных считают намерение воспитать своего ребенка. Это вполне закономерно, хотя в определенной степени свидетельствует о нестабильности в семье, отсутствии социальной защищенности. Возможно, это объясняется тем, что большинство респондентов составили женщины (72%), которым свойственно повышенное чувство ответственности за воспитание своего ребенка.
Другими, менее значительными, мотивами поддержания физического состояния для родителей оказались: желание быть привлекательной (27,5%) и поддержание профессиональной работоспособности (22,4%). Остальные отмеченные факторы в меньшей степени стимулируют физическое саморазвитие.
Валеологическая грамотность родителей определялась двумя аспектами:
1) уровнем овладения знаниями и практическими действиями по оздоровлению себя и своего ребенка; 2) адекватной оценкой родителями своих физических возможностей.
Средний показатель, характеризующий эрудицию современных родителей по данным вопросам, составил лишь 13,7% из числа опрошенных. Выяснилось, что они понимают, от чего зависит здоровье, отмечая ведущую роль полноценного питания (32,7%), психоэмоционального равновесия (25,8%) и наследственных факторов в укреплении здоровья. Наряду с этим очевидна недооценка двигательной активности в системе основных факторов обеспечения здоровой жизнедеятельности человека. Лишь 5,2% родителей отметили важность данного компонента в формировании здоровья.
Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из родителей (0%) не отметил закаливание как важный фактор формирования здоровья, повышения адаптационных возможностей организма. Лишь 1,7% опрошенных поставили закаливание на 3-е место в системе значимых для здоровья факторов. Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют в целом об ограниченности знаний в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Изучение факторов, препятствующих участию родителей в оздоровлении ребенка, позволило определить в качестве ведущего (62%) недостаток времени. 12,06% из числа респондентов указали на недостаток знаний и умений, 15% просто лень, 1,7% не считают это необходимым.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о недостаточном уровне валеологической образованности и активности родителей и позволяют утверждать, что семья сегодня не является примером для подражания. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленного формирования валеологической культуры родителей, определяющих условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Сегодня актуальной становится проблема разработки педагогической стратегии формирования основ здоровой жизнедеятельности детей в системе семья - ДОУ - школа.
Библиографический список
1. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Автореф. канд. дис. Самара, 2000. - 24 с.
2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Избр. педагогические сочинения /Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988, с. 203 - 204
3. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. - СПб.: Крисмас, 1999. - 171 с.