Выбор профессиональной деятельности, или профессиональное самоопределение является главной задачей признания человека в обществе, и становится на сегодня одним из основных решений в жизни каждой личности. На рынке труда правильный выбор профессии предоставляет молодежи хорошие перспективы для приобретения социального статуса.
Перед нашей современным обществом стоит вопрос, как путем разумной, научно-обоснованной образовательной политики гарантировать максимально-благоприятные условия для применения личностного потенциала молодых людей и помочь им самим установить и реализовать свои жизненные перспективы, профессионально-ориентированные интересы, потребности. В настоящее время, когда мотивы закрепления человека в профессиональной сфере стали слабее, а развитие человека, как личности в сфере труда значительно возросла, факт беспрестанного профессиональной направленности можно счесть многими исследователями, например, работы таких психологов, как Е.А.Климова, Т.В. Кудрявцева, Е.М.Борисовой. В их работах неоднократно было зафиксировано, что профессиональное самоопределение начинает активироваться не только на этапе личностного желания, но и на более поздних этапах процесса становления личности.
В процессе развития современного общества, в рамках профессиональной сферы возникают две основные тенденции:
усложненная структура рабочей деятельности, как результат, приводящий к росту требований, которые предъявляются к субъекту труда, что в результате приводит к увеличению продолжительности профессиональной обучаемости.
прогрессивность системы труда приводит к тому, что нынешний мир профессий эволюционирует быстрее, чем развитие знаний о нём.
Эти тенденции приводят к тому, что ситуация выбора профессии, «Я-телесного» меняется кардинально. Увеличенная продолжительность профессиональной подготовки говорит о том, что молодому человеку необходимо определиться с кругом профессии прежде, чем этот выбор станет для него насущной жизненной задачей, то есть в 11 классе. Вследствие чего можно предположить, что в данном возрастном периоде молодежь личностно не готова своими силами сделать профессиональный выбор, который представляет собой сферу его ближайшей стадии развития.
Кроме стимула профессионального выбора перед старшеклассниками стоит и задача личностного самоопределения, говоря другими словами, определения собственного «Эго» или внутреннего биопотенциала, становление на стезю понимания, обретение своего места в жизни, определения собственных позиций, предпочтений, постановка некоторых жизненных задач.
Е. Ю. Пряжникова рассматривает проблему профессионального самоопределения, как центральную проблему психологии профессионального становления, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее весомый компонент профессионального развития человека, а с другой — как критерий одного из этапов этого процесса.
В данных условиях изучение профессиональной самоактуализации в обществе становится наиболее актуальной проблемой, имеющее важное значение для нашей молодежи в настоящее время.
В связи с вышеобозначенным, мы поставили перед собой цельизучить взаимосвязь типа саморефлексии телесного потенциала с профессиональным выбором в юношеском возрасте.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУСОШ №70 п. Скуратово. В состав выборки вошли 30 человек (14 девушек и 16 юношей), возраст испытуемых на момент исследования составил от 15 до 17 лет. Для исследования взаимосвязи телесного потенциала и профессионального выбора старшеклассников мы использовали следующие методики:
Дифференциально - диагностический опросник Е.А.Климова;
Опросник саморефлексии телесного потенциала Г.В. Ложкинаи А.Ю. Рождественского.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь типа саморефлексии со сформированностью предпочтений в выборе профессиональной деятельности
Тип саморефлексии |
Выбор профессии |
Сформированность предпочтений в выборе профессии |
||||
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-З |
Ч-Х |
||
Личностный тип |
12,5 |
25 |
75 |
6,25 |
37 |
20% |
Конформный(просоциальный) тип |
23 |
53 |
46 |
7 |
9 |
19% |
Витальный тип |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
2% |
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что сформированность предпочтений в профессиональном выборе наиболее высока у представителей личностного типа саморефлексии телесного потенциала (20%). Незначительно меньше соответствующий показатель у представителей конформного типа. У представителей витального типа саморефлексии телесного потенциала сформированность предпочтений в профессиональном выборе составляет всего 2%.
Рассмотрим, как связаны между собой тип саморефлексии телесного потенциала с профессиональными предпочтениями.
У представителей личностного типа саморефлексии телесного потенциала наибольшие предпочтения в выборе профессий относятся к профессиям типа «Человек - Человек» - (75% старшеклассников). Далее следуют предпочтения профессий типа «Человек - Художественный образ» - (37% от всех опрошенных). Остальные предпочтения разделились между тремя типами профессий: «Человек - Техника» - (25%), «Человек - Природа» - (2%) «Человек - Знаковая система» - (6,25%).
Что касается конформного (просоциального) типа среднего уровня саморефлексии, то показатели профессиональных предпочтений распределились слкедующим образом: «Человек - Техника» - 53%, «Человек – Человек» - 46%, «Человек - Природа» - 23%, «Человек - Художественный образ» - 9% и «Человек - Знаковая система» - 7%.
У респондента с витальным типом самоотношения выявлено 100% предпочтение к профессиям типа «Человек - Природа» и «Человек - Техника».
Из этого мы можем сделать вывод, что по средним показателям видны некоторые различия в профессиональных предпочтениях респондентов с разным типом саморефлексии телесного потенциала.