СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мальгина Н.С. 1, Зарубина Ж.Н. 2
1Санкт – Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, Санкт – Петербург, Россия
2Санкт – Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, Санкт - Петербург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках данной статьи объектом исследования является стратегическое планирование инновационной деятельности предприятия.

  • Инновации становятся ключевым фактором развития малых и средних предприятий

  • Успех инновационного менеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведений стимулирующие внутренние

и внешние рамочные условия

  • Инновационный процесс требует стратегического планирования

и ориентированного на рынок управления.[2]

В настоящее время инновации играют важную роль для экономики страны. Для российских компаний применение нововведений всё чаще является наиболее выгодным способом противостоять конкуренции. Большое значение имеет способность предприятия приспособиться к нововведениям. Инновационные стратегии применяются для внедрения новых товаров и услуг, инноваций в экономических или иных подходах к решениям проблем компании.

С помощью стратегии можно определить сроки и способы внедрения инновации и составляющие инновационного проекта.В большинстве случаев, при правильном применении, инновации способствуют получению дополнительной прибыли, что является целью всех коммерческих организаций. Стратегический план, выбранный руководителем, влияет на конкурентоспособность, устойчивость в условиях рыночной экономики, повышение прибыли, удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. Решение руководителя относительно разработки стратегии для инновационного развития предприятия необходимо основывать на применении методических рекомендаций по оценке деятельности, способствующей для формирования стратегии. Руководитель должен быть готовым к изменению подсистем предприятия и вывести их на новый уровень. Сотрудники данного предприятия могут не поддержать идею нововведений, что может негативно отразиться на производственном процессе. Работники, способные к творческой деятельности и стремящееся к получению новых знаний скорее будут готовы принять инновации, чем люди, стремящееся к постоянству в работе и тяжело принимающие изменения. Руководителю важно оценить отношение сотрудников к предстоящим переменам в деятельности организации и правильно стимулировать их к активной работе. Часто возникает проблема нехватки опыта работников компании, при реорганизации производственного процесса сотрудникам, возможно, придётся осваивать новые виды деятельности. Это может повлечь за собой изменение кадрового состава предприятия, сокращение штата или необходимости повышения квалификации работающих. Подбор или переподготовка кадров существенно влияют на результат инновационного проекта и сроки его реализации.

Удачно разработанная стратегия исследуемого новшества предполагает постоянную оценку внешней среды, наблюдение за изменениями в области науки и техники.

Перед компаниями, решившими внедрить новые технологии на своём предприятии, возникает вопрос о выборе наиболее оптимальной и долгосрочной стратегии планирования. Стратегию предприятия, как правило, выбирает руководитель. Наибольший успех от внедрения инноваций на предприятии можно получить при грамотном изучении новшеств. Важно правильно оценить инновацию и влияющие на неё факторы. Для получения результата предприятию требуются капитальные вложения в инновационную деятельность, так же немаловажно создать условия для конфиденциальности информации и конкурентоспособности перед аналогами других компаний. Некоторые предприятия создают инновационный отдел, где обеспечивается работа инновационной системы предприятия. Это позволяется гарантировать внедрение инноваций во все направления деятельности организации и успешность их использования.

Внедрение инноваций невозможно реализовать без помощи стратегии, которая должна учитывать главные цели организации. Для разработки стратегии важно знать о наличии рисков, которые могут возникнуть при реализации инновационного проекта, а также определить время осуществления преобразований. Новшества не всегда принимаются обществом, что может сказаться на уровне спроса и величине прибыли. Для завоевания желаемой доли рынка, предприятию нужно создать что – то новое, актуальное и полезное. Большое значение имеет выход на рынок самой инновации. Не так важно создать инновацию, как правильно её преподнести. Представить инновацию на рынок можно с помощью правильно разработанной стратегии маркетинга, с помощью которой можно убедить потребителей о незаменимости данного новшества, если речь идет о продукте или услуге.

Существует немало классификаций инновационных стратегий. Рассмотрим классификацию К. Фримена. Фримен выделяет следующие виды стратегий: традиционная, оппортунистская, имитационная, оборонительная, зависимая, наступательная, защитная, поглощающая и промежуточная. Традиционная стратегия нацелена на получение высокого качества, что не может гарантировать ее длительное применение, поскольку качество достигается в уже существующих продуктах и применение целесообразно только на первое время. Оппортунистская ориентирует организацию на поиск товара, при производстве которого затраты будут минимальны, но с возможностью индивидуального присутствия на рынке некоторое время. Имитационная предназначена для компаний с сильными рыночными позициями, где инновации приобретают у сторонних предприятий. Оборонительная стратегия предполагает проведение исследований в определенном количестве, при этом не желая занять главные позиции на рынке. Зависимая подходит для малых компаний, получающих инновацию от крупных корпораций. Наступательная стратегия подразумевает желание компании быть первой, относительно других.

Инновация, как и товар, имеет свой жизненный цикл. Любое новшество проходит определённый период времени от намерения реализовать данный проект и до его полного завершения, что тоже важно использовать при разработке стратегического плана. Важно обратить внимание на то, что практически любая стратегия должна строиться на основании оценки эффективности предприятия, его связи с окружающей средой, отношениях внутри самой компании, а также основной деятельностью организации. План по внедрению новшеств должен включать в себя и мероприятия по продвижению их на рынке, охватывать методы и приемы по управлению ресурсами организации.

Государство существенно влияет на инновационное развитие предприятий, оказывает помощь в виде различных форм финансирования. Однако планирование инновационного развития — задача, которая должна осуществляться не только со стороны государства. По словам премьер - министра России Д.А. Медведева, государству из этой сферы уходить нельзя, но его роль должна быть модернизирована, и государство должно свои усилия правильным образом распределять[3].

Проведенное исследование стратегического планирования деятельности предприятия, показало, что для разработки стратегии важно определить её тип, соответствие основной деятельности и целям организации.

Список литературы:

  1. Й. Ханс Пихлер, Ханс Йобст Плайтнер и Карл-Хайнц Шмидт Менеджмент на малых и средних предприятиях М.: Международные отношения, 2002 г., 280 с.

  2. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012 г.,311 с. [2]

  3. Медведев обозначил роль государства в сфере инноваций http://polit.ru, 2003 URL: http://polit.ru/news/2012/09/24/jump_Medvedev (дата обращения: 20.12.2013). [3]

 

Просмотров работы: 5434