ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА САМОРЕФЛЕКСИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА САМОРЕФЛЕКСИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Хабихузина Г.И. 1, Басина И.М. 1
1НОО ВПО НП «ТИЭИ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор профессиональной деятельности, или профессиональное самоопределение является главной задачей признания человека в обществе, и становится на сегодня одним из основных решений в жизни каждой личности. На рынке труда правильный выбор профессии предоставляет молодежи хорошие перспективы для приобретения социального статуса.

Перед нашей современным обществом стоит вопрос, как путем разумной, научно-обоснованной образовательной политики гарантировать максимально-благоприятные условия для применения личностного потенциала молодых людей и помочь им самим установить и реализовать свои жизненные перспективы, профессионально-ориентированные интересы, потребности. В настоящее время, когда мотивы закрепления человека в профессиональной сфере стали слабее, а развитие человека, как личности в сфере труда значительно возросла, факт беспрестанного профессиональной направленности можно счесть многими исследователями, например, работы таких психологов, как Е.А.Климова, Т.В. Кудрявцева, Е.М.Борисовой. В их работах неоднократно было зафиксировано, что профессиональное самоопределение начинает активироваться не только на этапе личностного желания, но и на более поздних этапах процесса становления личности.

В процессе развития современного общества, в рамках профессиональной сферы возникают две основные тенденции:

  1. усложненная структура рабочей деятельности, как результат, приводящий к росту требований, которые предъявляются к субъекту труда, что в результате приводит к увеличению продолжительности профессиональной обучаемости.

  2. прогрессивность системы труда приводит к тому, что нынешний мир профессий эволюционирует быстрее, чем развитие знаний о нём.

Эти тенденции приводят к тому, что ситуация выбора профессии, «Я-телесного» меняется кардинально. Увеличенная продолжительность профессиональной подготовки говорит о том, что молодому человеку необходимо определиться с кругом профессии прежде, чем этот выбор станет для него насущной жизненной задачей, то есть в 11 классе. Вследствие чего можно предположить, что в данном возрастном периоде молодежь личностно не готова своими силами сделать профессиональный выбор, который представляет собой сферу его ближайшей стадии развития.

Кроме стимула профессионального выбора перед старшеклассниками стоит и задача личностного самоопределения, говоря другими словами, определения собственного «Эго» или внутреннего биопотенциала, становление на стезю понимания, обретение своего места в жизни, определения собственных позиций, предпочтений, постановка некоторых жизненных задач.

Е. Ю. Пряжнико‭‬ва рассматривает про‭‬блему про‭‬фессио‭‬нально‭‬го‭‬ само‭‬о‭‬пределения, как‭‬ центральную про‭‬блему психо‭‬ло‭‬гии про‭‬фессио‭‬нально‭‬го‭‬ стано‭‬вления, в ко‭‬то‭‬ро‭‬й про‭‬фессио‭‬нально‭‬е само‭‬о‭‬пределение рассматривается, с о‭‬дно‭‬й сто‭‬ро‭‬ны, как «ядро‭‬», наибо‭‬лее весомый ко‭‬мпо‭‬нент про‭‬фессио‭‬нально‭‬го‭‬ развития чело‭‬века, а с друго‭‬й — как критерий о‭‬дно‭‬го‭‬ из этапо‭‬в это‭‬го‭‬ про‭‬цесса.

В данных условиях изучение профессиональной самоактуализации в обществе становится наиболее актуальной проблемой, имеющее важное значение для нашей молодежи в настоящее время.

В связи с вышеобозначенным, мы поставили перед собой цельизучить взаимосвязь типа саморефлексии телесного потенциала с профессиональным выбором в юношеском возрасте.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУСОШ №70 п. Скуратово. В состав выборки вошли 30 человек (14 девушек и 16 юношей), возраст испытуемых на момент исследования составил от 15 до 17 лет. Для исследования взаимосвязи телесного потенциала и профессионального выбора старшеклассников мы использовали следующие методики:

  1. Дифференциально‬ - диагно‬стический о‬про‬сник Е.А.Климо‬ва‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬;

  2. Опро‬сник само‬рефлексии телесно‬го‬ по‬тенциала Г.В. Ло‬жкинаи А.Ю. Ро‬ждественско‬го‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь типа саморефлексии со сформированностью предпочтений в выборе профессиональной деятельности

Тип саморефлексии

Выбор профессии

Сфо‬рмированно‬сть предпо‬чтений в выбо‬ре про‬фессии

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

Личностный тип

12,5

25

75

6,25

37

20%

Конформный(просоциальный) тип

23

53

46

7

9

19%

Витальный тип

100

100

0

0

0

2%

Из данных, представленных в таблице 1, видно, что сформированность предпочтений в профессиональном выборе наиболее высока у представителей личностного типа саморефлексии телесного потенциала (20%). Незначительно меньше соответствующий показатель у представителей конформного типа. У представителей витального типа саморефлексии телесного потенциала сформированность предпочтений в профессиональном выборе составляет всего 2%.

Рассмотрим, как связаны между собой тип саморефлексии телесного потенциала с профессиональными предпочтениями.

У представителей личностного типа саморефлексии телесного потенциала наибольшие предпочтения в выборе профессий относятся к профессиям типа «Человек - Человек» - (75% старшеклассников). Далее следуют предпочтения профессий типа «Человек - Художественный образ» - (37% от всех опрошенных). Остальные предпочтения разделились между тремя типами профессий: «Человек - Техника» - (25%), «Человек - Природа» - (2%) «Человек - Знаковая система» - (6,25%).

Что касается конформного (просоциального) типа среднего уровня саморефлексии, то показатели профессиональных предпочтений распределились слкедующим образом: «Человек - Техника» - 53%, «Человек – Человек» - 46%, «Человек - Природа» - 23%, «Человек - Художественный образ» - 9% и «Человек - Знаковая система» - 7%.

У респондента с витальным типом самоотношения выявлено 100% предпочтение к профессиям типа «Человек - Природа» и «Человек - Техника».

Из этого мы можем сделать вывод, что по средним показателям видны некоторые различия в профессиональных предпочтениях респондентов с разным типом саморефлексии телесного потенциала.

Просмотров работы: 1186