Миграционная сфера в Российской Федерации регламентируется сотнями нормативно-правовых национальных и международных актов различной юридической силы. Общепринятые нормы и принципы международного права - составная часть правовой системы России. Статья 17 Конституции Российской Федерации определяет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, следуя общепризнанным принципам и нормам международного права1. Это минимальные стандарты, разработкой которых занимались компетентные международные органы; они направлены на защиту трудовых прав граждан, не взирая на принадлежность трудящегося к тому или иному государству. Однако существуют и дополнительные международные акты, которые регулируют трудовые вопросы мигрантов:
- Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Это Соглашение было заключено между Беларусью, Казахстаном и Россией, и подписано 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге2.
Положения данного Соглашения значительно упростили порядок пребывания и реализации трудовой деятельности мигрантов на территории Белоруссии, Казахстана и России, являющихся гражданами одного из данных государств, которые законно находятся и осуществляют свою трудовую деятельность в пределах другого государства. Например, Соглашение предоставляет следующие преференции:
- работодатель государства трудоустройства получает право нанимать трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения;
- трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность в государствах Сторон, не учитывая установленные квоты и не получая разрешение на работу;
- трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождены от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;
- срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи равен сроку действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;
- трудящемуся-мигранту предоставлено право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, даже с другим работодателем в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством государства трудоустройства, в случае, если было произведено досрочное расторжение трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.
Федеральный закон «О беженцах»3. В данном Федеральном законе определены основания и порядок признания лица беженцем, установлены социальные, правовые и экономические гарантии по защите прав и свобод беженцев, которые соответствуют Конституции Российской Федерации, принципам и нормам общепринятого права и международным договорам Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из данного Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»4. В этом Законе определен статус вынужденных переселенцев, установлены социальные, экономические и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»5. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в России является формой государственного регулирования миграционных процессов. Миграционный учет направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения прав всех тех, кто на законных основаниях находится в Российской Федерации, на свободное передвижение, а также выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности.
Федеральная миграционная служба России (далее - ФМС) – это федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России находится под ведомством Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основные задачи ФМС России:
1) реализация общей стратегии государственной политики в данной сфере деятельности;
2) регистрация и учет места пребывания и места жительства граждан Российской Федерации в пределах государственных границ Российской Федерации и контроль за тем, чтобы граждане и должностные лица соблюдали правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
3) работа по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства документов, необходимых для законного въезда на территорию нашей страны, проживания и временного пребывания в России;
4) контроль за соблюдением установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
5) разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
8) социальная помощь мигрантам.
Социальная помощь – это государственная и общественная забота о гражданах, которые нуждаются в помощи, в связи с состоянием здоровья, возрастом, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальное обеспечение, социальная защита) осуществляется в виде пособий, пенсий, обслуживания больных и престарелых, предоставления материальной помощи, заботы о детях. Твердо гарантированная система материального обеспечения нетрудоспособных называются социальным страхованием. Главный принцип всех систем социальной помощи – необходимость заботиться о тех, кто не может сам о себе позаботиться. Социальная защита, оказание той или иной помощи отдельным людям или социальным группам имеет определенную цель - гармонизация отношений в обществе.
Социальная помощь беженцам и мигрантам - различные формы содействия и поддержки, которые оказываются социальными службами государственных и негосударственных структур. По содержанию эта помощь бывает материальной, правовой, педагогической, психологической, медико-санитарной, профориентационной, информационно-просветительской.
В настоящее время органы социальной защиты населения ведут разностороннюю работу с мигрантами. Социальные работники помогают всем обратившимся к ним людям решить их личные социальные, экономические, правовые и другие проблемы, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
Социальная работа с мигрантами бывает двух видов:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
В территории России реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Основные цели и принципы программы:
- Помощь при добровольном переселении соотечественников, проживающим за рубежом, в Российскую Федерацию, что является одной из приоритетных задач совершенствования миграционной политики Российской Федерации.
- Соотечественники, которые воспитывались в традициях российской культуры, которые владеют русским языком, имеют больше шансов успешно адаптироваться и включиться в систему позитивных социальных связей российского сообщества.
- Государственная программа способствует социально-экономическому развитию России, а это невозможно без решительного изменения демографической ситуации, которая характеризуется в настоящее время оттоком населения из стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста6.
Кроме того, в России действуют внутренние нормы, которые разрабатываются и принимаются самостоятельно в пределах государственной юрисдикции, исходя из собственных интересов. Эти нормы отражаются во внутренних законодательных актах РФ. Как отмечают эксперты, органы власти в процессе законотворчества миграционного законодательства отдают преимущество точечным ударам, то есть решают отдельные, наиболее острые с их точки зрения вопросы, но не обозревают сложившуюся ситуацию в целом. Они вносят многочисленные изменения в уже существующие законы.
На разных этапах миграции возникают проблемы, которые так или иначе связаны с социальной защитой мигрантов. Также они могут возникнуть во время пребывания, проживания и трудоустройства мигранта на территории России. Например, трудности, которые связаны с нарушением прав, могут возникнуть при въезде и выезде из России, во время поиска мигрантом принимающей стороны для оформления уведомления о прибытии, легальном поиске жилья и работы, оформлении разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, доступа к медицинским и образовательным учреждениям и т.д. Это положение дел глубоко укоренило в сознании всех субъектов миграционного процесса правовой нигилизм, на устранение которого потребуются многие десятилетия.
Сложности, которые возникают при реализации мигрантами своих прав и интересов, имеют целый ряд причин, среди которых можно выделить правовую неграмотность, отсутствие представления о законодательстве РФ у мигрантов, языковой барьер, злоупотребление представителями органов исполнительной власти своими полномочиями, функционирование многочисленных незаконных посредников и т. д.
Таким образом, организационно-правовые формы социальной защиты мигрантов зависят от статуса и могут быть в виде:
- денежных выплат (единовременных и ежемесячных);
- натуральной помощи (выдачи одежды, продуктов питания);
- предоставления временного жилья;
- медицинского и пенсионного страхования;
-предоставления возможности трудоустроится и получить образование;
- социально-культурной адаптации.
Например, лицо, признанное беженцем7, а вместе с ним и члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг квалифицированного переводчика;
2) помощь во время оформления документов, необходимых для въезда в Российскую Федерацию;
3) питание и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения;
4) обеспечение безопасности и охрану в центрах временного размещения;
5) использование жилых помещений из фонда жилья для временного поселения;
6) качественную медицинскую и лекарственную помощь наравне со всеми гражданами Российской Федерации;
7) профессиональную подготовку или на трудоустройство наравне с гражданами Российской Федерации;
8) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации;
9) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации;
10) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации.
Так, лицо, признанное вынужденным переселенцем8, имеет следующие права:
1) право пользоваться услугами опытного переводчика;
2) право на предоставление места в центре временного размещения
3) право на проезд в указанный центр временного размещения и провоз багажа;
4) право на единовременное денежное пособие;
5) право на питание, медицинскую помощь, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или трудоустройство;
6) право на получение информации о своих правах и обязанностях в рамках законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.
Статья 62 Конституции Российской Федерации гласит : «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»9.
1 Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации (1993 г.) - Москва: Юридическая литература, 2009. - С. 6
2 Российская Федерация, Законы, О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей: федеральный закон: [от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ] – URL: http://www.consultant.ru/law/review/1097131.html
3 Российская Федерация, Законы, О беженцах: федеральный закон: [от 19.02.1993 г. № 4528-1 (в ред. от 30.12.2012)] – URL: http://www.consultant.ru/search
4 Российская Федерация, Законы, О вынужденных переселенцах: федеральный закон: [от 19.02.1993 г. № 4530-1 (в ред. от 01.07.2011)] – URL: http://www.consultant.ru/search
5 Российская Федерация, Законы, О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федеральный закон: [от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 28.07.2012)] – URL: http://www.consultant.ru/search
6 Российская Федерация, Указы, О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента: [от 15 сентября 2012 года № 1289] – URL: http://www.referent.ru/1/203791
7 Российская Федерация, Законы, О беженцах: федеральный закон: [от 19.02.1993 г. № 4528-1 (в ред. от 30.12.2012)] – URL: http://www.consultant.ru/search
8 Российская Федерация, Законы, О вынужденных переселенцах: федеральный закон: [от 19.02.1993 г. № 4530-1 (в ред. от 01.07.2011)] – URL: http://www.consultant.ru/search
9 Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации (1993 г.) - Москва: Юридическая литература, 2009.- Стр.10