Конфликты встречаются во всех видах деятельности людей и часто относятся к числу немаловажных и взбудораживающих событий человеческой жизни. Конфликты – как показал ещё Дарвин – необходимый и важный элемент жизни. Но их последствия в большинстве случаев плачевны: истерики, самоубийства, гибель людей, депрессии. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Наблюдения выявляют, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за специфики человеческой психики и потому, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.[ Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М.: РАН, 1993.].
Сегодня конфликт – повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят эти проверки. Не умея правильно ориентироваться в конфликтной ситуации, многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют друзей и понимание, а также время, которое могли бы потратить не на ссоры, споры, неприятное выяснение отношений, а на плодотворною совместную деятельность.
Социальная успешность общества на разных уровнях его организации влияет на выявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков с лидерским типом личности, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Отсутствие социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.
В этой связи актуальна проблема усвоения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Являясь переломным моментом в формировании социальной компетентности, данный период направлен на улучшение материальных условий жизни, для формирования моделей поведения в конфликтных ситуациях.
Подростковый период по продолжительности превосходит все предыдущие периоды развития, здесь наиболее ярко проявляется эффект взросления – взятие «на себя полноценного исполнения социальной роли».
Д.Б. Эльконин выделяет это центральным новообразованием подростков, т.е. представление о себе как «не о ребенке»; у подроста еще нет чувства подлинной взрослости, зато есть потребность в признании его взрослости окружающими. Стремление быть и считаться взрослым – психологический критерий начала подросткового возраста.
У подростков интерес к знаниям и интересам в основном определяется возможностью обширного общения с ровесниками.
В подростковом возрасте происходит становление разнообразных по степени близости отношений, которые подростками легко различаются: могут быть друзья, близкие товарищи, личный друг, люди в коллективе которых подросток чувствует себя лидером. Общение с ними все сильнее выходит за пределы учебной деятельности и школы, охватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и наиболее важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разными событиями и случаями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в общем и составляет жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой тратит много времени и душевных сил.
Общение с товарищами становится для подростка очень ценностным, причем нередко столь ценным, что отодвигает на второй план учёбу, уменьшает привлекательность общения с родными Для подростка общение с ровесниками выделяются в сферу его личных отношений, в которых он принимает решения самостоятельно. Он думает, что имеет право на это, отстаивает свое право, и именно это неправильное вмешательство родителей и взрослых вызывает обиду и протест.
Самая неприятная для подростка ситуация - искренняя недооценка и осуждение коллективом, товарищами, нежелание общаться, а самое тяжелое - открытый или негласный протест против него. Переживание одиночества угнетающе и эмоционально тягостно для подростка.
Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за требований на лидерство в малых группах. Межличностные конфликты могут образоваться между сформировавшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом малой группы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может номинировать себя на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут вовлекать в конфликты своих единомышленников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками ликвидируются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.[Н.В. Гришина. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.]
Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, презентации превосходства над другими.
Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть представление другим собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и фантазиях. [Сергоманов П.А., Васильева Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте// Журнал практического психолога, №3, 2004.]
Межличностный конфликт в подростковом возрасте может быть рассмотрен как ситуация напряженного личностного развития, связанного с перестройкой познаваемых образований, динамикой мотивов, ценностей и нести как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка.
В связи с этим можно выявить несколько положительных сторон конфликтов:
конфликт ускоряет процесс самосознания
приводит к объединению единомышленников
приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами
под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей
Конфликты подростков среди лидерских типов личности нельзя решить просто так, ведь всё равно останется чувство соперничества и чувство превосходства над другим.
В ходе работы над статьей были выявлены следующие рекомендации родителям и руководителям, для разрешения конфликтов:
Объективно оценивать труд своих подчиненных.
не создавать условия соперничества
Эффективно использовать метод убеждения
направлять инициативу каждого подростка в нужном направлении
не ущемлять идеи подростков
Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
[Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. IV.]
И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов и родителей должно стать не только наличие конфликтов, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.