Развитие персонала – проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.
Профессиональное развитие – процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.
Организация профессионального обучения – это одна из основных функций управления персоналом. Профессиональное обучение является важной составляющей функционирования предприятий – их успех также зависит от способности сотрудников усваивать и использовать на рабочем месте новые навыки и знания.
В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка кадров; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.
Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства – в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.
Подготовка новых работников – первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятии и ранее не имевших профессии. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.
Основными формами обучения новых работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка.
При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается бригадир или другой член бригады – рабочий высокой квалификации.
Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят работники высокой квалификации.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работника сложным профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих места у предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения.
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицам, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.
Повышение квалификации – обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний. Повышение квалификации специалистов осуществляются в образовательных учреждениях повышения квалификации: академиях; институтах повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевых, межотраслевых, региональных; на курсах (школах, центрах) повышения квалификации, в учебных центрах службы занятости. Современные программы повышения квалификации имеют цель научить работников самостоятельно мыслить, решать комплексные проблемы, работать в команде, осуществлять предпринимательский подход к делу. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и побуждают желание учиться дальше.[1]
В штат сотрудников деревообрабатывающего предприятия ООО «Интерпласт», осуществляющего свою деятельность также в направлениях изготовления раскладной мебели каркасного типа и различных товаров народного потребления, входят 88 человек. Из них имеют высшее профессиональное образование лишь 46,6% сотрудников, среднее профессиональное образование – 50%, не имеют образования – 3,4% сотрудников.
Управление профессиональным развитием персонала в ООО «Интерпласт» осуществляется в следующих направлениях:
- Обучение работников. Происходит в учебном центре, образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение вновь принятых на работу, а также производственную практику учащихся, студентов учреждений среднего специального и высшего профессионального образования.
- Обучение вторым (смежным) профессиям.
В качестве мероприятий для дальнейшего профессионального развития персонала в ООО «Интерпласт» можно предложить следующие:
1) Повышение квалификации работников - это целенаправленное приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта, профессиональное совершенствование в соответствии с постоянно изменяющимися условиями производственной деятельности.
Повышение квалификации для работников ООО «Интерпласт» направлено на достижение двух целей:
- обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии;
- подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (мастеров, техников, менеджеров).
2) Разработка индивидуального плана развития (ИПР) работников - это программа повышения личной эффективности сотрудника, суть которой заключается в целенаправленном и комплексном развитии его профессиональных и деловых качеств. Данная технология позволяет обеспечить максимальную согласованность интересов сотрудника и бизнес-целей предприятия. Индивидуальный план составляется для сотрудника на определенный срок и содержит подробный алгоритм действий по развитию необходимых профессионально-деловых качеств.
Индивидуальный план развития работников ООО «Интерпласт» должен составляться с учетом их текущих возможностей и потребностей, а также перспективы дальнейшего роста. В план развития включается комплекс развивающих методов, задач и проектов. Благодаря этому сотрудник будет заинтересован в выполнении работы, прикладывать дополнительные усилия, а также развиваться в процессе достижения цели. В результате предприятие получит целеустремленного, растущего сотрудника, умеющего решать поставленные задачи.
На основании индивидуальных планов развития предприятие можетпланировать и проводить программы обучения с учетом реальных потребностей и целей развития сотрудников. В итоге возрастает не только практическая эффективность обучения, но и повышается его ценность для самих сотрудников.
Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать успешному функционированию и развитию деревообрабатывающего предприятия.
Список использованных источников
1. Управление персоналом: доп. УМО по образованию в обл. произв. менеджмента в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений / В. М. Бугаков, В. П. Бычков, В. Н. Гончаров, Т. М. Гордиенко, В. М. Заложных, Н. Д. Кириченко, Е. В. Коваленко; под ред. В. П. Бычкова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 237 с.