ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

Горбоконенко С.А. 1, Калашникова Н.Н. 1
1ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной науке не сложилось четкого определения понятия «этническая идентичность». Различные научные школы используют свои концептуальные подходы в этом вопросе.

В отечественной науке долгое время основным предметом исследований было этническое самосознание.

Этнокультурная идентичность любого народа складывается в результате знания событий своей истории и культуры, развития родного языка, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.

Состояние этнокультурной идентичности достигается через социокультурную сферу, и, соответственно, через социально-культурные институты к ней относящиеся: семья, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения, культурно-досуговые учреждения национально-культурные центры, СМИ и др.

Традиции исследования этнического самосознания имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической иэтнографической литературе (Ю.В. Бромлей, М.В. Крюков, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, и др.). Начиная с 1970-х гг., этническое самосознание на основе эмпирических исследований активно изучают отечественные этносоциологи (А.Р. Аклаев, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, Л.М. Сусоколов, З.В. Сикевич и др.).

С середины 1980-х и в 90-хх гг. в отечественной психологии начинает возрождаться этнопсихологическое направление исследований, в котором сначала этническое самосознание, а позже этническая идентичность становятся центральными объектами изучения (B.C. Агеев, А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, и др.).

В конце 90-х гг. стали появляться психологические исследования особенностей развития этнической идентичности, которые были выполнены на материале малых народов России и народов стран СНГ. Среди работ на тему этнической идентичности можно отметить исследования А.А. Выскочил, К.Н. Казалиевой, О.Л. Романовой, Г.Р. Шакуровой, Л.Н. Хаховской, В.Ю. Хотинец и др. [2].

Благодаря этим исследованиям вычленились понятия этнической идентичности и этнического сознания как более широкого явления, которое содержало в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание являлось частью этнического сознания, отражающего восприятие и представление индивидов о себе как представителей определенной, своей этнической общности. В этой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности, термину более распространенному в этнопсихологии.

А.П. Садохин определяет этническую идентичность как субъективную сторону этнической принадлежности, состоящую в том, что люди сами причисляют себя к какой-либо этнической общности, связывая некоторые черты собственной родословной с рядом объективных признаков этой общности. В результате, этническая идентичность выражается в осознании человеком или группой своей этнической принадлежности.

Этническая идентификация понимается им как психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности. Идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Таким образом, этническая самоидентификация – это сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения им самого себя к определенной этнической общности.

Малыгина И.В. использует понятие этнокультурная идентичность и определяет его как сложный социально-психологический феномен, подра­зумевающий как осознание индивидом общности с локальной группой на ос­нове разделяемой культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также инди­видуальные и коллективные формы ее манифестации [1].

Межкультурная интеграцияэто фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образовательного процесса. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время, то достижение межкультурной интеграции более длительный процесс, в нем объединяются усилия представителей всех этносов, проживающих на определенной территории.

В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного и образовательного пространства и есть основное условие возможности этнической идентификации людей, населяющих территорию [3, с. 479-480].

На наш взгляд различные концептуальные подходы к этой проблеме следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Например, по мнению И.В. Малыгиной этнокультурная идентичность представляет собой феномен, обусловленный как ментальным опытом народа, так и социальными, экономическими и политическими факторами его существования; как межэтнически­ми и межнациональными взаимодействиями, так и политико-идеологическими стратегиями этнонациональных элит. Т.е. можно сделать вывод, что нельзя рассматривать этнокультурную идентичность как исключитель­но ситуативное проявление групповой солидарности во имя достижения кол­лективных целей. И, вместе с тем, нельзя позиционировать этнокультурную идентичность как изначальную, вечную и неизменную сущность.

Литература

 
1. Малыгина, Ирина Викторовна. Этнокультурная идентичность: дис. … д-ра филос. наук: Москва, 2005.- 305 с.

2.Новочук, Павел Александрович. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности: дис. … канд. пед. наук: Тамбов, 2009.- 229 с.

3.Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е.И.Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – С. 479-480.

Просмотров работы: 4223