В современном машиностроении одной из актуальных проблем является высокопроизводительная абразивная обработка отверстий деталей машин (например, гидроцилиндры, подшипники скольжения и др.), к поверхностному слою которых предъявляются высокие требования.
Производительность традиционных процессов внутреннего шлифования лимитируются образованием тепловых дефектов (прижогов) в поверхностном слое шлифованных деталей. Поэтому при этом виде шлифования процесс охлаждения зоны обработки особенно важен [2].
При внутреннем шлифовании температура обрабатываемой поверхности:
θs=θр + θ0, (1)
где θр – температура при шлифовании; θo – начальная температура детали.
При шлифовании охлаждение внутренней обработанной поверхности заготовки осуществляется конвективным теплообменом со смазочно-охлаждающим технологическим средством (СОТС). В соответствии с законом Ньютона-Рихмана, количество теплоты передаваемой из обработанной поверхности в СОТС,
Q=α·S·(θs – θo)·τ, (2)
где α – коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2·ºС); S – площадь поверхности на, которой происходит теплообмен; θs и θo – температура этой поверхности и среды; τ – время.
Коэффициент теплоотдачи α имеет важное значение, так как характеризует процесс и условия теплообмена между заготовкой и средой охлаждения. Он может быть определен эмпирическим путем. Так, для обработки шлифованием [1],
α =6·10-3·V0,8ж, (3)
гдеVж – скорость течения СОТС при омывании обрабатываемой поверхности турбулентным потоком.
Анализируя выражения (2) и (3), можно сделать вывод, что количество теплоты, отдаваемой обрабатываемой поверхностью в СОТС, зависит от времени охлаждения и скорости омывания обрабатываемой поверхности турбулентным потоком, что позволяет предотвратить нагрев обработанной поверхности.
Литература
Гусев В.Г. Блурцян Д.Р. Чуриков А.П. Повышение диспергирующего действия СОЖ при внутреннем шлифовании сборными абразивными кругами // Известия ВУЗов: Машиностроение. 1989. №2. С. 136-141.
Яшков В.А., Силин Л.В., Албагачиев А.Ю. Разработка математической модели процесса теплообмена при внутреннем шлифовании сборным абразивным кругом // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. 2009. № 6. С. 182-184.