ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА

Беккер А.А. 1, Парфенов А.Ю. 1, Штоп Д.А. 1, Скорых Н.Н. 1
1Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Располагая на своей территории широчайшим перечнем объектов относящихся к категории особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты), Краснодарский край имеет одновременно и ряд существенных проблем, связанных с сохранением и использованием части из них. Возникающие проблемы касаются в большей степени сохранения государственных природных заповедников и национального парка, расположенных в крае.

На территории, в том числе и Краснодарского края, располагается второй по величине в Европе, самый большой по территории и старейший на Западном Кавказе Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х. Г. Шапошникова. Вообще же Кавказский заповедник расположен в пределах трех субъектов Российской Федерации – Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики и Краснодарского края. Кавказский заповедник, являясь не только уникальной территорией для России, имеет и международное эталонное значение, что подтверждается присвоением ему в 1979 году решением ЮНЕСКО статуса биосферного заповедника и включением в 1999 году его территории в список Всемирного наследия.

Не менее привлекателен по своим природно-геологическим характеристикам и еще один совсем молодой заповедник, расположенный в Краснодарском крае - государственный природный заповедник «Утриш».

Один из 43 национальных парков Российской Федерации, территория которого характеризуется исключительным богатством биологического и ландшафтного разнообразия, располагается в Краснодарском крае – Сочинский национальный парк.

Основной проблемой в вопросе использования и сохранения данных объектов как особо охраняемых природных территорий на сегодняшний день является посягательство на целостность данных территорий, нарушение их границ и изменение законодательно закрепленного и гарантируемого особого статуса части земель, расположенных в пределах заповедников и парка.

Так, несмотря на законодательно закрепленные ограничения (Статья 33. Государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ), в связи с развитием горноклиматического курорта «Красная Поляна» была предусмотрена официальная, строго легитимная передача в аренду участков Сочинского национального парка под объекты инфраструктуры горнолыжного спорта. Давно обсуждаемая идея создания на данной территории горнолыжного комплекса мирового масштаба нашла свое воплощение в 2003 году, когда Распоряжением Правительства Российской Федерации №238-р от 27.02.2003 были определены земельные участки Сочинского национального парка, которые отныне могли быть переданы в аренду для создания туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная Поляна». Тогда же согласно описанию границ этих участков к ним, наряду с землями Сочинского национального парка, отнесен и участок (часть урочища «хребет Псехако»), расположенный на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х. Г. Шапошникова.

Территория государственного природного заповедника «Утриш», долгое время существовавшего без официально присвоенного ему статуса особо охраняемой территории, уже после его присвоения, подвергалась попыткам изменения статуса части земель заповедника. Несмотря на многочисленные попытки экологических активистов сохранения целостности территории заповедника, в 2011 году в соответствии с новой редакцией Приказа Минприроды РФ от 03.03.2011 №145 «Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике «Утриш» территория заповедника разбивается на несколько участков и вообще исключает из его состава ряд территорий.

В настоящее время довольно часто возникает конфликт интересов при использовании территорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям. Удивительным парадоксом в данном случае является тот факт, что конфликт этот возникает не всегда между обществом и бизнесом или государством и бизнесом, когда зачастую предмет конфликта понятен: общество или государство отстаивают интересы всего общества, а бизнес представляет понятный и корыстный интерес «простой наживы». В отношении сохранения и использования особо охраняемых природных территорий порой возникает конфликт и внутри интересов самого государства, относительно того как использовать и развивать подобные рекреационные ресурсы. С одной стороны, это использование государственных природных заповедников и национальных парков в соответствии с законодательно установленными целями их использования, а с другой стороны, возможность создания на их территории туристических кластеров и комплексов, также способствующих развитию рекреационных ресурсов и сферы туризма в целом.

Так, в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 в г. Сочи возведены спортивные сооружения, которые планируется впоследствии использовать в рамках горноклиматического курорта, разбитые на два кластера:

  • Горный кластер (в районе пгт Красная Поляна),

  • Прибрежный кластер («Олимпийский парк»).

Именно с ними и связаны основные проблемы сохранения уникальности биосферного заповедника и последующего влияния на него олимпийской инфраструктуры. Только на первый взгляд и по отчётам кажется, что этот проект выполнен без сучка и задоринки - и ущерб природе минимальный, и компенсационные, природоохранные мероприятия выполняются. Но учёные не скрывают, что основные эрозионные процессы начинаются спустя 5-6 лет: деревья в олимпийском районе вырубают, а их корневая система остаётся в почве и наполняется водой. Так искусственно провоцируются губительные селевые потоки. И уже 24 января 2013 года в районе Красной поляны наблюдался сход таких потоков, вызванный нарушением баланса окружающей среды, связанным с возведением олимпийских объектов.

Однако в рамках Х Всемирной конференции по спорту и окружающей среде, проходившей в Сочи 30 октября-1ноября 2013 г. ответственные чиновники заявили, что благодаря реализации программы строительства олимпийских объектов появился ряд проектов, разработанных Минприроды России для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской выделил программы по внедрению системы комплексного экологического мониторинга сочинского региона, увеличения территории Сочинского национального парка на 10% и увеличение площади со строгим режимом охраны в пять раз, а также создание питомника для выращивания редких и исчезающих видов эндемиков – деревьев и кустарников. Хотя по его же признанию на восстановление ландшафтов и берегов реки Мзымта в Сочи потребуется не менее 10 лет после Олимпиады.

Несмотря на внедрение «зеленых стандартов» строительства олимпийских объектов, никто точно не может сказать сколько «краснокнижных» растений в ходе него было уничтожено, и как изменилась естественная заповедная среда обитания реликтовых видов растений и животных, как, например, тур кавказский, тис колхидский, самшит. Восстановить популяции редких и исчезающих видов намного сложнее, чем построить культурно-спортивный объект, а иногда и невозможно. Не зря даже по стандартам финансовой отчетности природные объекты относятся к непроизведенным активам, т.е. невоспроизводимым человеком. Именно поэтому государство не должно идти на компромиссы, когда дело касается строгого соблюдения главной цели использования особо охраняемых природных территорий – заповедников и национальных парков - сохранения генетического фонда растений и животных, уникальных экосистем и объектов.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ.
  2. Закон Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» от 31 декабря 2003 года № 656-КЗ.
  3. Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л. Государственные природные заповедники и национальные парки России: Угрозы, неудачи, упущенные возможности. – Москва: Гринпис России, 2004.
  1. Носковец: заявления о решении экологических проблем олимпийского Сочи не соответствуют действительности: URLhttp://www.kavkaz-uzel.ru/articles/232770/
  2. Олимпиада-2014: спортивные объекты в Сочи: URL http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/221252/
  3. Решетникова Е., Балиев А. Сочи лихорадит: URL http://www.stoletie.ru/obschestvo/sochi_lihoradit_2010-08-31.htm

  4. Официальный сайт Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова: URLhttp://www.minsport.gov.ru/
  5. Официальный сайт ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш»: URL http://utrishgpz.ru/

  6. Официальный сайт Сочинского национального парка: URL http://sochinp.ru/category/news/

Просмотров работы: 1339