ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТИТУЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТИТУЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петренко Д.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире вопросы регуляции проституции, имея свою непростую историю, остаются актуальными.

Самыми первыми международными документами, касающимися проституции были: договор «О борьбе с торговлей белыми рабынями», принятый 4 мая 1910 года и Международная Конвенция «О борьбе с торговлей женщинами и детьми», принятая 30 сентября 1921 года, которая позже, с дополнениями и внесёнными изменениями, преобразовалась в Конвенцию № 649 «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами», и была принята Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 1949 года1.

В данной Конвенции идёт речь о том, что проституция и торговля людьми являются несовместимыми с достоинством и ценностью человеческой личности и являются угрозой для общества, семьи, человека. Стороны, принявшие на себя условия данной Конвенции, обязаны подвергать наказанию каждого, кто:

- сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;

- эксплуатирует проституцию другого человека, даже с его согласия;

- содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует, или принимает участие в финансировании дома терпимости;

- сдает в аренду или снимает здание или другое место, или части такового, зная, что они будут использоваться в целях проституции третьими лицами2.

При присоединении СССР к Конвенции «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами», в официальном документе, было сделано следующее заявление: «В Советском Союзе устранены социальные условия, порождающие преступления, предусмотренные Конвенцией. Однако, учитывая международное значение борьбы с этими преступлениями, Правительство Советского Союза решило присоединиться к Конвенции «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами», принятой на IV сессии Генеральной Ассамблее ООН 2 декабря 1949 г. Сделав это заявление, мы еще долгое время делали вид, что у нас в стране нет и быть не может проституции. Увы... Никому еще не удавалось отменить реально существующие явления, ни волевыми решениями, ни с помощью словесной риторики. Финал подобных ухищрений всегда одинаков, наступает день, когда жизнь ставит общество лицом к «давно отмененной проблеме и заставляет ее решать3».

Борьбу с феноменом проституции государство ведёт, используя все имеющиеся у него возможности, включая в данную борьбу не только правоохранительные органы, но и общество, народ в целом, потому что проституция существует в России уже довольно давно и имеет под собой огромный фундамент. Уже сейчас проституция настолько влилась в российское общество, что для многих она уже не является негативным отклонением в образе жизни и поведении. Чтобы сократить резкое увеличение числа женщин, занимающихся проституцией, необходимо быть целеустремленными и оперативными, обеспечивать активное участи в данной проблеме органов исполнительной власти, общества со всеми его институтами, правоохранительных структур, на всех уровнях.

Основная работа по пресечению и предупреждению проституции возлагается на специально созданные подразделения полиции, входящих в состав органов внутренних дел, находящиеся в столицах областей, краёв и республик, крупных городах России и городах-портах. Во всех остальных городах нашей страны данная работа возлагается на аппараты по борьбе с преступностью в экономической сфере и непосредственных работников уголовного розыска.

На данные субъекты, подразделения и сотрудников, в них входящих возлагается:

- уголовный розыск – обязан выявлять и предупреждать непосредственное занятие проституцией, факты вовлечения несовершеннолетних в данный вид деятельности, содержание притонов, сводничества, на основе полученных данных привлекать виновных к ответственности, предусмотренной законом;

- аппараты по борьбе с преступностью в экономической сфере – обслуживание мест скопления иностранных граждан: ресторанов, гостиниц, кемпингов, мотелей, с целью ликвидации сформировавшихся групп проституток, спекулянтов и валютчиков;

- следствие – тесный контакт с оперативным аппаратом, своевременное выявление сведений о лицах, получающих прибыль от занятия проституцией, проведение пропаганды среди молодёжи с привлечением материалов из конкретных уголовных дел, с привлечением в данных мероприятиях средств массовой информации;

- участковые инспектора полиции – выявление лиц, занимающихся проституцией, сводничеством, вовлечением несовершеннолетних в это занятие, людей, не желающих проходить лечение от венерических заболеваний, на вверенном им участке. Так же особенно существенным является поиск предполагаемых мест, в которых могут находиться притоны, и лиц, предоставляющих для данного рода деятельности жилье;

Сотрудники дорожно-патрульной службы, совместно с выполнением своих основных обязанностей, выявляют проституток, предоставляющих услуги сексуального характера водителям междугородних путей и других транспортных средств.

Сотрудники органов по предупреждению правонарушений среди лиц, не достигших совершеннолетия, выявляют факты вовлечения несовершеннолетних в проституцию, а так же случаи заболевания подростков, родителей, венерическими заболеваниями, родителей не оказывающим необходимого внимания своим дочерям.

Основное решение вопросов по взаимодействию, связанных с данным вопросом, служб и подразделений органов внутренних дел, обеспечение распространения положительного опыта, полученного при борьбе с проституцией, возлагается на компетентные в этой теме Комиссии УВД, ГУВД, МВД, УВДТ, которые регулярно подводят итоги в выполненной работе и определяют её дальнейшее развитие.

Существуют конкретные приёмы, разработанные для борьбы с проституцией, но они в большей степени зависят от той формы проституции, которая была выявлена и от сложившейся оперативной обстановкой вообще. Для выявления форм проституции оперативным сотрудникам приходится применять различные приёмы, потому что, как правило, вся деятельность, связанная с проституцией, имеет скрытый характер

При несении службы вблизи вокзалов, баров, кафе, портов и в других местах скопления большого количества человек, инспектора полиции ведут наблюдение и выявляют потенциальных жриц любви. После выявления, полиция производит задержание представительниц данной профессии, устраивая рейды. Для данных операций используется обычный общественный транспорт, не привлекающий внимание, который вместе с сотрудниками полиции посещает предполагаемые места скопления проституток, подбирая и доставляя их в участок для разбирательства.

Источником информации о предполагаемых женщинах лёгкого поведения могут стать заявления соседей, информация от конкурирующих с ними притонов или лиц, так же вовлечённых в данный род деятельности, непосредственных клиентов, сообщения, поступающие от администрации гостиниц, общежитий и т.д. Безусловно, любое такое заявление необходимо проверить на достоверность и уже на основе этого приниматься соответствующие меры.

Совместно с предупредительно-профилактическими действиями в данной проблеме используются и правовые санкции. В России занятие деятельностью, имеющей отношение к проституции, влечёт за собой предупреждение или штраф, данные меры предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях4. Так же предусмотрено дополнительное взыскание штрафа за продолжение данных действий в течение года, в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

Лица, попавшие на вооружение сотрудников полиции, и понёсшие административное наказание, в порядке, предусмотренном законодательством, отправляются на медицинское обследование, для выявления и, при необходимости, лечения венерических заболеваний. Данные, составленные на лиц, занимающихся проституцией, предоставляются комиссии при органах местного самоуправления.

За последние 13 лет в Государственную Думу РФ было предложено 12 законопроектов, касающихся проституции, но всего один из них в настоящий момент находится на рассмотрении – «О признании утратившей силу статьи 6.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и внесении изменений в статью 241 Уголовного кодекса РФ»5, который выступает за увеличение размера штрафных санкций до 500 тыс. руб. в отношении людей, содержащих притоны, а так же предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Все остальные предложенные в Государственной Думе законопроекты находятся в архиве. Причем по своему содержанию все законопроекты направлены на ужесточение штрафов и уголовной ответственности за занятие проституцией, её организацией и получения прибыли за оказание сексуальных услуг. Исключение составляет всего один законопроект, направленный на легализацию в России проституции – «О регулировании платных услуг сексуального характера»6, который был, выдвинут в 2003 году депутатом Государственной Думы А.Ю. Вульфом и предполагающий признание за гражданами РФ права на предоставление и оказание сексуальных услуг, при условии, что государством будет оказываться необходимый контроль.На основании неоднородности данных законопроектов и расхождения взглядов депутатов Государственной Думы в вопросе о легализации проституции в нашей стране, автором был проведён анонимный социальный опрос, целью которого было выявить отношение населения к регуляции проституции в мире и в России. Социальный опрос проводился в городе Новошахтинске с 14 декабря по 18 декабря 2013 года, было опрошено 100 респондентов разных половозрастных категорий.

Проведённый опрос показал, что подавляющее большинство горожан (89%) считают, что занятие проституцией – это «получать денежную плату за сексуальные услуги», так же 9% опрошенных респондентов подразумевают под проституцией - «оказание услуг сексуального характера за подарки различного рода», совсем небольшое число человек (всего 2%) считают, что так же проституцией является заключение брака по расчёту.

Интересным является тот факт, что в целом, населения поделилось почти поровну в вопросе отношения к легализации проституции в мире, что свидетельствует об очень большой остроте данной проблемы. Из всего числа респондентов 51% - поддерживает легализацию проституции в мире, и, следовательно, 49% - за запрет проституции во всем мире.

Причём особое внимание необходимо уделить половому признаку в данном вопросе. Из количества опрошенных мужчин 93% придерживаются позиции, поддерживающей легализацию проституции в мире. Женщины же наоборот, относятся к данному феномену явно негативно и подавляющее большинство – 79% - считают, что необходимо запретить проституцию.

В вопросе о возможной легализации проституции в нашей стране, специфика ответов немного меняется, наблюдается заметный спад в ответах, поддерживающих легализацию, количество мужчин, придерживающихся данной точки зрения, уменьшается до 88%, так же, как и количество женщин, число которых уменьшилось от 21% до 12%.

Из проведённого опроса можно сделать вывод, что если выносить решение вопроса о легализации проституции на референдум, то проституция не будет легализована в нашей стране, если же поднимать сейчас этот вопрос в Государственной Думе, то проституция будет легализована, так как играет большую роль подавляющее большинство мужчин.Возможен так же третий вариант решения данной проблемы – частичная легализация проституции в России. Данные опроса показывают, что население не считает проституцией оказание услуг сексуального характера за подарки различного рода, являющееся одной из форм проституции, что указывает на приемлемость данного поведения. На легализацию в нашей стране проституции могут повлиять такие факторы, как: - сильный лидер, способный настоять на данном вопросе;- вступление России в Евро Союз, учитывая тенденции европейских стран;- будущее состояние экономики России, возможность, при легализации, обложения налогом данной профессии. Если же Россия сохранит свою самобытность, то вероятно в нашей стране проституция так и останется нелегальной деятельностью.Исходя их вышеобозначенного, следует, что:

- проституция является не только правовой и медицинской проблемой, но и социальной. Для решения данной проблемы необходимы комплексные меры, необходимо объединения усилий на всех уровнях: семьи, школы, общественных организаций и государственных органов.7

- явление проституции оскорбляет общественную нравственность, но, несмотря на все её негативные стороны, данный вид деятельности практически неистребим.

- населения поделилось почти поровну в вопросе отношения к легализации проституции в мире, что свидетельствует об очень большой остроте данной проблемы.

- существует ряд факторов, способных повлиять на легализацию проституции в нашей стране: сильный лидер, вступление России в Евро Союз, будущее состояние экономики России.

1 Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами [Принята резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 года] [Электронный ресурс]// Официальный сайт Центральных учреждений ООН. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/trafficking_suppression.shtml

2 Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами [Принята резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 года] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центральных учреждений ООН. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/trafficking_suppression.shtml

3 Предупреждение и пресечение проституции [Электронный ресурс] – URL: http://evcppk.ru/administrativnaya-deyatelnost-ovd/1748-preduprezhdenie-i-presechenie-prostitucii.html

4 Российская Федерация. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/

5 Российская Федерация. Законопроект № 537591-5.О признании утратившей силу статьи 6.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и внесении изменений в статью 241 Уголовного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] – 2011. – 26 апреля. – URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=537591-5&02

6 Российская Федерация. Законопроект № 403261-3. О регулировании платных услуг сексуального характера [Электронный ресурс] – 2003. – 15 декабря. – URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=403261-3&

7 Коренёв. А. П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. [Текст] / А.П. Коренёв. // МЮИ МВД России. «Щит-М» // 1997 – С.73

Просмотров работы: 1709