Никакое общество не может пропорционально развиваться, продвигаясь к более развитому состоянию, если в нем низведена роль женщины и несбалансированно соотношение комплементарных начал - мужского и женского, так как положение женщин выявляет реальную степень просвещённости той или иной социальной (религиозной) общности и отражает степень преданности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Сегодня мы можем увидеть, что большое количество женщины любознательны и обладают ясным умом, а также исключительно деловыми и нравственными качествами, тогда как немногие современные мужчины, наоборот, падают до самого жалкого состояния.
Вопрос о том, может ли женщина вровень с мужчиной занимать высокие посты, работать на высоких должностях в политической деятельности является вечным. Казалось бы, в наши дни для этого нет никаких видимых препятствий, но только немногие женщины решаются податься в политику или стать директором корпораций, холдингов. Не смотря ни на что, такие женщины есть и они сильны, трудолюбивы, пробивающиеся к самой вершине, но в тоже время женственные, ласковые, обаятельные и привлекательные.
В истории существовали примеры принижения женщин. В доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. А арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим “божествам”, либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание.
В Римской республике законы отстраняли женщин от участия в делахгосударства, но все же хорошо ориентировались в политике, о многом узнавали от своих мужей или отцов. Известны случаи, когда они даже помогали своим родным или знакомым, вмешиваясь в государственные дела
В средние века положение женщины было самое незавидное. У них не было никаких прав, кроме права родить ребёнка
Несмотря на все эти неравенства, женщины продолжали стремиться к равноправию. Но, на мировой арене первый шаг к этому был сделан 18 декабря 1979 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – GEDAW. 165 государств обязаны в соответствии с международным правом обеспечивать равенство между мужчинами и женщинами в общественной, культурной, экономической, политической и социальной сферах.
Эволюция гендерных отношений прошла в своем развитии следующие этапы:
- матриархат (примитивная экономика);
-патриархальность (доиндустриальные способы производства предмодернизационная эпоха);
- патриархат (индустриальная экономика, эпоха модерна).
- постиндустриализм (постмодернизм).
Традиционными называют разные аспекты гендерных отношений, в которых существует неравенство по признаку пола (те или иные признаки патриархата). Им противопоставляют эгалитарные, партнерские, переговорные и пр. отношения.
Гендерные отношения в плановой и рыночной экономиках очень разнообразны, так как охватывают в своем развитии три последних этапа.
Матриархат— форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежит женщине, матери. Матриархат — общество, где доминируют женщины. Наибольшее развитие матриархат получил в раннеземледельческих обществах . Мотыжное, "огородническое" земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин. Типичным примером матриархального раннеземледельческого общества может служить трипольская культура. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Матриархатом иногда ошибочно называют форму правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины. Открытие, описание и анализ власти женщин связаны с именами учёных Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофена и Л. Г. Моргана. Синонимы термина матриархат: гинекократия (Лафито), гинеократия, материнское право (Бахофен). По мнению некоторых современных консерваторов, многие государства Европы, к примеру, Германия, Англия по своей законадательной сущности «матриархальные» государства, что вынуждает мужчин отказываться от детей, так как детей всегда могут навсегда отобрать, как у Каррьер, Матьё , что приводит к вырождению коренного населения.
По классическим определениям Х.Хартманн, патриархат – это система социальных отношений, которые имеют материальную базу и в рамках которой между мужчинами существуют иерархические отношения и солидарность, позволяющие им осуществлять контроль над женщинами. Патриархат, таким образом, есть система угнетения женщин мужчинами.
Те, кто рассматривает капитализм и патриархат как две самостоятельные системы социального контроля, как правило, различают их в соответствии с гипотезой, что капиталисты как класс извлекают выгоду из капитализма, в то время как мужчины как род (в гендерной ипостаси) выгоду получают из патриархата (теория «двойственной системы»). В этой теории патриархат представляет собой внеисторический теоретический конструкт.
Большинство исследователей признает, что в советское время произошла радикальная модернизация гендерного порядка. Однако советский режим не полностью и не везде разрушил патриархальное устройство гендерных отношений, хотя и стремился заменить его этакратическим, подчинив граждан по признаку пола производственным и воспроизводственным нуждам государства. Расширенные семьи, вертикальные поколенческие и гендерные иерархии, горизонтальные соседско-родственные связи, несмотря на значительную модернизацию, сохраняли во многих советских республиках свою значимость, и продолжают влиять и в настоящее время на строительство постсоветских национальных государств. Гендерные отношения советского периода описываются как модернизированные или эгалитарные в публичной сфере и традиционные в приватно-семейной сфере.
Цель данного исследования проследить участие женщин в политической деятельности в России.
Перед нами стоит следующая практические задачи: изучить степень участия женщин в избирательных компаниях в России.
И также, нами было выдвинуто гипотеза: доля женщин в избирательных компаниях в России составляет около 10% от общего числа кандидатов.
В ходе данного исследования мы получили материалы, наиболее достоверно подтверждающие гипотезу (таблица 1):
Таблица 1 Доля женщин от общего количества выдвигаемых кандидатов
Название партии, блока |
Выдвигалось кандидатов |
|
Всего |
Женщин |
|
За Русь Святую |
24 |
2 |
Аграрная Партия России |
77 |
6 |
«Российская партия пенсионеров и партия социальной справедливости» |
60 |
11 |
Избирательный блок «Великая Россия - Евразийский Союз» |
81 |
8 |
Единение |
59 |
8 |
Единая Россия |
144 |
15 |
Избирательный блок «Партия возрождения России - Российская партия жизни» |
124 |
12 |
Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные» |
17 |
3 |
Политическая партия «Истинные патриоты России» |
30 |
3 |
КПРФ |
172 |
19 |
Политическая партия «Народно-республиканская партия России» (НРПР) |
6 |
1 |
Политическая партия «Партия Мира и Единства» |
50 |
11 |
Политическая партия «Российская Конституционно-демократическая партия» |
6 |
1 |
Избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) |
50 |
4 |
СПС |
118 |
13 |
Яблоко |
115 |
16 |
По одномандатным округам от Единой России прошло 10 женщин, при этом ещё три женщины, не входящие в список кандидатов, выдвинутых этой партией по одномандатным округам, пользовались в процессе предвыборной борьбы поддержкой партии и впоследствии вошли во фракцию «Единая Россия». От КПРФ по одномандатным округам одержали победу на выборах 2 женщины и пять женщин самостоятельно выиграли выборы, как независимые кандидаты.
Таким образом, в Государственной Думе четвёртого созыва работало 44 женщины (10% от общего числа депутатов), что превышает количество женщин в Думе третьего созыва (7,4% от общего числа депутатов). В руководстве Государственной Думы 4-го созыва соотношение мужчин и женщин почти не изменилось относительно Думы 3-го созыва: одна женщина - Первый заместитель Председателя Государственной Думы, четыре комитета Государственной Думы возглавляли женщины: Комитет по охране здоровья; Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи; Комитет по природным ресурсам и природопользованию; Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока. Несомненно, что если бы партии более точно следовали российскому законодательству о выборах, женщин-депутатов было бы значительно больше.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: представительство женщин-кандидатов от политических партий колеблется в среднем от 10% до 20%, что несомненно говорит о низкой политической активности женщин, а так же о том, что общество не всегда видит в женщине серьезного политического деятеля, наделенного всем тем набором качеств, так необходимых для успешной политической карьере, требующей максимально концентрации, хладнокровности и полной отдачи себя своему делу.