УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Петрухина А.И. 1, Матиевская Е.Л. 1
1Ростовский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Строительство сопровождает человечество с древних времен, и на протяжении всей истории важнейшим вопросом всегда оставался вопрос качества строительства. Так в двадцатом веке зародился менеджмент качества, который повлек за собой возникновение вопроса о качестве управления процессом строительства. Ведь управление качеством является ключевым процессом в строительстве, и нарушение этого процесса может привести к последствиям, порой, довольно крупных масштабов.

Важнейшей целью всех мероприятий по управлению качеством является удовлетворение заказчика при приемке объекта строительства. Кстати, именно участие заказчика в контроле качества на всех этапах производственного процесса является отличительной чертой организации этого процесса в строительстве. Оперативность реагирования на выявленные отклонения, их своевременное устранение и информирование об этом заказчика способствуют росту его удовлетворенности, что является ключевым показателем эффективности системы контроля качества.

Также строительство регулируется и со стороны государства в целях обеспечения общественной безопасности. Грамотное регулирование помогает обеспечить стандарты безопасности, чтобы защитить общество, а также сделать процесс получения разрешения на строительство быстрым, прозрачным и доступным. В России необходимо выполнить 42 различные процедуры, тогда как, например, в Китае для разрешения строительства нужно пройти всего шесть согласований. Таким образом, Россия занимает 178-е место, находясь в десятке стран с наихудшими показателями по легкости оформления разрешений на строительство; в общем зачете по условиям ведения бизнеса наша страна находится на 112-м месте согласно рейтингу «Ведение бизнеса — 2013» (Doing Business), публикуемому совместно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией [1].

Сегодня стандарт ISO 9000 является базисом для построения систем контроля качества в различных сферах деятельности. Но для строительной отрасли данный стандарт не адаптирован и единого международного стандарта тоже нет. Однако некоторые страны, такие как США, Австралия, Аргентина создали на его основе национальные стандарты качества для строительной индустрии, которые принимают во внимание специфику строительной индустрии. К таким стандартам относятся:

– HB 90.3 – «The Construction Industry – Guide to ISO 9001:2000» - Строительная индустрия – руководство по ISO 9001:2000. Стандарт Австралии, в котором для каждого из пунктов требований ISO 9001:2000 даются указания, каким образом эти требования могут быть применены к строительным предприятиям и проектам, а также к взаимоотношениям между участниками строительного процесса (инвесторами, заказчиками, поставщиками, строительными и проектными организациями, потребителями строительного процесса).

– IRAM 30100 – «Guia de interpretacion de la ISO 9001:2000 en la construccion» - Руководство по применению ISO 9001:2000 в строительстве. Стандарт Аргентины – в нем также за основу взяты требования ISO 9001:2000. Для каждого из требований приведены руководящие указания и примеры по реализации в строительных организациях.

– ASQ E 2014 – «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» - Поясняющее руководство для команды проекта по проектированию и строительству. Стандарт США. Приводятся разъяснения, каким образом могут применяться требования ISO 9001:2000 при исполнении строительных проектов [3].

В США специалисты считают, что система управления качеством будет эффективна лишь в том случае, если руководство заинтересуется ее внедрением. Руководство строительных фирм должно позаботиться о том, чтобы каждый сотрудник, каждое подразделение четко представляли требования потребителей и приводили качество изделий в полное соответствие с ними. Незаинтересованность работников в повышении качества выпускаемой продукции рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства строительной фирмой.

В Великобритании институт стандартов разработал и применяет систему регистрации фирм проверенного качества. Цель этой системы заключается в предоставлении путем регулярной оценки и надзора гарантий того, что фирма, имеющая соответствующий сертификат, способна выполнять работу на должном уровне (т. е. происходит сертификация системы качества). Непременным условием аттестации является наличие у фирмы эффективной системы контроля качества.

В Германии на всех домостроительных комбинатах действует система обеспечения качества Qualitatssicherungs system (QSS). Основной принцип системы — производить качество, а не контролировать его, когда работа уже выполнена. В результате конструктивного сотрудничества отдела качества комбината с органами стройнадзора и тесного взаимодействия с производственными коллективами на местах создана прочная основа для устранения причин возникновения брака [4].

В России, в свою очередь, не разработано национальных стандартов по системе управления качеством в строительстве. Существуют только отдельные методические рекомендации, построенные на основе стандартов версии 1994 г. Однако, данные методические рекомендации, во-первых, являются устаревшими, во-вторых, охватывают деятельность только проектных и строительно-монтажных организаций. Также необходимо заметить, что нашей стране регулирование вопросов качества строительства было возложено на саморегулируемые организации, которые определяют обязательные для своих членов общие требования к корпоративным системам менеджмента качества.

Таким образом, в настоящее время система управления качеством в России сильно отстает от зарубежных стандартов. А грамотно построенная система управления качеством позволяет строительным предприятиям снизить издержки и улучшить качество продукции. Это доказал опыт многих западных стран. Поэтому для повышения качества строительства и развития строительной отрасли России необходимо внедрение передовых технологий, а также использование инноваций и современного практического опыта строительных компаний зарубежных стран.

Список литературы

1. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2011. – 498 с.

2. Макаров С. Управление качеством в строительстве [Электронный ресурс] // INTELLIGENT ENTERPRISE. – 2013. – №6. – Режим доступа: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=28717 (дата обращения 9.12.2013)

3. Менеджмент качества в строительстве [Электронный ресурс] // Менеджмент качества. – Режим доступа: http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm (дата обращения 8.12.2013)

4. Маенская М. Управление качеством в строительных фирмах развитых стран [Электронный ресурс] // Информационные технологии в строительстве. – 2011. – №7. – Режим доступа: http://its.grandsmeta.ru/actual/375/ (дата обращения 9.12.2013)

5. Быков В.Л. XI Научно-практическая конференция «Качество и инновации в строительстве и промышленности строительных материалов: проблемы и пути их решения» [Электронный ресурс] // Национальное объединение строителей. – Режим доступа: http://www.nostroy.ru/sitePage.do?name=news&id=2408 (дата обращения 9.12.2013)

 

Просмотров работы: 2987