ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Луговская А.С. 1
1НИУ БелГУ инженерно-физический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростковом возрасте растет. Это выражается, в частности, и в значительном увеличении количества разнообразных исследований этого периода развития. За последние десятилетия накоплен довольно значительный материал по вопросам психического развития подростков [1].

Подростковый возраст – важнейший период в формировании индивидуального мировоззрения, построения системы отношений с окружающими, интересов, увлечений и взглядов на собственную жизнь. В этот период происходят трансформации самооценки подростка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе [2].

Проблемы, развивающиеся именно в этом возрасте, – различные страхи. Они порой необъяснимы, спонтанны и неуправляемы. Это связано с общей физиологической перестройкой организма ребенка.

Можно сказать, что анализ причин появления страхов, влияющих на деятельность и поведение подростка, позволяет подойти к решению многих теоретических и практических проблем, а также определить, возможные пути и способы психологической помощи.

Целью нашего исследования являлось выявление психологических особенностей переживания страха в подростковом возрасте.

База исследования: юноши и девушки 9-х классов МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода». В качестве диагностического материала был использован опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [3].

В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой [3].

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект «туннельного восприятия» и существенно сужает выбор стратегий поведения [4].

Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия) [5].

Существует много способов классифицировать страхи по какому-либо признаку. Например, психиатр Карварский предложил следующую классификацию страхов по фабуле страха (исходя из того, чего боится человек) [6]: боязнь пространства (например, страх замкнутого или открытого пространства, страх глубины, страх высоты); социофобии (связаны с общественной жизнью, например, страх публичного выступления); нозофобии (страх заболеть каким-либо заболеванием); танатофобия (страх смерти); сексуальные страхи; страхи нанести вред себе или близким; «контрастные» фобии (например, страх «совершить что-то непристойное» во время богослужения); фобофобии (страх бояться чего-либо).

Существует и другая классификация страхов [7]: природные; социальные; внутренние.

Страх коренным образом меняет обычное поведение людей. Человек может оцепенеть или начать буйствовать, потерять дар речи или стать необычайно говорливым, проявить недюжинную силу или почувствовать необычайную слабость. При этом в каждой конкретной ситуации у него может быть несколько вариантов поведения, которые определяются его типом высшей нервной деятельности, выработанными рефлексами и жизненными установками[8].

Таким образом, несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха воспринимается и ощущается индивидами как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности.

Условно подростковые страхи разделяют на природные и социальные. Первые базируются на действии инстинкта самосохранения. Это страх потерять родных, пострадать от катастрофы, нападения животных, преступников; боязнь крови, боли, уколов, больниц; привидений, потусторонних сил; огня, глубокой воды, высоты, неожиданных звуков и т.д.

Социальные страхи вызваны взаимодействием с окружающими людьми. Это страх опоздания, позора, осуждения. Страх быть высмеянным и отверженным. К социальным страхам также относится страх одиночества. Причем с возрастом начинают преобладать именно социальные страхи [9].

А.И. Захаров отметил, что если в младшем подростковом возрасте преобладают природные страхи, то эти страхи уменьшаются, а социальные страхи увеличиваются с максимальным нарастанием в 15 лет. По сравнению с мальчиками у девочек больше число не только инстинктивных страхов, но и межличностных страхов (социальных). Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающей чувствительности в сфере межличностных отношений [10].

Страхи часто мешают выполнять различные действия, связанные с личной, школьной и другими сферами жизни подростка. Это может выражаться в том, что ребенок начинает стесняться определенных частей тела, перестает общаться со сверстниками, выходить из дома, заниматься учебой и даже любимыми делами [2].

Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности.

Наличие устойчивых страхов свидетельствует о неспособности защитить себя, отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых, лишающем их чувства безопасности и уверенности в себе, порождая настороженность и подозрительность. В дальнейшем это оборачивается предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или уходом от реальной действительности — чрезмерным увлечением компьютерными играми, употреблением алкоголя и наркотиков, членством в религиозных или оккультных сектах. [11]

Особенности переживания страха в подростковом возрасте зависят не только от типа переживаемого страха, но и от условий, необходимых для его преодоления. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Анализируя полученные нами результаты, можно сказать, что наиболее (71%) выраженным у подростков является страх смерти близких людей. Наименее выраженными среди подростков являются страх полёта на самолётах (11%) и страх быть выгнанным из класса (8%).

Как и девушки, так и юноши имеют более высокую степень выраженности страхов, таких как страх перед вызовом отвечать на уроке (48%), а также страх получить плохую оценку (42%). Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учащихся, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверены в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит негативные эмоции.

Среди девушек наиболее выражены следующие группы страхов: страх медицинских процедур (84%), страх предательства со стороны друзей (54% ), страх животных (42%), страх болезни (42%) и страх одиночества (37%).

Для юношей характерны следующие страхи: страх быть уличённым во лжи (41%), страх болезни (36%) и страх перед вызовом родителей в школу (24%).

Можно отметить, что для юношей наименее характерен страх сексуального насилия (0,8%), чем для девушек (72% баллов), что, скорее всего, связано с природной стороной переживаемых страхов.

Виды страхов заняли следующую иерархию: на первом месте расположены фобии. Второе место разделяют учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и на последнем - мистические страхи.

Анализируя, можно сказать, что девушки наиболее восприимчивы страхам, чем юноши, потому как различны способы воспитания девочек и мальчиков. Если юношей с самого детства приучают быть сильными, не бояться собственных страхов и защищать девочек, в то время самим девочкам дозволяется проявлять свою слабость.

Таким образом, можно сделать вывод, что степень выраженности конкретного страха зависит от размера последствий угрожающего события, как подросток оценивает значимость и вероятность осуществления этого события. Также можно сказать, что все виды страха наиболее выражены у девушек по сравнению с юношами.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что,анализируя особенности переживания страхов подростками, можно подойти к решению многих теоретических и практических проблем, а также определить, возможные пути и способы психологической помощи.

Литература

  1. Буйвич О.В. Подростковые страхи / О.В. Буйвич // http://www.souldoc.ru/psihoterapiya/podrostkovaya/podrostkovyie-strahi.html

  2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров.- СПб : «Издательство Союз», 2000.- 448 с.

  3. Карварский Б.Д. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У.Баумана. - СПб.: Питер, 2003.- 864 с.

  4. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.- 2-е изд., расширенное, испр. и доп.- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998

  5. Кривонос Г.А. Что есть страх? / Г.А. Кривонос // http://www.sevpsiport. com/psistatii/381-chto-takoe-strah-tri-osnovnie-vida-straha

  6. Кузнецова Е.Н. Причины возникновения страхов / Е.Н. Кузнецова http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4067

  7. Кэррол Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард, перев. с англ. — СПб: Питер, 1999.- 464 с.

  8. Подростковые страхи // http://www.tvoyformat.org/article/podrostkovye-strakhi/

  9. Тисленко О. С. Страхи подростков / О. С. Тисленко //http://www. psyconcyl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=144:2011-06-08-23-20-46&catid=1:2010-07-15-07-14-56

  10. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. Серия «Психология общения» / Ю.В. Щербатых.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 512 с.

  11. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. - М.: РПА, 1997.- с.313-320.

Просмотров работы: 4493