НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Грибова Д.С. 1, Тюпакова Н.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, организаций независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, обеспечивается финансирование общественного сектора экономики.

Стабильность системы налогообложения позволяет налогоплательщикам увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая часть ожидаемой прибыли будет перечислена государству, а какая останется организации для распределения. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения.

Поэтому, изучение влияния налогов на финансовые результаты деятельности организации является весьма актуальной темой.

Цель данной работы – изучить налоговые платежи организации и их влияние на финансовые результаты деятельности.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. изучить теоретические основы налогообложения и принципы построения налоговой системы РФ;

  2. выявить особенности налогового механизма формирования доходов государства;

  3. изучить порядок исчисления и перечисления налогов ЗАО «Строительная компания»;

  4. проанализировать структуру налогов, уплачиваемых в бюджет ЗАО «Строительная компания»;

  5. изучить методику определения налогового бремени и возможности оптимизации налоговых платежей ЗАО «Строительная компания».

Объектом исследования выступает налоговая система РФ и налоговый механизм формирования доходов государства.

Предметом исследования являются экономические отношения между государством и организацией в процессе исполнения налоговых обязательств на примере ЗАО «Строительная компания».

При написании работы и изучении исследуемой темы применялись монографический и расчетно-аналитический методы.

Источниками информации явились следующие материалы: нормативно-правовые документы в области налогообложения; труды отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодической печати и бухгалтерская отчетность ЗАО «Строительная компания», информационные программы «Консультант Плюс» и «Гарант», Интернет.

1 Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

В современных условиях налоговая система выполняет фискальные задачи, т.е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, а также служит важным инструментом экономической политики государства. Построение налоговой системы определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на разных этапах.

Будучи выразителем интересов общества, государство формирует экономическое, социальное, экологическое, демографическое и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направления его деятельности и соответственно его функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества части стоимости валового ВВП (добавленной стоимости) в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные, они возникают по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Налогоплательщики – юридические и физические лица, – являющиеся основными участниками производства добавленной стоимости, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов. Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог, как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».1

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой точки зрения налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Отчуждение собственности в результате налоговых отношений действительно происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а лишь часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Таким образом, налог – это продукт системы налоговых отношений между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.2

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня управления подразделяются на три вида:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налогирегламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

По субъекту налогообложения налоги подразделяются:

а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По характеру отражения в бухгалтерском учете:

а) включаемые в себестоимость или цену продукции;

б) уменьшающие финансовый результат;

в) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

г) удерживаемые из доходов работника.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

а) прямые;

б) косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на прибыль организаций;

в) налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) таможенные пошлины.

Косвенные налоги – наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты.

Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика.

Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Налоги – основа формирования бюджета, однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Следует отметить, что по поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения (в различных источниках можно встретить разные, порой противоположные, взгляды).3

Первая функция налогов – это, несомненно, фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства.

Вторая функция налогов – распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов – регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

Четвертая функция налогов – контрольная. Благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией о полноте и своевременности выполнения налогоплательщиками обязательств перед государством, об источниках доходов юридических и физических лиц.

Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.4

Пятая функция налогов – политическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Таким примером является Правительственное Соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения».

Политическая функция налогов не нова: вспомним князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами; ранее налоги как рычаг политики использовал Гай Юлий Цезарь.

Нетрудно заметить, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До настоящего времени не утихают дискуссии вокруг регулирующей функции налогов. И сегодня можно встретить экономистов и финансистов-практиков, преувеличивающих фискальную функцию налогов и отрицающих их социальную роль.5

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Реализация налоговой политики осуществляется через сформированный налоговый механизм, определяющий цели налоговой политики, путем использования регулирующих инструментов.

Проблема формирования и функционирования налогового механизма при построении рыночной экономики с общетеоретических позиций представляется сложной и многогранной. В современной экономической литературе отсутствует единство мнений относительно содержания налогового механизма, реализуемых им функций, его структурных параметров и элементного состава.

Налоговый механизм характеризуется общей совокупностью и структурой налогов, методикой их исчисления, возникающими между налогоплательщиками и государством отношениями, а также наличием налоговых органов, отслуживающих правильность исчисления и уплаты налогов. Создаваемый налоговый механизм должен выполнять главную роль – обеспечить согласование интересов субъектов налоговых отношений путем рационального распределения полученной добавленной стоимости на макроуровне – долей налоговых доходов, на уровне налогоплательщиков – налоговых обязательств.

Зависимость экономического поведения налогоплательщиков, определяющих, в конечном счете, вектор экономического развития общества, параметры системы налогообложения позволяют управляющим органам государства формировать налоговую политику с определенными целями и задачами.6

Основой налогового механизма является распределительная и регулирующая функции налогов.

Налоговое регулирование – система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

а) экономическая обоснованность;

б) финансовая целесообразность;

в) сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования – создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

а) способы – льготы и санкции;

б) методы – инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов – налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджета и внебюджетных фондов.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.7

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности, решая иногда и политические вопросы власти.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот постоянно развиваются, в периоды кризисов могут полностью отменяться.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России – до 2002 г.) полностью или частично освобождалась от налогообложения прибыль, направляемая на инвестиционные цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряется создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибыли. Нередко объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.8

Налог является финансовым инструментом государства, с помощью которого формируются его доходы. При этом государство использует свойства налога как финансовой категории для распределения созданной добавленной стоимости как результата общественного производства.

Процесс аккумулирования (формирования) финансовых ресурсов государства обеспечивается распределительными свойствами налога: как расходы у собственников факторов производства и как доходы в бюджетной системе государства.

Отсюда цели налоговой политики противоположны: для хозяйствующего субъекта – снижение налоговых платежей, а для государства – их увеличение.

В России кроме установленных НК РФ действуют платежи, регулируемые другими законодательными актами и администрируемые соответствующими государственными органами (таможенные пошлины, экологические платежи, взносы во внебюджетные социальные фонды), которые для налогоплательщиков, как и налоги, являются по экономической природе платежами из собственных доходов в пользу государства.

Поэтому существует проблема, которая может быть решена признанием всех платежей, осуществляемых в пользу государства, налоговыми и определить их в составе налоговой системы РФ. Влияние налогов и других платежей на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов нами рассмотрено на примере ЗАО «Строительная компания».9

2 Состав и структура налогов и сборов, уплачиваемых организацией

В соответствии с применением общего режима налогообложения, ЗАО «Строительная компания» уплачивает предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоги и сборы.

Структура и динамика налогов, взносов и платежей государству, уплачиваемых ЗАО «Строительная компания» представлена в таблице 1.

Общая сумма налогов, взносов и платежей государству по ЗАО «Строительная компания » составила 6 581 тыс. руб. в 2010г., увеличившаяся более чем в 2 раза в 2011 г. до 13 845 тыс. руб. и резко снизившаяся до 4 413 тыс. руб. в 2012 г.

В структуре налоговых платежей ЗАО «Строительная компания» наибольшую долю в 2010 г. и 2011 г. занимают федеральные налоги: НДС, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Единственным косвенным налогом, который уплачивает организация, является налог на добавленную стоимость (НДС), влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления.

Налог на добавленную стоимость действует в Российской Федерации с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В условиях развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80% поступал в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами.

С 1 января 2001 г. НДС взимается на основании гл. 21 НК РФ и является основным бюджетообразующим налогом – около 35% доходов бюджета РФ.10

Сумма поступлений НДС с 2001 г. формирует только федеральный бюджет.

Налог на добавленную стоимость определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Таблица 1 – Структура налогов, взносов и платежей государству,

уплачиваемых ЗАО «Строительная компания», тыс. руб.

Показатель

2010 г.

в % к итогу

2011 г.

в % к итогу

2012 г.

в % к итогу

2012 г. в % к

2010 г.

2011 г.

Федеральные налоги:

4038,1

61,4

9700,3

70,1

1714,9

38,9

42,5

17,7

НДС

2289,5

34,8

5532,3

40,0

545,4

12,4

23,8

9,9

Налог на прибыль организаций

629,7

9,6

2686,2

19,4

0

0

-

-

Государственная пошлина

13,4

0,2

21,8

0,2

13,3

0,3

99,4

61

Налог на доходы физических лиц

1105,5

16,8

1459,9

10,5

1156,3

26,2

104,6

79,2

Региональные налоги:

145,4

2,2

198,7

1,4

219,8

5,0

151,1

110,6

Налог на имущество

организаций

102,4

1,6

115,8

0,8

134,3

3,0

131,3

116,0

Транспортный налог

43,1

0,6

83,0

0,6

85,4

2,0

198,3

102,9

Местные налоги:

45,8

0,7

45,8

0,3

73,4

1,7

160,4

160,4

Земельный налог

45,8

0,7

45,8

0,3

73,4

1,7

160,4

160,4

Всего налогов

4229,3

64,3

9944,8

71,8

2008,1

45,6

47,5

20,2

Кроме налогов перечислено:

2351,7

35,7

3900,4

28,2

2404,7

54,4

102,3

61,7

Плата за загрязнение

окружающей среды

64,4

1,0

51,5

0,4

24,5

0,6

38,1

47,6

Страховые взносы в фонд социального

страхования

374,6

5,7

471,5

3,4

319,2

7,2

85,2

67,7

Взносы в пенсионный фонд

1660,7

25,2

2825,5

20,4

1674,5

37,9

100,9

59,3

Взносы в ФОМС

252,6

3,8

552,0

4,0

386,4

8,7

153,0

70,0

Всего налогов и платежей государству –оклад налога

6581,0

100

13845,2

100

4412,8

100

67,1

31,9

Сумма НДС в 2010 г. составляет 34,8% и в 2011 г. – 40.0%. Резкое уменьшение суммы НДС в 2012 г. до 12,4% произошло по причине снижения объемов реализации, так как налоговой базой для исчисления НДС является стоимость реализованных товаров, работ и услуг, оплаченных покупателями.

Объемы реализации снизились в 2012 г. на 70% к 2011 г. и на 40% к 2010 г. (Приложение А), отсюда снизилась и сумма перечисляемого НДС.

Сумма НДС рассчитывается по следующей формуле:

НДС = НБ  СТ, (1)

где НДС – сумма НДС по реализованным товарам (работам, услугам),

оплаченная покупателем, руб.;

НБ – налоговая база (стоимость реализованных товаров), руб.;

СТ – налоговая ставка, %;

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается в виде разницы между полученной от покупателей суммы НДС и налоговыми вычетами по следующей формуле:

Нб = НДС. – нал. вычеты, (2)

где Нб – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, руб.;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость по реализованным

товарам (работам, услугам), руб.;

нал. вычеты – суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Исходя из методики исчисления НДС, в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на налоговые вычеты, т.е. вся тяжесть уплаты данного налога ложится на покупателя. Поступления не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций (Приложение А).

Налог на прибыль организаций занимает одно из ведущих мест в составе доходов бюджетов всех уровней. Налог на прибыль организаций – федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части консолидированных бюджетов субъектов Федерации, где он занимает одно из первых мест. Поступления налога на прибыль организаций закрепляются за региональными бюджетами (по ставке 18% и 2% в федеральный бюджет) и являются регулирующими доходами для формирования доходов местных (муниципальных) бюджетов.

В структуре налоговых платежей ЗАО «Строительная компания», налог на прибыль организаций занимает в 2011 г. второе место, а в 2012 г. налог не уплачивался по причине полученного убытка (Приложение А).

Исчисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) производится работодателем налоговым агентам (ЗАО «Строительная компания») нарастающим итогом с начала налогового периода (года) по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам работников, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной суммы налога в предыдущие месяцы текущего налогового периода.

Как видно из таблицы 1 с увеличением объемов производства к 2010 г. общая сумма НДФЛ увеличилась в 2011 г., а в 2012 г. снизилась, по причине резкого спада объемов производства и реализации, но удельный вес издержек по уплате НДФЛ в общей структуре налоговых платежей увеличился.

Все федеральные налоги, уплачиваемые исследуемой организацией, исчисляются от налоговой базы, зависящей от финансовых результатов и объемов производства, о чем свидетельствуют аналитические данные таблицы 1 и данные Приложения А.

Прибыль предприятия во многом определяется суммой расходов, относимых на финансовые результаты. К таким расходам относится уплата налога на имущество организаций.

Поскольку налог на имущество организаций является региональным, то он регулируется Законом Краснодарского края «О налоге на имущество организаций», в соответствии с которым налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2%.11

Региональные и местные налоги имеют налоговую базу в форме постоянных показателей, практически не зависящих от объемов производства. Замена старой техники на новую в 2012 г. повлекла за собой увеличение стоимости основных средств, и, как следствие, увеличение транспортного налога в 2012 г. на 98,3% к 2010 г. и налога на имущество организаций на 31,3%.

Вторым региональным налогом является транспортный налог. Объектом обложения признаются транспортные средства, находящиеся в собственности организации. Ставка устанавливается в денежной сумме на единицу мощности двигателя по видам транспортных средств. На территории Краснодарского края устанавливаются ставки транспортного налога в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в установленных размерах законом 12:

Земельный налог – местный налог, введен Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738 – 1 «О плате на землю», действует в настоящее время с 2006г. в соответствии с гл.31 «Земельный налог».

Налоговая база по земельному налогу определяется как установленная российским законодательством кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектом налогообложения. Поскольку налог является местным, то он регулируется решением Совета городского поселения в соответствии с которым определяются налоговые ставки, устанавливаются порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, налоговые льготы, основания и порядок их применения, порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы за земли, находящиеся в пределах границ поселения.13

Налоговые ставки в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка для ЗАО «Строительная компания» установлены в следующих размерах:

а) 0,4 процента от кадастровой стоимости земельных участков – в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок;

б) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков – в отношении прочих земельных участков.

В 2010 г. и 2011 г. земельный налог уплачивался без изменений, и составлял 45.8 тыс. руб., а в 2012 г. с увеличением ставки земельного налога составил 73,4 тыс. руб.

На финансовые результаты деятельности организации, как и налоги, влияют взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и платежи за загрязнение окружающей среды. Взносы в социальные фонды и платежи за загрязнение окружающей среды в структуре платежей государству составили 35,7% в 2010 г., 28,2% в 2011 г., а в 2012 г. – 54,4%, что больше на 396,6 тыс. руб., чем вся сумма налогов.

С увеличением выплат в пользу физических лиц – работников организации, увеличились страховые взносы в социальные фонды. Увеличение так же связано с повышением тарифов страховых взносов в 2012 г. Данный факт еще раз подтверждает необходимость учета страховых взносов и платежей за загрязнение окружающей среды в составе налоговых платежей как расходы налогоплательщика в пользу государства.

Изучая структуру уплачиваемых налогов и платежей налогового характера по ЗАО «Строительная компания» мы считаем, что государственные фонды в теории общественного сектора рассматриваются как совокупность инструментов государства (включая и муниципальную власть) обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора экономики государства. Источник поступлений в указанные фонды – доходы юридических и физических лиц. Следовательно, данные расходы по уплате социальных взносов и экологических платежей необходимо включать в расчет налоговой нагрузки наравне с налоговыми платежами.

Объект и источник уплаты налогов ЗАО «Строительная компания» представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Объект и источник уплаты налогов ЗАО «Строительная

компания»

Вид налога

Объект налогообложения

Источник уплаты

НДС

Операции по реализации товаров, услуг

Выручка от реализации

Транспортный налог

Мощность двигателя транспортного средства

Себестоимость продукции

Земельный налог

Земельные участки по кадастровой стоимости

Себестоимость продукции

Взносы в Пенсионный фонд

Страховые взносы в Фонд социального страхования

Взносы в ФОМС

Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц

Себестоимость продукции

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества организации

Прибыль – финансовый результат до уплаты налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций

Прибыль

Прибыль

Налог на доходы физических лиц

Доход физического лица

Доход физического лица

Изучая элементы налога как инструментарий налогового механизма, используемый для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика, можно выделить постоянные элементы и регулируемые (используемые в элементах установления льгот и преференций). К постоянным элементам можно отнести порядок исчисления налогов и закрепляемый по каждому налогу – источник уплаты налога.

Сумма налога рассчитывается по следующей формуле:

Нб = НБ  СТ, (3)

где Нб – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, руб.;

НБ – налоговая база, руб.;

СТ – налоговая ставка, %;

Методика исчисления едина, но для каждого налога установлена своя ставка и налоговая база. Что можно успешно использовать при налоговой оптимизации отдельных налогов, изучая взаимосвязи налоговых баз и используя более пониженные ставки при льготных условиях.

Группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

По источнику уплаты налоги организаций подразделяются на:

1) налоги, уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы);

2) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (транспортный налог, земельный налог, вносы во внебюджетные социальные фонды, ресурсные налоги, экологические платежи (в пределах установленных лимитов);

3) налоги, относимые на финансовый результат (прибыль) – налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций;

4) налоги, уплачиваемые из заработной платы работников (налогоплательщиков) налоговыми агентами-работодателями – налог на доходы физических лиц.14

Один и тот же конкретный налог, относимый к разным группам, получает различные оценки и характеристики. Множественность признаков классификации налогов имеет положительное значение, что способствует всестороннему его познанию.

В результате изучения методов формирования налоговых баз (исходя из объектов налогообложения) и источников уплаты конкретных налогов, уплачиваемых ЗАО «Строительная компания» нами определена зависимость налоговых обязательств с объемами производства и реализации. К условно постоянным налоговым издержкам необходимо относить налоги, механизм формирования налогооблагаемых баз по которым не зависит от объемов производства и реализации (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций), а к условно-переменным налоговым издержкам следует относить те, по которым такая зависимость имеется (НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, взносы во внебюджетные социальные фонды).

Рост деловой активности снижает удельный вес постоянных налогов, приходящихся на рубль выручки, при этом доля переменных налогов остается неизменной, а в абсолютной величине происходит рост налоговых издержек, но посредством налогов происходит изъятие лишь части произведенной добавленной стоимости, другая часть может быть использована для расширения производства.

Структура налогов, взносов по источникам уплаты ЗАО «Строительная компания» приведена в таблице 3.

В 2010 – 2011 г. наибольшую долю в структуре источников уплаты занимает выручка, которая является источником уплаты налога на добавленную стоимость. С уменьшением объемов продаж в 2012 г. на 40 % к 2010 г. и на 70% к 2011 г. сумма НДС, уплаченная в 2012 г. составила лишь 12.3% к общему итогу налоговых издержек.

Таблица 3 – Структура налогов, взносов по источникам уплаты

ЗАО «Строительная компания», тыс. руб.

Показатель

2010 г.

в % к итогу

2011 г.

в % к итогу

2012 г.

в % к итогу

2012 г. в % к

2010 г.

2011 г.

1.Налоги из

выручки

2 290

34,8

5 532

40,0

545

12,3

23,8

9,9

НДС

2 290

34,8

5 532

40,0

545

12,3

23,8

9,9

2. Налоги,

относимые на

себестоимость

2 441

37,1

4 028

29,1

2 563

58,1

105,0

63,6

Плата за загрязнение окружающей среды

64

1,0

51

0,4

25

0,6

38,1

47,6

Страховые взносы в Фонд социального страхования

375

5,7

471

3,4

319

7,2

85,2

67,7

Взносы в

Пенсионный фонд

1 660

25,2

2 825

20,4

1 675

38,0

100,9

59,3

Взносы в ФОМС

253

3,8

552

4,0

386

8,7

153,0

70,0

Транспортный налог

43

0,7

83

0,6

85

1,9

198,3

102,9

Земельный налог

46

0,7

46

0,3

73

1,7

160,4

160,4

3. Налоги,

уплачиваемые из прибыли

745

11,3

2 824

20,4

147

3,3

19,7

5,2

Государственная пошлина

13

0,2

22

0,2

13

0,3

99,4

61

Налог на прибыль

организаций

630

9,6

2 686

19,4

0

Налог на имущество организаций

102

1,5

116

0,8

134

3,0

131,3

116,0

4. Налоги из

доходов

физических лиц:

1 105

16,8

1 460

10,5

1 156

26,2

104,6

79,2

Налог на доходы физических лиц

1 105

16,8

1 460

10,5

1 156

26,2

104,6

79,2

5. Всего налогов и платежей государству – оклад налога

6 581

100

13 845

100

4 413

100

67,1

31,9

Второе место за 2010 и 2011 годы, наиболее успешные по результатам деятельности ЗАО «Строительная компания» занимают налоги и взносы, относимые на себестоимость, сюда же списываются транспортный и земельный налоги, которые занимают небольшую долю в структуре источников уплаты.

Третье и четвертое место в эти годы определяют два источника: налоги, уплачиваемые из прибыли организаций и налог на доходы физических лиц, удерживаемый из начисленных доходов работников организации.

Со снижением объемов реализации в 2012 г. изменилась структура налогов по источникам уплаты. Наибольшую долю в 2012 г. составляют налоги, относимые на себестоимость (58,1%), что является подтверждением нашего вывода, что с уменьшением объемов производства и реализации, тяжесть уплаты налогов перемещается с покупателей на издержки производства, и резко уменьшается прибыль как финансовый результат деятельности организации (в 2012 г. получен убыток, Приложение А).

Таким образом, основным источником уплаты налогов являются выручка и себестоимость, а со снижением объемов производства и реализации уплата налогов обеспечивается за счет издержек производства, что лишает организацию источников для развития.

3 Влияние налогов на финансовые результаты деятельности организации

Показатель налоговой нагрузки организации имеет важное практическое значение и необходим при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения. Его снижение является критерием успешности данных мероприятий.

Понятие «налоговое бремя», как и его синонимы – «налоговая нагрузка», «тяжесть налогов», «податное давление» возникло одновременно с самыми ранними упоминаниями о налогах. Под налоговым бременем обычно понимают долю доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и платежей налогового характера.

В научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени экономического субъекта.

Различие методик определения налогового бремени проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

Основная идея каждой методики заключается в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Каждая из методик учитывает также влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.15

В соответствии с методикой, разработанной специалистами Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, предлагается оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.

Данное отношение описывается следующей формулой:

НБ = (Нобщ / Вобщ)  100%, (4)

где НБ – налоговое бремя;

Нобщ – общая сумма налогов;

Вобщ – общая сумма выручки от реализации.

Показатель налогового бремени, рассчитанный в соответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

Представленной методикой расчета пользуются, в частности, налоговые органы при оценке рисков и выбора объекта контроля для выездных налоговых проверок. Вместе с тем недостатками представленного расчета являются:

– отсутствие структуры налоговых платежей, включаемых в расчет, что дает возможность налоговым органам при проведении предварительного анализа варьировать полученные результаты налоговой нагрузки;

– отсутствует ясность в вопросе о включении в состав налоговых платежей сумм, уплаченных в государственные внебюджетные фонды, которые до 01.01.2010 г. администрировали ФНС России, и таможенных платежей, которые принимают участие в расчете налоговой нагрузки на макроуровне;

– отсутствует ясность в определении суммы выручки: с учетом косвенных налогов или без них; начисленная выручка (т. е. выручка по отгруженной продукции, товарам, работам, услугам) или фактически полученная16.

Экономические субъекты, уплачивающие косвенные налоги, включают их в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, таким образом, перекладывают их на потребителей. При этом цены на товары (работы, услуги) могут повышаться не бесконечно, а до тех пор, пока это позволяет платежеспособный спрос.

Если цена товара с учетом косвенных налогов оказывается слишком высокой, то спрос сокращается, поскольку часть покупателей переходит на товары-заменители, а другая часть – на аналогичные товары других производителей.

Поэтому чтобы сохранить потребителей, экономический субъект вынужден сдерживать уровень цен, выполняя налоговые обязательства перед бюджетом уменьшая свою прибыль.

Нами произведен расчет налогового бремени по методике, предложенной Тюпаковой Н. Н.17

Предлагается рассчитывать налоговое бремя юридического лица в двух вариантах:

1) фискальное налоговое бремя как доля налоговых платежей, начисленных организацией по всем источникам (ОН) в сумме выручки (добавленной стоимости);

2) реальное налоговое бремя как бремя организации, в форме переложения налогов, влияющих на финансовые результаты.

Фискальное налоговое бремя рассчитывается по следующей формуле:

, (5)

где НБфиск. – фискальное налоговое бремя юридического лица;

ОН– оклад налога – общая сумма налоговых платежей, начисленных организацией, включая налог на доходы физических лиц, акцизы и НДС от добавленной стоимости организации;

В – выручка (добавленная стоимость) юридического лица.

Однако показатель фискального налогового бремени не отражает напряженности налоговых обязательств экономического субъекта, поэтому дополнительно рассчитывается показатель реального налогового бремени.

Реальное налоговое бремя рассчитывается по следующей формуле:

, (6)

где НБ реал. – реальное налоговое бремя юридического лица;

НК – налоговая квота (сумма налогов, уплачиваемых за счет полученной добавленной стоимости организации, без косвенных налогов и налога на доходы физических лиц).

В расчетах показателя реального налогового бремени организаций нами предлагается использовать показатель налогового порога, означающий переложение налогов на добавленную стоимость организации и определяемый по следующей формуле:

, (7)

где НП – налоговый порог организации.

Исходя из предложенной методики, показатель налогового бремени можно рассчитать относительно компонентов добавленной стоимости, а также с детализацией по каждому виду налогов с целью выявления их влияния на конечный финансовый результат и факторы производства.

Группировка налогов не только по источникам уплаты, но и по категориям налогоплательщиков как собственников факторов производства и получателей доходов дает возможность оценить влияние налогов на перераспределение финансовых ресурсов в обществе и определить взаимозависимость интересов государства и собственников – получателей доходов.

В таблице 4 представлен расчет налогового бремени организации, где обобщающим показателем нами принята выручка от реализации, которая определяет все источники уплаты налогов.

Таблица 4 – Расчет налогового бремени по ЗАО «Строительная компания»

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к

2010 г.

2011 г.

1. Выручка от реализации (без НДС), тыс. руб. (В)

33 321

67 519

20 189

60,6

29,2

2. Всего налогов и сборов, уплачиваемые организацией по всем источникам – оклад налога, тыс. руб. (ОН)

6 581

13 845

4 413

67,1

31,9

3. Налоговое бремя фискальное,%

НБ фиск. = ОН / В х 100%

19,8

20,5

21,9

4. Налоги, относимые на издержки и уплачиваемые из прибыли – налоговая квота,

тыс. руб. (НК)

3 186

6 852

2 710

85,1

39,6

5. Налоговое бремя реальное, %

НБ реаль. = НК / В х 100%

9,6

10,1

13,4

6. Налоговый порог организации (НП) – переложение налогов на организацию, %

НП = НК / ОН х 100%

(п.4 / п.2), 100%

48,4

49,5

61,4

7. Переложение налогов на работников,%

НДФЛ / ОН х 100%

16,8

10,5

26,3

8. Переложение налогов на покупателей,%

НДС / ОН х100%

34,8

40,0

12,3

Для расчета фискального налогового бремени определяем частное от деления суммы всех уплачиваемых организацией налогов, взносов и платежей налогового характера к полученной выручке не зависимо от источников уплаты.

Данный показатель по ЗАО «Строительная компания » за исследуемый период имеет тенденцию роста. В 2010 г. фискальное бремя организации составило 19,8%, а в 2012 г. – 21,9%.

Изучение структуры налоговых платежей по источникам уплаты позволяет сделать вывод, что налоговое бремя в 2011 г. ниже уровня налоговой нагрузки 2010 г. и 2012 г. Увеличение объемов производства снижает налоговую нагрузку за счет налогов, пропорционально зависящих от дохода (НДС, налог на прибыль организаций), что подтверждается результатами 2011 г. Так в 2011 г. объем выручки в два раза больше 2010 г. и в три раза больше 2012 г., а налоговое бремя меньше 2012 г. и составляет 20,5%.

Нами определен показатель налоговой квоты, который означает сумму уплачиваемых налогов организацией без учета налогов косвенных (НДС) и налога на доходы физических лиц, которые практически не влияют на полученные доходы организации (себестоимость и прибыль). Отношение показателя налоговой квоты к выручке есть реальное налоговое бремя организации, влияющее на ее финансовые результаты (прибыль).

Реальное налоговое бремя составило в 2012 г. – 13.4 %, в 2011 г. –10,1%. Показатели реального налогового бремени также подтверждают вывод, сделанный по фискальному бремени – снижение объемов производства и реализации в 2012 г. явилось причиной увеличения налогового бремени.

Налоговый порог организации (НП) определяет переложение налогов на финансовые результаты организации в структуре оклада налога и определяется по формуле НП = НК / ОН х 100% (отношение налоговой квоты к окладу налога). В 2010 – 2011 гг. налоговый порог ниже 50%, а в 2012 г. составляет 61,4%, что свидетельствует об увеличении тяжести уплаты налогов за счет доходов организации (себестоимости и прибыли).

Расчет показателей подтверждает снижение налоговой нагрузки на покупателей в 2012 г. до 12,3% по сравнению с 2011 г. – 40%, из-за резкого спада объемов производства товаров и услуг и их реализации.

Налоговая нагрузка на работников за период 2010 – 2012 гг. увеличилась с 16,8% до 26,3% по причине уменьшения начисленной заработной платы из-за снижения объемов производства.

Таким образом, исчисление показателя налогового порога свидетельствует о реальном влиянии налоговых платежей на каждый источник уплаты: доходы физического лица (НДФЛ), доходы потребителей (НДС) и доходы организации (себестоимость и прибыль).

Анализ методики расчета показателя налогового бремени позволяет сделать вывод, что наличие большого количества методик подтверждает необходимость официального обоснования их расчета.

Заключение

Проведение радикальных экономических преобразований тесно связано с формированием системы государственного регулирования национальной экономики. За прошедшее более чем десятилетие коренных преобразований во всех сферах российской государственности, принимались различные концепции реформирования экономики, реализация которых сводились к организационно-структурным преобразованиям и подъему экономики. При этом особое место в проводившихся реформах отводилось налоговым отношениям.

На современном этапе развития экономической системы России очевидна необходимость создания благоприятных условий хозяйствования для стимулирования экономического роста путем совершенствования механизма налогового регулирования

Налоги способны в определенной степени стимулировать рост производства, обеспечивать социальную защиту населения. Изучение системы налогообложения актуально для большинства организаций стремящихся оптимизировать платежи в бюджет.

При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность необходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

1) изучены теоретические основы налоговой системы и выявлены особенности налогового механизма формирования доходов государства;

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. При этом государство использует свойства налога как финансовой категории для распределения части стоимости валового ВВП (добавленной стоимости) как результата общественного производства.

Процесс аккумулирования финансовых ресурсов государства обеспечивается распределительными свойствами налога: как расходы у собственников факторов производства и как доходы в бюджетной системе государства.

Цели налоговой политики противоположны: для хозяйствующего субъекта – снижение налоговых платежей, а для государства – их увеличение. В связи с этим возникает необходимость объединения экономических интересов государства и налогоплательщиков путем совершенствования механизма реализации налоговой политики.

Налоговый механизм характеризуется общей совокупностью и структурой налогов, методикой их исчисления, регулируемыми элементами налога, путем применения льгот. Основой налогового механизма является распределительная и регулирующая функции налогов. Основные задачи налогового регулирования – создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений развития экономики России.

2) изучен порядок исчисления и перечисления налогов организацией;

3) рассмотрена структура налогов, уплачиваемых в бюджет организацией;

Выявлена проблема, которая может быть решена признанием всех платежей, осуществляемых в пользу государства, налоговыми и определить их в составе налоговой системы РФ.

Взносы в социальные фонды и платежи за загрязнение окружающей среды в структуре платежей государству по анализируемой организации составили 35,7% в 2010 г., 28,2% в 2011 г., а в 2012 г. – 54,4%, что больше на 396,6 тыс. руб., чем вся сумма налогов.

Государственные фонды в теории общественного сектора рассматриваются как совокупность инструментов государства (включая и муниципальную власть) обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора. Источник поступлений в указанные фонды – доходы юридических и физических лиц. Следовательно, данные расходы по уплате социальных взносов и экологических платежей необходимо включать в расчет налоговой нагрузки наравне с налоговыми платежами.

Определена зависимость налоговых обязательств с объемами производства и реализации. К условно постоянным налоговым издержкам необходимо относить налоги, механизм формирования налогооблагаемых баз по которым не зависит от объемов производства и реализации (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций), а к условно-переменным налоговым издержкам следует относить те, по которым такая зависимость имеется (НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, взносы во внебюджетные социальные фонды).

Определена фискальная роль НДС как косвенного налога, налога на потребление. Организация-налогоплательщик является только посредником по перечислению НДС в бюджет, что подтверждает нейтральность этого налога к производителю (реализатору) товара.

Исходя из методики исчисления НДС, в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на налоговые вычеты, т.е. вся тяжесть уплаты данного налога ложится на покупателя. Поступления не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Группировка налогов по источникам уплаты позволила определить, что с уменьшением объемов производства и реализации, тяжесть уплаты налогов перемещается с покупателей на издержки производства, и резко уменьшается прибыль как финансовый результат деятельности организации.

4) изучена методика определения налогового бремени;

5) дана оценка влияния налогов на финансовые результаты деятельности организации.

Выявлено, что расчет налогового бремени по источникам уплаты позволяет определить фискальное налоговое бремя, учитывающее все налоги перечисляемые организацией в бюджет как налогоплательщиком и как налоговый агент по удержанию НДФЛ из доходов работников организации и уплачивающий косвенный налог (НДС) из полученной выручки.

Исчисление реального налогового бремени по налогам, относимым на себестоимость и уплачиваемым из полученной прибыли позволяет определить долю добавленной стоимости, изъятой в пользу государства у организации.

Список использованных источников

1. Алиев, Б. Х. Теория и история налогообложения: Учебное пособие/ Б. Х. Алиев, А. М. Абдулгалимов, М. Б. Алиев. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с.

2. Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система РФ: Учебное пособие для бакалавров /Л. И. Гончаренко, А. В. Варнавский. – М.: ИНФА – М, 2010. – 318 с.

3. Закон Краснодарского края от 19 ноября 2003 г. № 639 – КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» (с изменениями и дополнениями, последние изменения от 18.11.2010 г. № 2098 – КЗ)

4. Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620 – КЗ «О налоге на имущество организаций»

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – Официальный текст. – М.: Омега-Л, 2012. – 742 с.

6. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров. – 11–е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушин. – М.:Юрайт, 2012. – 899 с.

7. Решение Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 24 ноября 2011 г. № 180 «Об установлении земельного налога на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района»

8. Рыманов, А. Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 2–е изд. / А. Ю. Рыманов. – М.:ИНФА-М, 2009. – 331 с.

9. Сердюков, А. Э. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. – 2-е изд. / А. Э. Сердюков, Е. С. Вылкова, А. Л. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2008. – 704 с.

10. Солодянкина Г. А. Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2010. №7.

11. Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография / Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

12. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ под редакцией Д. Г. Черника – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 362 с.

12. Финансы организаций: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н. В. Липчиу. – М.: Магистр , 2010. – 256 с.

Приложение А

Таблица 1 – Ресурсы и результаты деятельности ЗАО «Строительная

компания», тыс. руб.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в %, раз к

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.

33 321

67 519

20 189

60,6

29,9

Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг),

тыс. руб.

29 931

54 046

26 130

87,3

48,3

Прибыль (– убыток) от продаж, тыс. руб.

3 390

13 473

– 5 941

Прочие доходы, тыс. руб.

15

484

330

2,2 раза

68,2

Прочие расходы, тыс. руб.

527

1122

571

108,3

50,9

Прибыль (– убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2 878

12 835

– 6 182

Текущий налог на прибыль,

тыс. руб.

630

2 686

0

Чистая прибыль ( – убыток), тыс. руб.

2 248

10 149

– 6 182

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – Официальный текст. – М.: Омега-Л, 2012. – 742 с.

2 Алиев, Б. Х. Теория и история налогообложения: Учебное пособие/ Б. Х. Алиев, А. М. Абдулгалимов, М. Б. Алиев. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с.

3 Сердюков, А. Э. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. – 2-е изд. / А. Э. Сердюков, Е. С. Вылкова, А. Л. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2008. – 704 с.

4 Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система РФ: Учебное пособие для бакалавров /Л. И. Гончаренко, А. В. Варнавский. – М.: ИНФА – М, 2010. – 318 с.

5 Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ под редакцией Д. Г. Черника – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 362 с.

6 Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография/ Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

7 Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров. – 11–е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушин. – М.:Юрайт, 2012. – 899 с.

8 Рыманов, А. Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 2–е изд. / А. Ю. Рыманов. – М.:ИНФА-М, 2009. – 331 с.

9 По просьбе руководства строительной компании название не указывается.

10 Финансы организаций: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н. В. Липчиу. – М.: Магистр , 2010. – 256 с.

11 Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620 – КЗ «О налоге на имущество организаций»

12 Закон Краснодарского края от 19 ноября 2003 г. № 639 – КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» (с изменениями и дополнениями, последние изменения от 18.11.2010 г. № 2098 – КЗ)

13 Решение Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 24 ноября 2011 г. № 180 «Об установлении земельного налога на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района»

14 Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография/ Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

15 Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография/ Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

16 Солодянкина Г. А. Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2010. №7.

17 Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография/ Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

Просмотров работы: 25336