ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Виниченко М.А. 1, Долженко П.Д. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Поэтому процесс адаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.

В современной психолого-педагогической практике становится очевидным, что молодежь, находясь в стремительно изменяющихся условиях образовательной среды, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию (работа психолога с ребенком), а может относиться к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность (учебно-воспитательная деятельность, социально-воспитательная работа), и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие – коллективе, малой группе, в которой мы проводим большую часть своей жизни.

Одна из классификаций малых групп – это деление на формальные и неформальные. Впервые оно было предложено Э. Мэйо [1]. Формальная группа отличается тем, что в ней чётко заданы все позиции её членов, они предписаны групповыми нормами. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, студенческая группа, спортивная команда и т.п. Внутри формальных групп Э. Мэйо [1] обнаружил ещё и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в студенческой аудитории возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединённых каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.

По другой классификации определяются так называемые группы членстваиреферентные группы. Данная классификация была введена Г. Хайменом [2]. В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов определённых малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которых индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. В дальнейшем Г. Келли [2], разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что такая группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

Таким образом, для администрации вуза в плане организации социально-воспитательной работы главной задачей является процесс перехода формальной группы в референтную. С этой целью в НИУ «БелГУ» функционирует управление культурно-творческой деятельности и центр социального развития, которые обеспечивают организацию внеучебной социально-воспитательной работы в вузе, обеспечивают ее функционирование и развитие в масштабах университета.

Основной целью данной социально-воспитательной структуры является содействие гармоничному развитию личности обучающегося: совершенствование позитивных личностных качеств (чувства собственного достоинства, духовность, нравственность), выработка активной жизненной позиции, способности к самовоспитанию, самообразованию и самоконтролю, физическое совершенство, культура поведения, экологическая культура [3].

Основные задачи, которые решаются в процессе деятельности социально-воспитательной структуры университета, соотносятся и с направлениями проводимой работы:

  • философско-мировоззренческая подготовка студентов, познание законов развития природы и смысла общественной жизни;

  • развитие политического сознания, преодоление аполитичности, выработка навыков политической деятельности;

  • формирование правовой культуры, уважения к законам и нормам государственной жизни;

  • патриотическое воспитание, привитие чувства любви к Родине, родному краю, традициям и истории своего народа, развитие национального самосознания и гражданственности;

  • нравственное воспитание, ознакомление с системой ценностей и нормами поведения человека в обществе;

  • эстетическое воспитание, приобщение студентов к системе духовных ценностей, достижениям мировой и отечественной культуры;

  • формирование экологической культуры, бережного отношения к природной среде;

  • трудовое воспитание, выявление и развитие творческого потенциала каждого студента;

  • физическое воспитание, привлечение студентов к занятиям спортом и туризмом;

  • семейное воспитание, развитие культуры семейно-брачных отношений;

  • развитие потребности в самовоспитании и организации здорового образа жизни [3].

Для осуществления поставленных задач и обеспечения конкретной социально-воспитательной и культурно-творческой деятельности в НИУ «БелГУ» функционирует институт кураторства. Именно кураторы реализуют работу социокультурной программы развития университета, приобщая каждого студента к корпоративной культуре вуза, делая его частью целого университетского конгломерата со всеми его научными, социальными, творческими и спортивными объединениями.

Кроме того, в университете большое внимание уделяется студенческому самоуправлению. С этой целью в марте 2012 года в рамках программы развития деятельности студенческих объединений в вузе был создан Союз студентов - совещательный орган студенческого самоуправления, координирующий деятельность всех студобъединений университета [3].

Деятельность Союза студентов осуществляется по 5 направлениям: организационно-информационное, учебно-научное, культурно-массовое, социальное и спортивно-оздоровительное.

В структуру Союза на сегодняшний момент входят представители студенческого совета, профсоюзной организации, студенческого научного общества, Клуба молодых избирателей «Перспектива», Клуба Организации Объединенных Наций, студенческого совета общежитий, совета землячеств иностранных студентов, университетского корпуса волонтеров, Клуба веселых и находчивых, оперативного студенческого отряда содействия полиции. В ноябре 2012 года в вузе стало функционировать студенческое радио «Белый гусь» [3].

На своих заседаниях активисты Союза студентов рассматривают вопросы планирования работы, отчётности руководителей студенческих объединений, деятельности студенческих структур на факультетах, созыва очередных конференций, реализации решений Конференции.

Помимо Союза студентов в университете функционирует и Совет студентов, который охватывает шесть основных сфер студенческой жизни: научную, учебную, социальную, спортивную, политико-правовую, творческую.

1) В рамках научной сферы реализуются проекты студенческого научного общества университета, направленные на привлечение студентов в науку на самых ранних этапах обучения в вузе. В рамках организации своей деятельности СНО НИУ «БелГУ» активно взаимодействует с научными подразделениями университета (кафедры, НИЛ, НИЦ, НОЦ, ЦКП НИУ «БелГУ» и т.п.), а также инфраструктурными подразделениями вуза: управлением научной и инновационной деятельности, управлением социально-воспитательной работы, управлением по связям с общественностью, учебно-организационным управлением, управлением методической работы и качества образования НИУ «БелГУ».

2) В рамках учебной сферы реализуется ряд студенческих проектов, которыми занимается клуб молодых избирателей, Студенческий совет университета и профсоюзная организация, которые активно взаимодействуют со структурными подразделениями университета: Управлением по связям с общественностью, Учебно-методическим управлением и Духовно-просветительским центром университета.

3) В рамках социальной сферы в большей степени образуют мероприятия, проводимые числе проектов Студенческого профкома (акция «Тёплым словом – добрым делом», «Посылка солдату», организация благотворительных утренников для детей-сирот). В этом им помогают структурные подразделения вуза: клиника лечебно-профилактической медицины, комбинат питания, институт кураторов, природный парк «Нежеголь», управление по социально-воспитательной работе, профком НИУ «БелГУ», управление по связям с общественностью и внешние организации.

4) В рамках спортивной сферы реализуются проекты спортивного клуба: студенческая лига по баскетболу и мини-футболу. Студенческий совет проводит межфакультетские спортивные игры и конкурсы. Волонтёрскими организациями возрождаются давно забытые «Игры нашего двора», проводят эстафеты, весёлые старты для студенческой молодёжи. Студенческие организации тесно сотрудничают с Учебно-спортивным комплексом Светланы Хоркиной и Управлением по связям с общественностью НИУ «БелГУ».

5) В рамках политико–правовой сферы идет реализации проектов Клуба молодых избирателей - встречи с депутатами, представителями политических партий, проводятся комплексные деловые игры и игры на знание Конституции РФ, круглые столы на тему «Влияние СМИ на повышение электоральной активности молодых избирателей», «Выборы губернатора: особенности и перспективы» и многое другое. Помощь студентам оказывают преподаватели юридического и исторического факультетов, а также сотрудники управления по связям с общественностью и представители внешних организацией.

6) В рамках творческой сферы реализуются проекты студенческого совета университета, такие как ежегодный конкурс «Мистер БелГУ», организационно-деятельностные игры, студенческий бал-маскарад, творческие проекты: «Музыкальный ринг» и «Танцевальный марафон». Осуществляется взаимодействие со структурными подразделениями вуза: молодёжным культурным центром (вокальные и хореографические студии, студенческий театр, ректорский духовой оркестр), управлением по социально-воспитательной работе, управлением по связям с общественностью, а также с внешними организациями [3].

Совет студентов намерен предоставлять помощь в реализации студенческих проектов и инициатив, развивать дискуссионные клубы и клубы по интересам, популяризировать интеллектуальный отдых в молодёжной среде, создавать условия для формирования позитивных моделей поведения и образцов для подражания, фокусирующихся на идее развития собственных возможностей и видения своего личного успеха как части общего успеха.

Таким образом, разнообразие форм взаимодействия студентов друг с другом, с организациями, учреждениями за пределами вуза создает благоприятные условия для формирования не только опыта межличностного взаимодействия, но и способствует социализации личности в целом, что позволяет говорить о такой практически реализуемой функции любого факультета вуза, как института социализации личности современного российского общества.

Литература

  1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  3. Официальные документы управления культурно-творческой деятельности и Центра социального развития НИУ «БелГУ» http://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php?ID=172. дата доступа 16.09.2013

Просмотров работы: 1444