ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологические характеристики феномена компьютерной зависимости у современного подростка

Романченко Т. Г.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Белгород, Россия

Psychological characteristics of the phenomenon of computer addiction in the modern teenager

Romanchenko T. G.

Belgorod National Research University

Belgorod, Russia

В России процесс компьютеризации с 90-х годов прошлого века происходило очень бурно, что послужило причиной развития разнообразных форм взаимодействия с компьютером, которые приобрели формы, похожие по своему содержанию с психологической зависимостью. И за последние года, такое сильное развитие компьютерных технологий накладывает своеобразный отпечаток на развитие личности современного подростка.

На сегодняшний день, у большинства людей имеется дома персональный компьютер. И никто не сомневается в том, что компьютер во многом помогает человеку: в работе или учебе, в отдыхе и самообразовании. Действительно, компьютер выполняет большой спектр задач: фиксация текстовых наборов, проигрывание радио и музыки, отображение текста, графических объектов и анимации, отображение телевизионных каналов и фильмов, предоставление и отображение возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх, выполнения функции телефона и калькулятора, и многое другое.

Но мало кто задумывается, что это чудо техники является причиной серьезных проблем. Так, например, сидящий образ жизни, приводит к появлению проблем с позвоночником, а плохое освещение в ночное время суток – к разным заболеваниям глаз. Вдобавок долгое время провождение за персональным компьютером является причиной постоянной усталости, ослабленного иммунной системы ребенка, в результате чего увеличивается вероятность заболеваний.

Негативные последствия этого процесса является явление, так называемой компьютерной зависимости. На сегодняшний день термин «Компьютерная зависимость» еще не признан большинством ученых, занимающиеся проблемами психических расстройств, но сам феномен формирования патологической взаимосвязи между компьютером и человеком стал очевидным и принимает большое влияние.

Компьютеры выступают в роли «воспитателя», оказывая при этом сильное воздействие на психику подростка. Игровые персонажи становятся идеальными образами – объектами для подражания. Компьютер и его приложения имеют большое значение в воспитании личности, но обычно это недооценивается.

С каждым днем число подростков, проводящих свое время за компьютером в компьютерном клубе или дома, увеличивается. Тем временем как раньше широка была развита инфраструктура, так называемого молодежного и детского досуга. К примеру, разнообразные секции, кружки, дома творчества – их было столько, что если ребенок не посещал кружок после школы, то это считалось не приемлемым. Сегодня такие места существуют, но их количество значительно сократилось. Они являются либо платные, либо просто подросток не знает о них ничего. Все чаще становиться редкостью, если ребенок, занимающийся каким, либо видом деятельности, помимо учебной деятельности. На замену кружкам пришли компьютерные технологии.

В данной работе рассматривается проблема компьютерной зависимости у подростков, поскольку в этом возрасте наиболее подвержен, различным влияниям на психическое развитие. Актуальность исследования психологических последствий «компьютерной зависимости» в подростковом возрасте определяется: большое пристрастие к компьютеру негативное влияние на подростка, которое отрицательно влияет на психику ребенка; постоянным ростом числа подростков – проводящих свое свободное время за компьютером.

В ходе выполнения данной работы, было проведено исследование на установления компьютерной зависимости у подростков. Нами были проведены нижеописанные методики с учащимися средних классов. Исследование проводилось в 7-9 классах школ г. Белгорода.

Для проведения исследования выявления компьютерной зависимости у подростков нами были использованы следующие методики: тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр; методика «Зависисмости у подростков от компьютерных игр»; тест – опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у подростков; опросник на киберкоммукативную (интернет) зависимость.

Под термином «зависимость» понимается патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний момент времени известна зависимость по отношению к химическим веществам (наркомания, токсикомания, алкоголизм), видео играм, еде, азартным играм.[4]

Термин «Компьютерная зависимость» можно определить как патологическое пристрастие человека к проведению времени или работе за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили еще в 80-х годов американские ученые. На сегодняшний день термин «Компьютерная зависимость» еще не признана многими учеными, занимающиеся проблемами психических расстройств, хотя сам факт формирования патологической связи между компьютером и человеком стал очевиден и приобретает все больший масштаб распространения.[2]

В нашей стране проблема «Компьютерной зависимости» новая и мало изучена. Поэтому большинство родителей обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером. И начинают проявлять беспокойство, тогда, когда у детей начинают, появляться проблемы в поведении: агрессивное поведение, отказ посещения школы, прогулы уроков, воровство денег. И, к сожалению, родители не сразу обращаются к специалистам, а только в крайнем случае, когда проблема становится запущенной. [3]

Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид из глаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и ребенок может терять связь с реальной жизнью, в отличии от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль. [1]

Проанализировав ответы на вопросы можно сделать следующие выводы.

Большинство детей проводят 3-5 часов за компьютером, что превышает допустимые пределы работы за компьютером. Это может привести к появлению астенизации психики ребенка, вызвать патолоическое пристрастие к работе на компьютере. Подростки в основном предпочитают играть «стрелялки», которые в дальнейшем могут оказать наибольшую степень опасности для психики ребенка, так как они имеют примитивный сюжет, основанный на насилие. Это может стать причиной чрезмерной агрессивности ребенка. Играя в игры в основном дети испытываю интерес к игре, и только некоторые испытывают азарт играя в компьютерные игры. Опрос показал, что некоторые ребята имеют трудности в учебной деятельности. Это является очень важной проблемой, так как в подростковом возрасте учеба является одной из значимых сфер деятельности. 67% опрошенных нервничают, раздражаются или испытывают дискомфорт при отвлечении от работы на компьютере. Это говорит о том, что компьютерная зависимость вырабатывает раздражение, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким – то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со сверстниками, ребенок получает необходимые знания о жизни. 50% опрошенных детей часто предпочитают проводить время за компьютером и 17% просмотра передач по телевизору, нежели общаться непосредственно со своими друзьями. Это может привести к утрате интереса к социальной жизни и еще раз подтверждает то, что компьютер способствует обособлению личности, ведет к нарушению социализации в обществе, замкнутому образу жизни, снижении коммуникабельности ребенка.

По результатам проведенного исследования методики «Тест- опросник для установления от компьютерных игр», почти все дети (92%) подвержены влиянию компьютерной зависимости.

Почти все дети набрали 25% и более процентов, из чего следует, что дети имеют компьютерную зависимость, то есть имею патологическое пристрастие к компьютерным играм.

По результатам проведенного исследования методики «Тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости», у всех (100%) подростков были выявлены признаки компьютерной зависимости.

58 % детей имею средний уровень компьютерной зависимости. Это говорит о том, что подростки не контролируют количество времени, проведенное за компьютером. Соответственно, результатом являются пренебрежение собственным здоровьем, сном и гиеной в пользу проведения большего количества времени за компьютерными играми. В этом случае ребенку необходима помощь специалиста.

42 % подростков имею низкий уровень зависимости. Родители могут самостоятельно помочь, ребенку справится с данной проблемой.

В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.

Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 11- 15 лет, мы пришли к следующим выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.

В нашем обществе подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становится все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в подростковом возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Краснова С.В., Казарян Н.Р., Тундалева В.С. Как спаравиться с компьютерной зависимостью. – М.: Эскимо, 2008. – 224 с.

  2. Проект «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 27 (Осень 2009). - М.: Фонд «Общественное мнение», 2009. Электронный ресурс: http://bd.fom.ru/pdf/intosen09.pdf

  3. Ухтомский, А.А. Феномен психологической зависимости Электронный ресурс: http: www.NarCom.ru. -01.11.2008.

  4. Электронный словарь Википедия. Электронный ресурс: http: // www.Wikipedia.ru 13.03.2012

Просмотров работы: 2778