ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Скоробогатова М.А. 1
1НИУ "БелГУ", Инженерно-физический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.

Одним из знаковых направлений реформирования современного российского образования является введение профильного обучения в старших классах, рассматриваемое как средство оптимизации индивидуализации обучения, путь реализации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса. На психологическом уровне это предполагает дифференциацию учащихся по профильным классам с максимальным учетом их индивидуальных особенностей[1].

К моменту окончания 9-ти классов очень часто у учащихся возникает проблема выбора профиля обучения. Поэтому проблема нашего исследования заключается в том, чтобы изучить индивидуально-психологические особенности самосознания учащихся и доказать, что они имеют большое значение для профессионального и личностного самоопределения молодого человека.

На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что кризис старшего подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у старшего подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у старшего подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у старшеклассника целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную старшим подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность.

Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит старших подростков к ложным формам самоутверждения — бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Часто самооценка оказывается у старшего подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей.

Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что чем старше ребенок, тем больше сказываются на нем результаты индивидуального опыта. Современные исследования обнаруживают большие различия в психологии детей и старших подростков в зависимости от условий их социализации. Безусловно, эти культурные, социально-экономические, конкретно-исторические, половые и биографические различия накладывают свой отпечаток на содержание и характер протекания подросткового кризиса. Однако это не исключает наличия общих для всех старших подростков психологических особенностей, определяемых возникающими в логике психического развития и специфическими для данного возраста новообразованиями.

Самоопределение формируется во второй фазе старшего подросткового возраста, в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего [5]. Правда, подлинное самоопределение часто не завершается к моменту окончания школы.

От мечтаний старшеклассника, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Однако, как показывают экспериментальные данные [2] в это время они еще психологически не готовы к его решению. Чаще всего эту проблему решают за них взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда они сами, да и то либо случайно, либо по подражанию. Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами. Подлинное же самоопределение, т.е. самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка.

На последнем этапе возрастного развития у старшего подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний [4]. Этот уровень развития сознания порождает у старшего подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

Таким образом, создание оптимальных условий для развития личности и её успешной социализации является основной задачей школы и родителей старшеклассников. Только решение данной задачи позволит старшекласснику органично подойти к процессу профессионального и личностного самоопределения [3].

Анализ запросов поступающих к психологу, работающему в старшей школе, показал, что сформирован он на психологическое сопровождение адаптации учащихся 10 классов, оказание психологической помощи учащимся 9 и 11, классов при подготовке к экзаменам, на участие психолога в комплектовании профильных классов и оказание помощи в профессиональном самоопределении. Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у старшеклассника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Основываясь на теоретические предпосылки, мы делаем вывод: старшеклассники, постоянно находясь в ситуации выбора, ориентируются в системе смыслообразующих мотивов на индивидуальные вариации.

Изучение структурных особенностей личности проводилось с помощью психосемантической методики «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда. Которая опирается на представление о трехфакторной структуре личности и выявляет степень выраженности и соотношение факторов оценки, силы, активности.

Группу старшеклассников в целом характеризует высокий уровень самовоспринятия (70%) и самоуважения (фактор оценки). Старшие подростки оценивают себя как носителей социально-позитивных свойств личности, подчеркивая наличие таких качеств, как честность, отзывчивость, справедливость.

Рассматривая полученные результаты после проведения методики «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда, видно: 20% старшеклассников имеют средний уровень самовоспринятия. Методика показала, 10% учащихся очень низко оценивает себя как носителей позитивных свойств личности.

Самооценка старшего подростка представлена тремя обобщенными факторами: оценка, активность, сила. Так, оценка себя подростками довольно высокая. Степень силы учащихся средняя. Согласно полученным результатам, шкала фактора активности у старшеклассников ниже среднего.

В группе старшеклассников на первом месте по частоте использования стоят такие качества как независимый и уверенный. Это отражает определенную степень зрелости и самостоятельности личности. На последних местах в иерархии предпочитаемых качеств личности в группе старших подростков стоят: эгоистичность, враждебность, раздражительность, что указывает на формирование устойчивых способов защитно-совладающего поведения, а также личностных особенностей, выступающих в качестве ресурсов психологического преодоления трудностей.

Результаты исследования старшеклассников отражены в графике «Гендерная диаграмма распределения факторов по методике «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда в общей выборке старшеклассников» диаграмма 1.

Эта схема наглядно показывает приоритеты личностных оценок юношей и девушек. Волевые стороны личности (решительность, независимость, самостоятельность), выражены в значениях фактора силы, незначительно преобладают в группе юношей. В группе девушек достоверно выше значение фактора активности: девушки по сравнению с юношами отличаются большей социальной направленностью, общительностью и эмоциональной откликаемостью (экстраверсией). Это отражает свойственную старшему подростковому возрасту определенную гипертимию.

Диаграммы, построенные на основе методики «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда демонстрируют приоритеты и авайдеры в личностной оценке старших подростков.

Исходя из принятия социальной сущности личности, а также из того, что психологически личность представляет собой некое системное и смысловое образование, была использована методика шкала Шварцландера, для изучения самосознания группы старшеклассников. Эта методика дала возможность пронаблюдать различные стороны выражения личностью своих качеств и свойств – социальную и индивидуальную.

Большинство школьников (60%) имеют низкий уровень притязаний. Высокий уровень притязаний среди старшеклассников составляет 10%. Это достаточно не большой процент учащихся, которые стремятся к высотам и верят в свои силы. 30% изучаемой группы имеют умеренный уровень притязаний, эти индивидуумы готовы хорошо выполнять представительские функции, если это не требует глубокого анализа и ответственных решений.

Гендерное распределение уровня притязаний у старшеклассников доказывает, что у девушек более высокий уровень притязаний, чем у юношей. Девушки чувствуют себя увереннее в коллективе. Это дает им возможность легко справляться с нагрузкой и не терять интерес к учебе. Уровень притязаний у юношей значительно ниже. Неуверенность их в своих силах заставляет примыкать к лидерам группы и не дает раскрыть полностью свой потенциал личности.

Проведенные исследования показали, что у большинства старшеклассников высокий личностный дифференциал и низкий уровень притязаний. Старшие подростки хотят многого достичь в жизни и подняться по социальной лестнице. Низкий уровень притязаний убеждает нас в прагматичности старших подростков. Они предпочитают «синицу в руках». Для старшеклассников важнее не потерять достигнутого, избежать неудачи, чем стремится к высотам. Опираясь на проведенный эксперимент можно смело утверждать, что в группе старшеклассников девушки по сравнению с юношами занимают более активную жизненную позицию, их самооценка выше, значительно выше фактор активности. Юноши в группе старших подростков, по сравнению с девушками, имеют меньшую социальную направленность, экстраверсию и более низкий уровень притязаний.

Таким образом, при изучении личностных ресурсов в группе старшеклассников выявляются гендерные различия по фактору экстраверсии (общительности, активности, эмоциональной возбудимости и откликаемости), которая оказалась достоверно более высокой в группе девушек по сравнению с юношами. Можно предположить, что в формировании у девушек отмеченных личностных качеств, рассматриваемых в литературе как важнейшие психологические ресурсы совладания с жизненными трудностями и кризисами развития.

Изучение подобных вопросов имеет отчетливую психопрофилактическую значимость, поскольку направлено на выявление факторов, способствующих и препятствующих успешной психической адаптации старшеклассников.

Данный возраст предполагает нахождение в повышенной стрессовой ситуации (окончание школы, выбор будущей профессии, конфликты с родителями). Чтобы существенно снизить напряженность старшего подростка необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех школьникам какой-либо деятельности (учеба, спорт, общественная деятельность и др.). Поэтому старшеклассников с заниженной самооценкой нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая их с другими, а только с ними самими, оценивая улучшение их собственных результатов. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи старшего подростка невелики. Нужно больше обращать внимания на обстановку, которая складывается в школьном коллективе, чтобы избежать появления изгоев в классе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт с взрослыми помогут предупредить конфликтные ситуации. И создать благоприятный эмоциональный климат в классе для каждого учащегося.

Подводя итоги, можно сказать о том, что психологические особенности старшеклассников профильного (физико-математического класса) обусловлен осознанной направленностью на выбранную профессию. В тоже время механизмы личностного и профессионального самоопределения отличаются не раздельностью.

Явление самоактуализации у учащихся профильного класса наполнено процессами, направленными преимущественно на постижение собственной индивидуальности и самопрезентацию в ущерб познанию социальных процессов и поиску своего места среди них. В среде школьников выявлен диссонанс между внутриличностным поиском, самопознанием и демонстрируемым образом себя, личностью для себя и личностью для других. У учащихся всей выборки, рассматриваемые личностные особенности характеризуются размытость границ между мечтой и реальностью, между самооценкой и действительным положением дел. Эти данные не были подвергнуты дальнейшей интерпретации, но результат косвенно подтверждает слабость механизмов профессионального самоопределения и отсутствие у большинства учащихся одиннадцатого профильного физико-математического класса проекции своих личностных качеств на образ себя как будущего профессионала.

Список литературы:

1. Безикова Г.П.// Концептуальные основы профильной дифференциации образования в гимназии//Г.П. Безикова, А.П. Аношкин, И.В. Гаранина // Профильное образование как творческий процесс: научно-практические материалы экспериментальной площадки // под ред. А.П. Аношкина. - Омск, 2001. - С. 8-11.

2. Бернс Р.//Развитие Я- концепции и воспитания//Москва 1976г.

3. Пряжников Н.С. //Профессиональное и личностное самоопределение/ / Н.С. Пряжников. — М.: Изд-зо «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.

4. Фридман Л.М.//Психология детей и подростков//Справочник для учителей и воспитателей.

5. Хухлаева О.В.//Психология подростка//1994г.

Просмотров работы: 3504