ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИТУАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ США - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИТУАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ США

Меканин В.А. 1, Уткин Д.Д. 1, Варушкина А.В. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль обучения ИЯ военнослужащих особенно возрастает в наши дни в связи с процессами глобализации, международного сотрудничества, внедрением информационных технологий, таким образом, особенно актуальным представляется вопрос о существующих подходах в обучении иностранным языкам военнослужащих.

Первое десятилетие XXI века отмечено появлением в США множества программ по обучению иностранным языкам военнослужащих, инициированных Министерством Обороны США.

Таким образом, предметом исследования является изучение подходов в обучении иностранным языкам военнослужащих США.

Объектом исследования выступают статьи из периодических изданий по проблеме.

Целью работы является анализ стратегий обучения ИЯ военнослужащих США.

Цель работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

  1. проанализировать современную международную ситуацию и ее влияние на подходы к обучению ИЯ американских военнослужащих;

  2. выявить принципы и методы обучения ИЯ военнослужащих (на примере программы обучения ИЯ курсантов Военной Академии США в Вест Пойнт).

Мир в первом десятилетии XXI века коренным образом отличается от прошлого. Изменения международной геополитической ситуации связаны с усилением тенденций глобализации, вследствие чего политические, экономические, религиозные и этнические проблемы выходят за пределы отдельной страны и касаются всего международного сообщества. Как следствие, требования к языковой и культурной компетенции военнослужащих выросли по сравнению с прошлым, поскольку действия НАТО в каждой отдельной стране затрагивают интересы всего международного сообщества.

Таким образом, принципами работы международных организаций становятся «гибкость, адаптивность, сотрудничество» (“flexibility, adaptability, collaboration”) успех реализации которых напрямую связан со знанием языка каждой отдельной страны, пониманием особенностей ее культуры, религии, традиций. Усложнение и обострение в целом современной международной обстановки по сравнению с прошлым (террористические атаки, конфликты в Азии, Африке) ставят перед международными организациями новые задачи: обеспечение стабильности, безопасности, предоставление гуманитарной помощи населению (“Stabilization, security, and humanitarian efforts”), решение которых также связано с языковой компетенцией военнослужащих.

Важную роль в изменении подходов к обучению ИЯ военнослужащих играет и изменение традиционных военных доктрин, пересмотренных после террористических атак 11 сентября 2001 года. Переосмыслению подверглось понимание концепта «враг», под которым стали понимать не конкретного противника, а «невидимого террориста» (“chameleon”); «война» стала трактоваться не как противостояние сверхдержав, а борьба с терроризмом; наконец, «победа» зависит не от обладания самым мощным оружием, а от лучшего понимания врага, его замыслов.

Таким образом, изменение международной ситуации в первом десятилетии XXI века повлекло за собой пересмотр подхода к обучению ИЯ военнослужащих США. Язык и культура, которые ранее играли важную роль в осуществлении дипломатических миссий, стали играть первостепенную роль в решении военных задач, осуществление которых напрямую зависит от успешности коммуникации, сотрудничества и межкультурного взаимодействия военнослужащих с местным населением. Более того, при таком подходе владение иностранным языком выступает важным средством сбора, обработки и интерпретации информации в целях наилучшего понимания (‘cognition”) противника. Неудивительно, что «владения языком…знание региональных различий также важны как и обладание системами вооружения» [цит. по: Cadet Handbook 2013: 1].

Обучение ИЯ военнослужащих США реализуется в рамках программы “The Defense Language Transformation Roadmap”, утвержденной Министерством Обороны США в 2005 году. Спецификой данной программы является большое количество предлагаемых для обучения языков, представляющих «стратегическую ценность», среди которых: арабский, китайский, афганский, персидский, фарси, хинди, пушту и др., а также их диалектов. Обучение военнослужащих ИЯ предполагает формирование не только языковых, но и культурных компетенций по экономическим, политическим, социологическим вопросам и вопросам безопасности, а также знакомство с особенностями культуры, религии, традиционными ценностями стран ИЯ.

“The Defense Language Transformation Roadmap” включает в себя большое количество специальных долгосрочных научно-исследовательских и обучающих программ:

  • программы обучение ИЯ военнослужащих в военных академиях США (“Service Academy Language Training Programs”);

  • программы обучения офицеров запаса (“ROTC Language Training Grants”), в которой задействованы 1,149 колледжей из 1,322 имеющихся. Специальный проект по обучению ИЯ офицеров запаса (“Project GO”, 2007) предоставляет гранты 22 американским гражданским университетам на изучение стратегически важных для Министерства Обороны США иностранных языков;

  • специальные программы обучения военнослужащих (“The Defense Language Institute Foreign Language Centre”);

  • организация мобильных команд обучения военнослужащих (434 мобильных команды), в т.ч. обучение онлайн (“The Defense Language Institute Foreign Language Center’s” (DLIFLC);

  • создание роты переводчиков (“the Army Heritage Speaker (09L)”, “Program the Army 09L Interpreter/Translator Program”);

  • программы по обучению ИЯ в гражданских ВУЗах; стипендии, гранты на изучение «стратегически важных» и редких языков (“the National Security Education Program” (NSEP)

  • стимуляционные ежемесячные выплаты для военнослужащих, изучающих иностранные языки (“Foreign Language Proficiency Pay”).

Рассмотрим подробнее программу обучения ИЯ курсантов Военной Академии Соединенных Штатов в Вест Пойнт (The United States Military Academy). По словам подполковника М. Гэнона, перед военнослужащими сейчас стоит задача «не навязывать свое мнение, а вести переговоры», следовательно, целью Академии является «развитие курсантов как лидеров, а также совершенствование их коммуникативных способностей» [цит.по: Tobenkin 2011: 29]. Таким образом, наряду с двумя другими военными академиями (the United States Air Force Academy, the United States Naval Academy) кафедра иностранных языков Военной Академии Соединенных Штатов в (Department of Foreign Languages) расширила программу обучения ИЯ. Так, в программу обучения ИЯ были включены дополнительные языки «особого стратегического интереса» - арабский и китайский наряду с французским, немецким, португальским, испанским и русским, которые изучаются не менее двух семестров. Приветствуется и изучение нескольких ИЯ.

Курс обучения ИЯ разделен на несколько этапов. Базовый этап предполагает развитие основополагающих навыков - чтения, аудирования, говорения, письма. На втором году обучения (углубленный курс обучения ИЯ) происходит развитие и совершенствование полученных навыков. Курсанты знакомятся с историей, военным делом, литературой, СМИ, культурой страны изучаемого языка. На последнем этапе обучения курсанты принимают участие в итоговом семинаре, который подводит итог всему четырехлетнему курсу углубленного изучения ИЯ.

Особое место в системе обучения ИЯ курсантов занимает деятельность специализированных клубов (Language and Culture Clubs, the International Cadet Club), которые занимаются организацией концертов, походов в музеи, фестивалей ит.д. Программы обмена курсантами (The Foreign Academy Exchange Program (FAEP), Semester abroad (SAP), Academic Individual Advanced Development (AIAD) действуют в Академии с 1990х годов, но количество обменов возросло только с 2007 года; в 2010 году 436 курсанта Академии обучались в 55 странах мира. Не последнее место в реализации программы обучения ИЯ будущих офицеров занимает и сотрудничество с Центром по обучению ИЯ (Foreign Language Learning Center) по вопросах формирования произносительных навыков, культурных и региональных компетенций.

Выводы.

Изменение международной геополитической ситуации в первом десятилетии XXI века повлекло за собой пересмотр подхода к обучению ИЯ военнослужащих США: язык и культура при подобном подходе являются залогом успеха решения военных задач. Обучение военнослужащих ИЯ в рамках программы Министерства Обороны США “The Defense Language Transformation Roadmap”, включающей в себя большое количество специальных долгосрочных научно-исследовательских и обучающих программ, предполагает формирование не только языковых, но и культурных компетенций по экономическим, политическим, социологическим вопросам и вопросам безопасности, а также знакомство с особенностями культуры, религии, традиционными ценностями стран ИЯ. Целью программы обучения ИЯ курсантов Военной Академии США в Вест Пойнт является формирование компетенций будущих офицеров в области языка и культуры, что реализуется посредством разноуровневых программ обучения (базовый и углубленный этап), деятельности специализированных клубов, программ обмена курсантами и сотрудничества с ведущими обучающими центрами.

Списокиспользованнойлитературы.

1. Language, Culture and Area Studies Majors. Cadet Handbook. – US Military Academy, 2013.

2. Hankock P.A., McDonald D.M., McGinn Van Driel M., M.G. Weawer N.E. Strategic Perspectives on Developing Language, Regional and Cultural Capabilities / Proceedings of the NATO Conference on Adaptability in Coalition Teamwork. - Copenhagen Denmark, 2008.

3. Tobenkin D. A New Global Perspective. – International Education. – 2011. – July – Aug. – p. 28 - 38

 

 

 

Просмотров работы: 1232