В современных условиях формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает как объективная потребность общества, в социальной структуре которого происходит смена приоритетов его развития, требующих «профессионализации воспитания как системы, процесса и вида деятельности … Во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностных ориентаций, характеризующую ограниченность их социализации, потерю доверия предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности, становление приоритетов потребления и развлечения в ущерб приоритетам трудовой деятельности» [3, с. 8].
Поэтому одним из приоритетных направлений педагогики высшей и средней профессиональной школы стала подготовка не только образованных, но и социально-активных специалистов, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Для этого в сузе необходимо «создать нравственную атмосферу, поднять планку культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований для того, чтобы молодые люди боялись выпасть из общей системы поведения, уклада сузовской жизни, воспитательного процесса в целом» [2, с. 107].
Эта тенденция находит отражение в государственных образовательных стандартах среднего и высшего профессионального образования третьего поколения, направленных на формирование в выпускниках не только профессиональных компетенций, но и личностных нравственных позиций, позволяющих молодому специалисту продуктивнее проходить процесс социализации.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Проблемам воспитания уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан-Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Ведь воспитание неразрывно связано с жизнью семьи, общества, государства. Если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.
«Таким вещам следует не лежать в запасе, а быть под рукой.Что полезно для нас, нужно часто встряхивать,часто взбалтывать, ибо оно должно бытьне только известно нам,но и всегда наготове.К тому же так и очевидное становитсяобычно еще очевиднее».Сенека Луций Аней. Нравственные письма к Луцилию.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании"[6]. Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом.
Особое внимание хочется обратить на подростковый возраст. Целые клубки проблем приходится распутывать педагогам и психологам в этот период. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».[5, с. 24].Наиболее благоприятной сферой развития профессиональной направленности личности обучаемого является внеаудиторная деятельность, обеспечивающая воспитательный потенциал активизации субъектной позиции будущего специалиста через предоставление студентам возможности выбора различных форм ее практической реализации.
Как отмечают российские ученые, воспитание профессионалов, ответственных перед обществом, должно стать первостепенной задачей современного образования.
Необходимо уделять особое внимание воспитанию, способствовать развитию гармоничной и всесторонне развитой личности.
Но, ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не смогут происходить без стремления самого студента к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и желания нравственно себя совершенствовать. Поэтому первостепенной задачей в сузе является развитие и поддержание высокой активности студентов в познавательной, профессиональной, нравственной деятельности. В этой связи П. П. Блонский видел главную задачу преподавателя в том, чтобы «развить способности к самообразованию и самовоспитанию» [1, с. 134], стимулировать личность к активной работе над собой.
Тогда студенты, замечая недочеты в своем поведении, ставят задачи по их преодолению, испытывают потребность в нравственном совершенствовании.
Обращаясь сейчас к эпиграфу, который расположен в статье, следует подчеркнуть, что нравственное воспитание и самосовершенствование должно быть всегда в движении, поскольку, если остановиться хоть на один миг, можно с легкостью забыть обо всем, когда водоворот жизни будет нести по течению и заставлять переступать через совесть, принципы, честь и стыд. Именно поэтому об этом всегда необходимо напоминать, приводить примеры, направить силы общественной жизни на то, чтобы строить новое поколение общества с сильными и устойчивыми моральными принципами. И вклады денежных средств в эту сферу не стоит ограничивать. Не зря существует пословица «что посеешь, то и пожнешь». Перефразируем: что мы вложим в наших детей сегодня, такое общество мы получим в будущем. Таким образом, моральные и нравственные принципы будут внедряться на ранних стадиях развития детей. При этом важно научить их учиться, научить их воспитывать себя на протяжении всей их дальнейшей сознательной жизни. Во время обучения в школе, в сузе, в вузе необходимо заложить в детях фундамент, а все остальное они должны будут взращивать самостоятельно и передавать уже другим поколениям. Необходимо воспитать в детях стремление к самосовершенствованию, которое и составляет основу нравственной самоорганизации, а также ответственность за свои действия перед обществом.
Список литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г.
2.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические труды. В 2 т. Т. 2.- М., 2004. 400 с.
3.Климов С. Н. Значение воспитательной работы // Педагогическое образование и наука. 2009: журнал/ № 5. - 107 c.
4.Липский И. А. Основные парадигмы воспитания // Педагогическое образование и наука: журнал/ 2009. № 5. 8 c.
5.Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. 3-е изд. - М.: Финпресс, 2006. - 240 с.
6.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика 1990. - 288 с.