ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ, СВОБОД И ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ, СВОБОД И ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Каширина Я.В. 1
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Особенности управления организацией и администрирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Центральное место среди субъектов профилактики административных правонарушений рассматриваемой категории лиц занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее, КДНиЗП), призванные осуществлять координацию и контроль за профилактической деятельностью всех субъектов превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К настоящему моменту времени КДНиЗП комплексно осуществляют свою превентивную деятельность на трех различных уровнях, объединенных в целостную систему.

Верхний, первый уровеньзанимает правительственная комиссия по делам несовершеннолетних. Согласно Положению о правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации1 данная комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основными задачами рассматриваемой комиссии являются:

- синхронизация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

- разработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав;

- выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанном сегменте;

- подготовка и организация проведения на федеральном уровне межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав;

- постоянное информирование Правительства Российской Федерации о деятельности комиссии, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав, об адекватности и эффективности мер, принимаемых руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере деятельности.2

Данные задачи реализуются с помощью комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума несовершеннолетнего, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации. В этом процессе должны быть задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные, которые, обеспечивая социальную профилактику и реабилитацию детей, обязаны оказывать также адекватные меры социально-правовой, социально-экономической и психолого-медико-педагогической помощи социально неблагополучным семьям.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. 1 1189-р председателем правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является министр внутренних дел Российской Федерации. Членами правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе и по согласованию, утверждены: заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации; первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации; статс-секретарь — заместитель министра транспорта Российской Федерации; председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья; член Комитета Государственной Думы по безопасности; председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; директор Департамента молодежной политики и международного сотрудничества Минспорттуризма России; первый заместитель начальника подразделения охраны общественного порядка МВД России; начальник подразделения обеспечения правопорядка на транспорте МВД России; член Общественной палаты Российской Федерации; первый заместитель директора ФСКН России; директор ФСИН России; заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России; директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей; статс-секретарь — заместитель министра обороны Российской Федерации; председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике;

• генеральный директор благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• директор Нормативно-правового департамента Минкультуры России;

• Министр образования и науки Российской Федерации;

• директор Департамента гражданской защиты МЧС России;

• начальник Управления организационной и правовой работы подразделения охраны общественного порядка МВД России (ответственный секретарь правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).3

Для координации деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов губернаторами и мэрами могут быть утверждены Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при руководителе соответствующего субъекта федерации.

КДНиЗП второго уровня— субъекта Российской Федерации — обычно выполняют следующие обязанности:

- координируют деятельность органов управления образованием, органов и учреждений здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел, других предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, на которые возложены обязанности по воспитанию

детей и подростков, укреплению здоровья, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав;

- подготавливают и осуществляют как непосредственно, так и через соответствующие государственные органы и общественные организации мероприятия по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений, не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц в субъекте федерации, по устранению причин, порождающих эти явления, охране прав несовершеннолетних, их устройству и организации культурного досуга детей и подростков, а также по оказанию помощи в воспитании несовершеннолетних;

- контролируют, направляют и координируют деятельность районных, городских, районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних, оказывает им методическую помощь, обобщают и распространяют положительный опыт их работы;

- проверяют постановления районных, городских, районных в городе комиссий о направлении не достигших совершеннолетия лиц в специальные учебно-воспитательные учреждения и отменяют их в тех случаях, когда они будут признаны незаконными или необоснованными, при условии, что эти постановления не были обжалованы в установленном порядке;

- осуществляют контроль по субъекту федерации за условиями содержания и воспитания детей и подростков в лечебно-воспитательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в образовательных учреждениях начального профессионального образования;

- осуществляют контроль за проведением в регионе воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, условиями содержания и правильностью организации труда в находящихся на территории города специальных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых учреждениях, отделах по профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают помощь этим учреждениям в проведении указанной работы.4

Члены КДНиЗП уровня субъекта федерации обычно имеют право:

- проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в образовательных учреждениях начального профессионального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях, а также проверять состояние работы отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

- запрашивать и получать от государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, и должностных лиц информацию по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

- производить личный прием несовершеннолетних, рассматривать их жалобы и заявления, принимать по ним решения;

- создать в установленном порядке временные рабочие группы из числа ученых и специалистов для подготовки деятельных предложений по отдельным вопросам превенции безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- выходить с представлениями в соответствующие государственные органы о привлечении к ответственности лиц, создающих условия для совершения лицами, не достигшими совершеннолетия правонарушений и других антиобщественных поступков либо подстрекающих или привлекающих к их совершению.5

КДНиЗП третьего, нижнего уровня— по городу, району, району в городе, иному муниципальному образованию строят свою деятельность во взаимодействии с различными подразделениями территориального управления района, города, района в городе и другими организациями, занимающимися вопросами защиты прав несовершеннолетних, превенцией административных и иных правонарушений: отделами образования, отделами здравоохранения, отделами социальной защиты населения, органами внутренних дел, городскими учреждениями, центрами занятости населения, органами местного самоуправления района. Руководство и контроль над деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав этого уровня, как правило, осуществляет заместитель главы территориального управления. Составляя ядро системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, КДНиЗП нижнего уровне имеют право:

- проверять условия воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в учреждениях разветвленной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проверять постановку воспитательной работы с детьми и подростками в учреждениях системы превенции, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают лица, не достигшие возраста восемнадцати лет;

- требовать от администрации предприятий, учреждений и организаций представления сведений, необходимых для работы комиссии;

- заслушивать на заседаниях комиссии сообщения администрации указанных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условия м содержания и воспитания детей и подростков;

- выходить в суд с представлениями о неприменении наказания к несовершеннолетним, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости;

- совместно с органом внутренних дел вносить в суд представления об отмене условного осуждения приговора и о направлении осужденного несовершеннолетнего для отбывания лишения свободы, назначенного приговором;

- входить в суд с иском о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, возмещении морального вреда;

- ходатайствовать перед судом о помещении не достигших совершеннолетнего возраста лиц в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

- ставить перед соответствующими государственными организациями вопрос о применении мер дисциплинарного или общественного воздействия к должностным лицам в случаях невыполнения ими постановлений комиссией задачи; вносить на рассмотрение Координационного совета территориального управления вопросы о состоянии преступности несовершеннолетних в районе, воспитательной работы в органах и учреждениях системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трудоустройстве несовершеннолетних, о состоянии работы подразделений по делам несовершеннолетних при Управлении внутренних дел;

- обращаться в органы внутренних дел для обеспечения явки не достигших восемнадцатилетия лиц и их родителей или лиц, их заменяющих, на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях злостного уклонения от явки без уважительной причины,

- давать согласие администрации воспитательно-трудовой колонии на предоставление осужденным права передвижения без сопровождения за пределами колонии и на оставление осужденных, достигших восемнадцати лет, в воспитательно-трудовой колонии, а также давать согласие администрации лечебно-воспитательного профилактория на оставление больных наркоманией, достигших восемнадцати лет, в профилактории.6

1.2 Основные задачи, функции комиссии по делам несовершеннолетних г. Новошахтинска

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципального образования г. Новошахтинск формируется в целях осуществления определенных законодательством функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

В своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации7, Федеральным законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»8, законом Ростовской области «О порядке образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области»9, настоящим положением, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

Деятельность комиссии основана на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних

Основные задачи и функции комиссии определены постановлением Администрации города «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска»10.

Основными задачами являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты и восстановления прав несовершеннолетних и их законных интересов;

- осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными функциями являются:

- организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в порядке, предусмотренном действующим законодательством; - организационное обеспечение подготовки и проведения заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Новошахтинска; - подготовка проектов постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Новошахтинска; - контроль за выполнением поставленных на контроль правовых актов органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления г. Новошахтинска в сфере компетенции Отдела, постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Новошахтинска;

- организационно-методическая помощь общественным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованных при администрациях городских и сельских муниципальных образований поселений, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Новошахтинска по вопросам защиты прав несовершеннолетних;

- осуществление мер, предусмотренных действующим законодательством, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Новошахтинска;

- координация профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Новошахтинска, несовершеннолетними осужденными условно, вернувшимися из воспитательных колоний и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, семьями, находящимися в социально опасном положении;

- представление уполномоченным государственным органам документов и информации, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий;

- подготовка и представление отчетов по вопросам осуществления государственных полномочий по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- ведение и корректировка списочного учета и банка данных на несовершеннолетних:

• занимающихся бродяжническом или попрошайничеством;

• содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи (или) реабилитации;

• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;• совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

• совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

• освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

• не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

• обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

• условно досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

• получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

• освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специально-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

• осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

• допустивших самовольные уходы из дома и государственных учреждений;

• систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях без уважительной причины;

- ведение и корректировка списочного учета и банка данных на:

• семьи, находящиеся в социально-опасном положении;

• детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет, находящихся в социально-опасном положении, посещающих дошкольные образовательные учреждения;

• детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья;

• детей, подвергшихся насилию в семье.11

Подводя итоги и учитывая все вышесказанное, следует, что, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав созданы на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Так как Правительственная комиссия не имеет прямого отношения к комиссиям, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, не осуществляет их функции, предлагается изменить его название, возможно, на «Межведомственный координационный совет по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации», не дублируя название региональных комиссий. Систему комиссий субъекта Российской Федерации составляют региональная и местные комиссии. Содержание законов субъектов Российской Федерации о комиссиях достаточно разнообразно. Для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних эффективней качественное осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий. Для координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходима правильная и четкая организация их работы, установленная в законах, а также реализация этих законов. Семья и государство несут ответственность перед несовершеннолетним за реализацию его прав и от осуществления ими своих обязанностей, зависит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в первую очередь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2011. – 48 с.

  2. Российская Федерация, Законы, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2013. - N 23. - ст. 2878

  3. Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: от 06.05.2006 N 272 (ред. от 07.06.2012, с изм. от 24.09.2012) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012 .- N 25. - ст. 3391.

  4. Беженцев А.А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Монография [Текст] /А. А. Беженцев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2011. – 602с.

  5. Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособ. [Текст] / А. А. Беженцев. – М.: Флинта, 2012. – 406с.

  6. Гусейнов А. Б. Профилактика правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособ. / А. Б. Гусейнов Краснодар. : Хорс, 2008. – 287с.

  7. Дугенец А. С. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Некоторые проблемы деятельности [Текст] / А. С. Дугенец // Закон и право. - 2009. - № 11.- с. 22-28.

  8. Помогалова Ю. В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел [Текст]: учеб. пособ. / Ю. В. Помогалова. - Саратов.: Саратовский юридический ин-т МВД России, 2010. - с. 17.

  9. Пучнина С.А. О профилактической деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Российской Федерации [Текст] / С. А. Пучинина // Право и государство: теория и практика. - 2010.- № 3.- с. 37.

  10. Пучнина С. А. Нормативное регулирование профилактической деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] / С. А. Пучинина // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 3-4. - с. 392

1 Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: от 06.05.2006 N 272 (ред. от 07.06.2012, с изм. от 24.09.2012) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012 .- N 25. - ст. 3391.

2 Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособ [Текст] / А. А. Беженцев. – М.: Флинта, 2012. – с. 106.

3 Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособ [Текст] /А. А. Беженцев. – М.: Флинта, 2012. – с. 109

4 Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособ [Текст] /А. А. Беженцев. – М. : Флинта, 2012. – с. 110

5 Пучнина С. А. Нормативное регулирование профилактической деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] / С. А. Пучинина // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 3-4. - с. 392

6 Пучнина С. А. Нормативное регулирование профилактической деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] / С. А. Пучинина // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 3-4. - с. 395

7 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2011. – 48 с.

8 Российская Федерация, Законы, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2013. - N 23. - ст. 2878

  1. 9 Ростовская область, Законы, О порядке образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области 11 июня 2013 Г. N 1103-ЗС[Текст] // Наше время. – 2013. - 18 июня

10 Ростовская область, Положение, Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 19.04.2013. № 461 [электронный ресурс] // режим доступа http://www.novoshakhtinsk.org

  1. 11 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города [электронный ресурс] //http://www.novoshakhtinsk.org /administration/managemen t/structure/deputy %20for%20social/Komissii /stan ding _ committee_on_juvenile/index.php?sphrase_id=24679
Просмотров работы: 2047