СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Свиренко А.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена, большим интересом к исследовательскому предмету в современной науке и ее недостаточной разработанностью.

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.

Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение дальнесрочных и ближайших программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает важное место как высокотехнологичный метод научного предвидения и анализа.

Главную роль в деятельности социальных сфер играют технологии социального проектирования и прогностических исследований, задачи которых состоят в выработке социальных проблем, организационных моделей решений координация механизмов и их реализации. Сочетание гибкости и определенности таких технологий, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность и развития.

В современных условиях политической, экономической, социальной нестабильность особенно важно умение прогнозировать и предвидеть будущее, для того чтобы оказывать позитивное влияние на процессы, происходящие в различных областях социальной сферы, своевременно предотвращать их отрицательные проявления. Этот вопрос особенно актуален для российского общества, продолжающего переживать острый духовно – нравственный и социально – экономический кризис.

Отличительной чертой современной общественной системы является планирование социально-экономического развития и государственное прогнозирование.

Социально-экономическое прогнозирование помогает выявить области, проблемы, которые требуют активного государственного воздействия.

На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы политической и социально-экономической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть проектируемой и прогнозируемой на этапе внедрения, становления, и развития. Прогнозирование занимает главное место как высокотехнологичный метод предвидения и научного анализа. Социальное проектирование - как процесс управления, так как социальное проектирование - это разработка социальных предложений, социальных программ и проектов, обработка техники, методики и технологии конкретных форм социальной работы.

Цель исследовательской работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования в социальной среде.

Задачи работы:

- определить понятие и специфику прогноза в социальной среде;

- выявить технологии социального прогнозирования.

Объектом исследования является система реализации социального прогнозирования в социальной среде. Предметом - частные вопросы системы социального прогнозирования в социальной среде.

В современных условиях умение прогнозировать, проектировать и предвидеть будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

  1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДВИДЕНИЯ.

  1.  
    1. Социальное предвидение и прогнозирование

Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

Прогнозирование как одна из форм предвидения в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. В тех областях, где отношения между явлениями обусловлены неуправляемыми причинными связями, прогнозирование превращается в безусловное предсказание. Таким образом, имеет место приспособление действий к ожидаемым состояниям объекта. В тех случаях, когда объект прогнозирования характеризуется сложными связями и отношениями, необходимо учитывать феномен обратной связи.

Обратная связь в данном процессе выступает воздействием результатов процесса на его протекание. Различают положительную и отрицательную обратную связь. Если результаты процесса усиливают его. то обратная связь является положительной. Когда результаты процесса ослабляют его действие, то имеет место отрицательная обратная связь. Отрицательная обратная связь стабилизирует протекание процессов. Положительная обратная связь, напротив, обычно приводит к ускоренному развитию процессов.

Обратная связь приводит к осуществлению или саморазрушению прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию возможной угрозы. Это говорит о том, что при прогнозировании в сложных системах обратная связь выступает как передача информации о протекании процесса, на основе которой вырабатывается то или иное управляющее решение.

Обычно прогнозирование связывается с основными способами, которые выражают способность предсказать состояния и качества объекта. Это экспертный метод, экстраполяция, моделирование и экспертиза, метод Дельфи, морфологический синтез, прогнозные сценарии, прогнозные графы.

1.2 Теория и практика прогнозирования

Теория и практика прогнозирования отличается универсальностью терминов, их несводимостью к понятиям и терминам конкретных областей из различных отраслей знания. С другой стороны, при совершенствовании понятийного аппарата социальная прогностика не может игнорировать те отрасли знания, которые исторически сложились, развивались и часто выполняли свою прогностическую функцию. Надо полагать, что истина где-то посередине: необходимо развивать понятийный аппарат прогностики и учитывать те понятия и термины, которые сложились в конкретных областях знания. Это направление дальнейшего развития представляется наиболее вероятным. Бесспорно то, что при наличии дилеммы, порожденной действием двух тенденций в использовании прогностической терминологии, выбор в социологии осуществляется в зависимости от решаемых задач.

Обобщая сказанное, можно заметить, что социальное прогнозирование-это определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.

Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности Цель прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером. В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Можно сделать вывод, что социальное прогнозирование обладает специфическими методами: сложной экстраполяцией, моделированием, возможностью проведения эксперимента.

2 Методология прогнозирования

Методология прогнозирования - это общая система принципов и результатов человеческой деятельности, процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности. Методология прогнозирования объективно присуща любому руководству, управления в силу органической взаимосвязи между различными сферами общественной жизни, непрерывного усиления взаимодействия между ними.

При проведении прогнозирования необходимо определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо:

- обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями;

- определить главные направления деятельности отрасли региона, организации в зависимости от вида прогнозирования – долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного;

- выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода;

- учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.

Технологии социального прогнозирования относятся к прикладной отрасли науки, они призваны раскрывать научное описание предвидения конкретного способа развития социальных процессов, желательно прогноз иллюстрировать его модельным построением.

Содержание и основные аспекты технологии социального прогнозирования и моделирования в основной своей части определяются ключевыми позициями современных характеристик рассматриваемых понятий.

Внешние показатели социальных прогнозов характеризуются также связями между объектом прогноза и прогнозным фоном. С точки зрения направленности этих связей могут быть выделены три группы внешних показателей:

- входные - что поступает в объект из прогнозного фона;

- выходные – что поступает из объекта в прогнозный фон;

- показатели эффективности функционирования – соотношения между выходными и входными показателями.

Входные и выходные внешние показатели могут быть материальными, энергетическими, информационными, финансовыми и т.д. Показатели эффективности часто носят комплексный характер, т.е. измеряют соотношения между элементарными показателями различной природы.

Под внутренними понимают показатели, характеризующие внутреннюю структуру объекта и его блоков, эффективность выполнения ими своих частных функций и связи этой эффективности с внешними показателями объекта. Внутренние показатели определяют, каким образом, за счет каких организационных, материальных, технологических и других решений достигается необходимый уровень потребительских свойств. Обычно конкретная величина какого-либо потребительского свойства данного объекта может быть получена различными путями.

В номенклатуру прогнозируемых показателей включаются также показатели прогнозного фона. При этом рассматриваются только те показатели, которые характеризуют выбранные элементы прогнозного фона и их влияние на внешние показатели объекта.

Конечно же, опережающее отражение на социальном уровне отличается от уровня биологического.

В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процессов. Все количественные методы, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования – многопланового метода исследования, предлагающего исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Моделирование – специфическое многофункциональное исследование. Его основной научной задачей является воспроизводство на основании сходства с существующим объектом другого, заменяющего его моделью.

Модель - аналог оригинала. Основное условие модели: она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Модель должна обладать основным отличием от оригинала – способностью к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.

Научно-нормативный подход к формированию технологий прогнозирования управления социальной сферой – это далеко не теоретические вопросы науки, он является неотъемлемой составляющей прикладных исследований.

В Центре демографии и экологии разработан новый прогноз изменения численности и структуры населения России до 2100 года1.

Попытка предвидеть демографическое развитие страны на 100 лет вперед может показаться слишком смелой, но она не противоречит мировой практике и не лишена определенных оснований, ибо накопленные к настоящему времени представления о демографических процессах и тенденциях позволяют предвидеть и представлять очень многое. Смысл такого рода перспективных оценок заключается в том, чтобы получить самое общее представление о возможных изменениях демографической ситуации при определенных допущениях, касающихся базовых демографических процессов, таких как рождаемость, смертность и миграции.

Прогноз для России необходим, чтобы проанализировать возможные траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Подобный прогноз можно сравнить с разведкой в глубоком тылу противника накануне неизбежного сражения. Донесение разведчиков не предоставляют исход сражения, но они помогают понять, в каких условиях придется действовать после его начала.

3 Сущность и роль услуг социальной сферы

Закономерностью сервисной экономики является опережающее развитие сферы социальных услуг, характеризующее эффективность функционирования национальной экономики, уровень ее развития. Отрасли сервисной экономики, предоставляющие социальные услуги, составляют социальную инфраструктуру современной экономики. Они оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, социально-экономическое развитие.

Проблема реформирования сферы социальных услуг актуальна для многих стран, прослеживаются четко выраженные тенденции уменьшения масштабов деятельности государства с одновременным повышением ее эффективности, увеличивается доля муниципальных и частных социальных услуг. В ходе реформирования российской экономики решается задача рационализации социальных функций государства, органов местного самоуправления, совершенствуется управление социальной сферой.

В этих условиях возрастает потребность теоретического обоснования направлений развития социальной сферы. Важно правильно определить набор гарантированных государством социальных услуг, обеспечить условия для их обязательного предоставления, установить формы участия регионов и муниципалитетов, что сложно реализовать без осмысления сущности и роли услуг социальной сферы.

Исследованию услуг отдельных отраслей социальной сферы посвящено большое количество работ, вместе с тем недостаточно исследований по общим для всех отраслей, предоставляющих социальные услуги, проблемам, особенностям и закономерностям развития. Проблема формирования и развития человеческого капитала обусловливает необходимость комплексного подхода к развитию сферы социальных услуг, позволяет рассчитывать на получение соответствующего синергического эффекта.

Услуги социальной сферы как блага в зависимости от наличия и степени интенсивности таких свойств, как неисключаемость и несоперничество, делятся на общественные блага — блага, обладающие одновременно свойствами неисключаемости и несоперничества, чистые общественные блага — блага, которые в высокой степени характеризуются обоими свойствами и смешанные общественные блага — те, в которых хотя бы одно из свойств выражено не столь явно.

К социальным услугам относятся такие услуги, которые предназначены для производства и накопления человеческого капитала. Они связаны «с коллективным потреблением, гарантированность которого обеспечивается путем организации их производства посредством перераспределения доходов и ресурсов».

Услуги социального характера выделяют по критерию их оказания государственными или общественными институтами с учетом удовлетворения потребности человека в нормальном, благополучном обществе. Только в таком обществе человек может реализовать свои потребности в развитии культуры и знании, сохранить свое здоровье.

Исходными для социальных услуг выступают потребности населения в образовании, здоровье, культурных ценностях. Современный уровень развития рыночных отношений ориентирует производителя социальных услуг на дифференцированные потребности потребителей, учет специфических пожеланий конкретных потребителей. Сущность социальных услуг, по нашему мнению, сводится к удовлетворению социальных потребностей населения в формировании и развитии человеческого капитала и получении социальной помощи в выполнении функций домохозяйств. Поэтому спорной, на наш взгляд, является классификация потребностей, включающая:

— экономические потребности (потребность в материальных благах, потребность в трудовой самореализации);

— неэкономические потребности (физиологические, духовные, социальные, эмоциональные).

4 Основные направления развития социальной сферы, требующие прогностического подхода

Перешагнув свой десятилетний юбилей, «социальная работа» как научная область и профессиональная деятельность в Российской Федерации развивается по закону «ускорения исторического развития» и в очередной раз подтверждает современность и целесообразность появления ее в российском обществе.

Продолжая совершенствовать технологии социальной работы как неотъемлемый инструментарий социальной политики, общество коррелирует содержательные аспекты управления социальных процессов, пересматривая «ареалы» их распространения.

Сегодня главная роль в реализации социальной политики, в широком понимании ее содержания, принадлежит развитию основных сфер жизнедеятельности общества: образования, здравоохранения, укреплению их материально-технической базы, расширению жилищного строительства, коммунального хозяйства, а также санитарно-культурному комплексу.

Достаточно обоснованно утверждение, что современные подходы реализации социальной политики возможны через индустрию услуг, охватывающую широкий спектр деятельности, куда входят:

- государственное управление на федеральном и местном уровнях, здравоохранение, образование и наука, транспорт и сбыт товаров, включая розничную торговлю;

- профессиональные услуги – бухгалтерские, банковские, юридические и страховые; коммунальные – водоснабжение, газ и электричество;

- индустрия развлечений, включая телевидение, а также гостиничный бизнес, общественное питание и туризм.

Характерная черта сферы услуг заключается в том, что эта отрасль является в целом трудоемкой, т. е. ее нельзя «огульно» механизировать. Поэтому она по сравнению с другими отраслями предоставляет большое количество рабочих мест. Как правило, работа в обслуживании не требует большой физической силы, а потому здесь занято гораздо больше женщин, чем в других отраслях.

К высокому разделу услуг относятся: все виды страхования, международное банковское обслуживание, оптовая торговля и фондовые рынки, высшее образование и государственное управление. Данные виды сервисы охватывают не повседневные нужды людей, а такие области, как экспортно- импортные операции и подготовка квалифицированных кадров.

Сфера услуг существует потому, что на них есть спрос. Спрос на многие услуги удовлетворяется частными компаниями, но существует ряд жизненно важных услуг, предоставления которых должно взять на себя государство или местное самоуправление.

Школьное обучение обеспечивается государством, а во многих странах это относится и к высшему образованию.

В современных условиях в России состояние образования имеет противоречивые тенденции, но в целом обеспеченны конституционные права граждан на этот вид социальных услуг, включая среднее, среднеспециальное, высшее профессиональное и другие виды образования на конкурсной основе; сохранены сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессионально-преподавательского состава, создана сеть негосударственных образовательных учреждений, введены лицензионные и аккредитационные нормативы отрасли. В тоже время развитие образования сдерживается из-за сокращения бюджетного финансирования отрасли.

Специалисты в этой социальной сфере дальнейшее развитие образования прогнозируют по следующим основным направлениям:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование;

- дополнительное образование.

Следующие прогнозы социальной сферы - здравоохранение.

В последние годы его состояние в Российской Федерации характеризуется ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечаются снижение продолжительности жизни, рост показателей общей смертности, снижение уровня рождаемости. Продолжается связанная с ними естественная убыль населения. Происходит также рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями, нарко- и токсикомании. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновения заболеваний, обусловленных ухудшающими условиями жизни. Из-за трудностей с финансированием резко сокращаются профилактические программы.

В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранения, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой, в том числе координирующая и регулирующая роль федеральных органов. Это привело к резкой дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях.

Прогнозы развития отрасли включают проведение ее структурной перестройки с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам России по ниже перечисленным направлениям:

- преобразование в сфере первичной медико-санитарной помощи в целях улучшения качества и повышение эффективности медицинских услуг на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи; оказание медицинской помощи на всех уровнях; снижение потребности в госпитализации и более рациональное использование коечного фонда;

- реформирование скорой медицинской помощи, оказываемой бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно-профилактических учреждениях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; реорганизация стационарной помощи.

Прогнозируется также внедрение санитарно- эпидемиологического надзора, гигиенической экспертизы, мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.

Каждая из отраслей сферы услуг характеризуется специфическими показателями развития, среди них есть представительские показатели, которые позволяют показать деятельность каждой из отраслей сферы обслуживания. В народном образовании- численность учащихся всех направлений; в здравоохранении- число больничных коек; в бытовом обслуживании населения- количество кресел в парикмахерских; в зрелищных видах искусства- число мест в зрительных залах; в жилищном хозяйстве- это размер жилой площади, приходящейся на одного человека; в коммунальном хозяйстве- размер оборудования жилой площади, приходящейся на одного человека.

Развития отраслей услуг в обобщенном виде можно характеризовать показателем ввода основных фондов, на базе которого строится модель прогнозирования в сфере обслуживания.

В планировании перечня услуг учреждений социальной сферы большую роль играют разрабатываемые и утвержденные федеральными и региональными органами нормативы и стандарты.

Немалая роль в финансировании социальных расходов принадлежит регионам.

Самым актуальным, на мой взгляд, в период реформирования общества является вопрос прогнозирования занятости населения.

Потеря работы для человека означает переход в низшую социальную группу по уровню жизни. Невостребованность на рынке труда крайне отрицательно влияет на моральное состояние человека, обостряет криминогенную обстановку в обществе.

Политика государства на рынке труда направлена на обеспечения рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочих мест и рабочей силы, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

Для обеспечения занятости и сохранения кадрового потенциала в случаях, когда сокращение персонала превышает 10% общего количества работающих, на госпредприятиях разрабатываются с участием органов службы занятости социальные планы, предусматривающие меры по защите от безработицы.

Проводится социальная экспертиза федеральных целевых программ и инвестиционных проектов по критерию влияния на создание и сохранения рабочих мест.

Особенностью социальной политики является жесткая взаимосвязь отдельных ее направлений:

- создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и заработной платы, совершенствование трудовых качеств работников;

- прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения;

- развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышения культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры.

Социальная сфера представляет собой устойчивую область деятельности людей по воспроизводству своей жизни, ее основной функцией является «воспроизводство целостной совокупности дифференцированных субъектов в рамках общества как единой социальной системы». Следовательно к социальной сфере относят все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей.

Сфера общественной жизни может быть определена как большая социальная система, охватывающая условия(включая социальную инфраструктуру) и образа жизни членов данного общества и объединяемая социальными отношениями в качестве системообразующего фактора. Роль этой системы в функционировании общества заключается в обеспечении непосредственного удовлетворения жизненных потребностей людей при согласовании их с потребностями и интересами социума в целом, на основе чего обеспечивается воспроизводство социальных субъектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования установлено, что прогнозирование является одиним из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала – охота и собирание, потом – переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле – предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Прогнозирование – социальная теория познания, которая находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, в той или иной мере рассматривающих на разных уровнях – теоретическом, психолого–интуитивном, практическом – исследование проблем близкого и далекого будущего.

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П. Тощенко, «социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным – проектирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация, Законы, О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. № 115-ФЗ от 20.07.1995 (с изм. от 09.07.1999) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7264/

2. Аршинова В.И. Проблемы субъектов социального проектирования и управления. [Текст]: учебное пособие / В.Е. Аршинова, С.Т. Лепского. - М.: 2006. – 585с.

3. Бестужев – Лада И.В. Социальное прогнозирование. [Текст]: учебное пособие / И.В. Бестужев – Лада. – М.: 2008. – 392с.

4. Галченкова И.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы. [Текст]: учебное пособие / И.С. Галченкова. – Смоленск: 2008. – 120с.

5. Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работы. [Текст]: учебное пособие / И.Н. Дашибалова. – ВСГТУ: 2006. – 52с.

6. Курбатов В.И. Социальное проектирование. [Текст]: учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов на Дону: «Феникс», 2007. - 416с.

7. Курбатов В.И. Социальная работа. [Текст]: учебное пособие / В.И. Курбатов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов на Дону: 2007. – 680с.

8. Луков В.A. Социальное проектирование. [Текст]: учебное пособие / В.А. Луков. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета: Флинта, 2008. – 240с.

9. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. [Текст]: учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 608с.

10. Райцин В.Я. Моделирование социальных процессов. [Текст]: учебное пособие / В.Я. Райцин. — М.: Экзамен, 2005. — 189с.

11. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. [Текст]: учебное пособие / В.М Сафронова. – М.: 2010. – 330с.

12. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работы. [Текст]: учебное пособие / В.М. Сафронова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240с.

13. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРФ – М, 2008. – 400с.

1 Прогноз разработан в рамках проекта «Демографическое развитие России в глобальном контексте: анализ и прогноз», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 02-06-80242).


 

Просмотров работы: 17630