РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Дуракова Ю.В. 1, Чеснокова А.В. 1, Бусарина Ю.В. 1
1ВГЛТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкуренция и конкурентоспособность одна из старейших проблем в экономической теории. Еще Адам Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разлагается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества.

Таким образом, главной задачей многих организаций является достижение преимущества над ее прямыми конкурентами.

Целью изучения конкурентной среды является выявление максимального количества факторов , которые могут воздействовать на деятельность организации на рынке.

Конкуренция – основной фактор, который необходимо учитывать компаниям для того, чтобы добиться успеха на рынке. Именно конкуренция определяет, насколько уместна избранная стратегия компании и ее компоненты: инновации, капитал, менеджмент, корпоративная культура и др[1].

Конкурентная стратегия – конкурентное преимущество компании, которое она может достичь на рынке, относительно других конкурентов. Основной смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют удержанию или увеличению компании определенной доли рынка[4].

Целью конкурентной стратегии является подавление конкурентов в предоставлении потребителям тех товаров, которые пользуются большим спросом на рынке.

Приступая к выработке конкурентной стратегии необходимо определить привлекательность отрасли , к которой относится данная компания, и какие факторы определяют конкурентное положение и стратегию компании на рынке сбыта.

Выбрав плохую конкурентную стратегию и, находясь в благоприятной отрасли, компания может не иметь прибыли и, наоборот,находясь в неблагоприятной отрасли она может иметь большую прибыль,выбрав эффективную стратегию.

Конкурентное преимущество возрастает с превышением потребительской ценности, которую компания может создать для покупателей своей продукции, над затратами на ее создание. Ценность – это то, за что покупатели готовы платить. Большая ценность вытекает из того, что производитель предлагает меньшую цену, чем конкуренты, за эквивалентные блага, или из уникальных преимуществ товара или услуги, которые перевешивают более высокую цену[3].

На начальном этапе разработки конкурентной стратегии необходимо провести анализ. Решающим фактором эффективности предприятия является прибыльность отрасли.

В любой отрасли правила конкуренции определяются основными конкурентными факторами, сформулированными американским экономистом М. Портером:

- появлением новых конкурентов;

- появление продуктов-заменителей;

- конкурентными преимуществами покупателей;

- конкурентными преимуществами поставщиков;

- конкуренцией среди уже существующих производителей[2].

Воздействие этих факторов варьируется от отрасли к отрасли и изменяется по мере их развития. В отраслях, где все факторы благоприятны, многие конкуренты получают хорошую прибыль. Но в отраслях, где неблагоприятное воздействие одного или более факторов достаточно интенсивно, немногие компании получают хорошую прибыль, несмотря на усилия их менеджмента.

Очень важен анализ непосредственного окружения, т.к. с этой частью внешней среды фирма непосредственно взаимодействует.

С точки зрения формирования и развития конкурентных стратегий, важным фактором следует считать конкуренцию в отрасли.Целью такого анализа является определение привлекательности отрасли и отдельных рынков товаров . Такое исседование позволяет выявить возможные угрозы и ключевые факторы успеха отрасли, и с учетос этого разрабатывать конкурентную стратегию предприятия.

Важным элементом анализа отрасли является исследование рынка. Оно предполагает проведение конъюнктурного анализа, а также диагностику конкурентной среды.

На основе комплексного анализа внешней и внутренней среды устанавливаются ограничения в деятельности предприятия, угрозы и возможности для него со стороны внешней среды, перспективы развития фирмы, формируются стратегические альтернативы достижения целей.

По мнению Майкла Портера стратегия конкурентной борьбы –это действия, направленные на достижение устойчивых позиций на рынке, а также на получение более высоких доходов от инвестиций. Он утверждает, что достичь высоких результатов можно всего лишь с помощью трех успешных стратегий:

  1. Минимизация издержек.

  2. Дифференциация.

  3. Концентрация.

Стратегия минимизации издержек предельно проста. Чтобы компания добилась успеха в своей отрасти необходимо снизить издержки, но быть экономной в своей отрасли непростая задача. Для этого придется использовать современное оборудование и достичь максимальной автоматизации процесса. Данная стратегия опасна тем, что существует вероятность появления конкурентов, способных сделать свои издержки еще ниже.

Стратегия дифференциации заключается в том, чтобы привлечь потребителя каким-либо уникальным свойством продукта. Данная стратегия позволяет создавать продукцию класса люкс, которая будет обходиться потребителям намного дороже, чем товары конкурентов. Компании, придерживающиеся стратегии дифференциации, могут столкнуться с такими проблемами, как копирование продукции и разница в издержках с лидерами продукции.

Стратегия фокусирования основана на выборе определенного сегмента отрасли и нацелена исключительно на него, чтобы покупатели выделили компанию на фоне конкурентов. Портер делит стратегию на две части. Первая – фокусирование на издержках, а вторая – фокусирование на дифференциации. Проблема этой стратегии сводится к тому, что конкуренты могут найти более узкую отрасль, в которой работает компания[3].

Рис.1- Стратегии конкуренции

Рассмотрев стратегии, предложенные Майклом Портером, можно сделать вывод, что стратегии достаточно актуальны в настоящее время в рыночной экономике, но несмотря на это их следует дополнить.

Немаловажна, к примеру, стратегия низких цен, так как уровень жизни многих граждан не позволяет им приобретать более дорогие товары. Стратегия расширенного ассортимента говорит о том, что производители представляют покупателям широкий выбор продуктов, постоянно его пополняя. Стратегия привлечения клиентов состоит в том, что производитель заинтересовывает клиентов с помощью рекламы.

В условиях развитого рынка и сильной конкуренции успеха добиваются лишь те компании, которые способны создать и проводить стратегии разных уровней для реализации долгосрочных целей и достижения желаемых результатов.

Методика оценки конкурентоспособности четко определяет место продукции на рынке с учетом его сегментации и выявляет сильные и слабые стороны изделий с точки зрения мнения потребителей, тем самым указывает на основных и второстепенных конкурентов. Она позволяет производить достоверное комплексное исследование рынка.

Библиографический список:

1. Адлер Ю.П., Липкина В.В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. - 2009. - №10. - С.14 - 22.

2.Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Новости», 2009. - 256 с.

3.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.— М.: Гардарика, 2009. – 164 с.

4. http://infosystems.ru/library/slovar_ais_1218/slovar_marketin_1221.html

Просмотров работы: 2261