1 Направления и методы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают представления органа управления образовательной организации об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных федеральным законом об образовании в Российской Федерации;
4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Костромской области;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти Ростовской области и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном администрацией Ростовской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ростовской области и (или) на территории соответствующего муниципального образования Ростовской области;
7) осуществляют контроль за обеспечением гарантий прав несовершеннолетних на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Комиссией во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики разрабатываются комплексные планы и целевые программы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Так, Комиссией разработаны и совместно с соответствующими структурами реализовываются:
– план совместной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Новошахтинска по предупреждению асоциальных явлений в детской и подростковой среде, защите прав и законных интересов несовершеннолетних на 2011 – 2015 годы1;
- городской межведомственный план дополнительных мероприятий по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей, муниципальных и государственных учреждений на 2013 г2.
- пландополнительных профилактических, реабилитационных и иных мероприятий по предупреждению суицидального настроения в детской и подростковой среде на 2012-2013 годы на территории муниципального образования город Новошахтинск.
На совещаниях заместителя главы города по социальным вопросам, а также на заседаниях КДН и ЗП регулярно рассматриваются вопросы по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, обобщаются их результаты и эффективность.
- В КДН и ЗП муниципального образования город Новошахтинск имеется банк данных о:
- несовершеннолетних, не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия в образовательных учреждениях города без уважительных причин;
- несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях системы исполнения наказаний и осужденных без изоляции от общества;
- несовершеннолетних, отчисленных из образовательных учреждений города;
- несовершеннолетних, совершивших суициды и суицидальные попытки;- несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы;
- несовершеннолетних, с которыми произошли несчастные случаи;
- несовершеннолетних и семьях с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении;
- неблагополучных семей.
Между всеми органами и учреждениями системы профилактики осуществляется постоянный обмен информацией по работе с несовершеннолетними, которую КДН и ЗП анализирует и намечает необходимые мероприятия.
Заседания КДН и ЗП проходят регулярно, 1 раз в 2 недели.
За десять месяцев 2013 года городской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проведено 26 заседаний, на которых регулярно заслушивались руководители учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам, касающимся работы с детьми и подростками. По итогам каждого заседания принятые решения направлялись руководителям органов и учреждений системы профилактики для изучения, анализа и исполнения.
Рассмотрено дел в отношении несовершеннолетних всего: 133 (АППГ – 166). Количество подростков, в отношении которых были рассмотрены дела на КДН и ЗП - 113 чел., из них: учащихся школ - 55 чел., учащихся начального профессионального образования - 39, студентов средних специальных учреждений – 11, не учащихся, не работающих - 6, работающих – 2.
Количество несовершеннолетних, отчисленных за отчетный период из образовательных учреждений всего – 30, из них учащихся школ – 22; учащихся ПУ – 6, учащихся средних специальных учебных заведений – 2.
Число административных протоколов, поступивших в КДН и ЗП в отношении несовершеннолетних правонарушителей - 50, в отношении родителей – 184. Число наложенных штрафов: на несовершеннолетних – 50, на сумму 47200 руб., на родителей – 138 на сумму 45400.
По ходатайству КДН и ЗП решением городского суда 5 подростков направлены в СРЦ.
В 10 месяцев 2013 года на территории города выявлено 87 безнадзорных детей. 8 детей были изъяты из неблагополучных семей в связи с угрозой их жизни и здоровью, все они жизнеустроены.
Со всеми вышеуказанными несовершеннолетними также была проведена соответствующая работа согласно Указу Губернатора Ростовской области.
На учете в КДН и ЗП администрации г. Новошахтинска в настоящее время состоит 58 несовершеннолетних, 50 родителей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания детей.
За каждым подростком, состоящим на учете в КДН и ЗП, ПДН закреплены общественные наставники из числа социальных педагогов школ, сотрудников отдела образования, специалистов КДН и ЗП, которые осуществляют контроль над внеурочной занятостью данной категории подростков.
В период летней оздоровительной кампании 2013 г. Комиссией совместно органами и учреждениями системы профилактики была организована 100 % занятость детей состоящих на учете в КДН и ЗП, которые получали оздоровление и отдых в лагерях, работали3, либо совмещали и то и другое.
1 несовершеннолетнему в июне 2013 г. отдел по работе с молодежью и общественными организациями г. Новошахтинска была выделена путевка в профориентационный лагерь для семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, еще 1 подросток, получил оздоровление в загородном лагере. Сотрудниками управления социальной защиты населения в рамках акции «Собери ребенка в школу» данным несовершеннолетним перед началом 2012– 2013 учебного года были выделены школьно – письменные принадлежности.
В 2013 г. в соответствии с постановлениями мэра города Новошахтинска в целях предупреждения, выявления и устранения причин безнадзорности детей и подростков, оказания практической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а так же защиты их прав и законных интересов в городе проведены:
- с 15.12.2013 г. по 01.03.2013 г. - межведомственная профилактическая акция «Помоги ребенку»;
- с 15 мая 2013 г. по 01 октября 2013 г. - межведомственная профилактическая операция «Подросток»;
- с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2013 года - городской месячник по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании и табакокурения среди подростков и молодежи в 2013 году;
- с 15 ноября 2013 г. по 15 декабря 2013 года - месячник правовых знаний, приуроченный к Международному Дню защиты прав детей.
Ежеквартально специалистами Комиссии осуществляются проверки органов и учреждений системы профилактики по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. В 2012 году КДН и ЗП были осуществлены проверки:
- 7 образовательных учреждения города по проведению ими межведомственной профилактической акции «Помоги ребенку»;
- СРЦ: «Об организации работы по безопасному пребыванию детей в СРЦ г. Новошахтинска (с круглосуточным пребыванием)»;
- образовательных учреждений города: СОШ №№ 3, 1, 8, В СОШ по вопросу «О работе социально – психологической службы образовательных учреждений по профилактике правонарушений, преступлений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся»;
- отдела опеки и попечительства по вопросу: «Об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном образовании город Новошахтинск»4;
– инспекции по делам несовершеннолетних «О работе инспекторов ПДН ОВД по г.Новошахтинску по исполнению Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- 7 проверок школьных лагерей дневного пребывания;
- 5 - предприятий и организаций города по соблюдению законодательства о труде несовершеннолетних;
- ГАОУ НПО ПУ № 61, по жизнеустройству учащихся, в т.ч. среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам проверок руководителям вышеуказанных учреждений были направлены справки с рекомендациями по данным вопросам, в некоторые учреждения - представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его свершению.
Органами и учреждениями системы профилактики регулярно проводятся межведомственные рейды по проверке материально-бытовых условий семей, а также к подросткам, ведется профилактическая работа по месту жительства. В 2013 г. было осуществлено 114 целевых рейдов, в ходе которых проверено около 140 семей социального риска, в том числе 28 выездов в неблагополучные семьи.5
В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики работают по реализации Закона Ростовской области «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию детей на территории Ростовской области»6. Городской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с сотрудниками ОВД регулярно осуществляются проверки:
- увеселительных заведений на предмет несоблюдения установленных требований по недопущению нахождения в них несовершеннолетних;- торговых павильонов по выявлению и привлечению к административной ответственности лиц, реализующих несовершеннолетним алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе7.
В результате данных проверок в 2013 г. к административной ответственности были привлечены:
- директор диско – бара «Несветай», штраф пять (пять) тыс. руб.;
- продавцы торговых павильонов «Полюс», «Шанс» - наложено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 (трех тысяч рублей) каждому.
Большое внимание уделяется работе по недопустимости жестокого обращения с детьми, самовольных уходов и суицидальных попыток несовершеннолетних.
В 2013 году в городе было 3 суицидальных попытки, совершенных подростками (АППГ – 2). Суицидов не было. Все дети, совершившие суицидальные попытки, были направлены в МУЗ Новошахтинска, где с ними работал детский психиатр – нарколог.
В 2013 году 12 несовершеннолетних совершили самовольные уходы из домов и, были объявлены в официальный розыск (АППГ – 3). В настоящее время 11 детей найдены, в розыске находится 1 подросток – учащийся ПУ – 60, имеющий статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
02.01.2013 г. несовершеннолетняя учащаяся ПЛ – 59, находясь в официальном розыске, совершила преступление по ст. 111 ч. 4 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вовлекшее смерть).
В отчетный период в городе было зафиксировано 4 несчастных случаях с детьми, в том числе один – повлекший смерть ребенка.
В 2013 г. в городе лишено родительских прав 10 родителей в отношении 16 детей, ограничены в родительских правах 5 родителей в отношении 8 детей, к уголовной ответственности по ст. 156 УК привлечено 3 родителя.
На территории муниципального образования город Новошахтинск в настоящее время находится 121 несовершеннолетних, имеющих статус детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 91 из них – воспитанники детского дома и школы-интерната.8
Работа всех органов системы профилактики, в том числе городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направлена на нормализацию обстановки в семье, восстановление внутрисемейных связей, разрешение конфликтных ситуаций, преодоление негативного отношения к подросткам со стороны сверстников, коррекцию их общения и поведения, а также восстановление их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношение ученика к окружающим.
В 2014 году Комиссией будет активизирована работа по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города с учетом наработанной практики и выявленных недостатков в 2013 году.
2 Механизм профилактического воздействия на несовершеннолетних
Под профилактической деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, с нашей точки зрения, следует понимать осуществляемую в рамках функциональных полномочий деятельность по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и защите их прав путем реализации комплекса мер в рамках общей, специальной и индивидуальной профилактики.
1. Противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий.
2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.
3. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
4. Оказание индивидуального профилактического воздействия по формированию правомерного поведения несовершеннолетнего. Определение данных целей обусловлено общей задачей функционирования комиссий как субъекта профилактики.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует работу по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройству и защите их прав государственными органами и общественными организациями, рассматривает дела о правонарушениях несовершеннолетних и осуществляет контроль за содержанием и воспитанием несовершеннолетних, согласно ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Деятельность комиссии несет правовой характер. Принятые постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению. Постановления комиссии выполняются. Формы контроля разнообразны:
- отчеты руководителей субъектов системы профилактики по профилактической работе учреждения;
проверки состояния профилактической работы учреждений и организаций, входящих в систему профилактики;
анализ исполнения индивидуально-профилактических программ.
Вся деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, индивидуального подхода к несовершеннолетнему, взаимодействия с семьей.
Свою работу комиссия строит по плану, исходя из анализа ситуаций, связанной с преступностью среди несовершеннолетних, причин и условий, влияющих на состояние преступности, защите прав несовершеннолетних.
Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав построена так, чтобы в течение года на заседаниях рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью субъектов профилактики и общественных структур, определить пути их взаимодействия. При этом комиссия ставит перед собой задачу отслеживать результативность проводимой работы, оценить ее эффективность.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся проверки деятельности учреждений-субъектов системы профилактики по реализации ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних».
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со всеми субъектами профилактики организуются межведомственный профилактические рейды: социальное патрулирование, «народные рейды» - по выявлению фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, рейды в неблагополучную семью.
Проводятся семинары по темам:
- «Система работы образовательного учреждения с детьми девиантного поведения»;
- «Организация работы по профилактике суицидов среди несовершеннолетних»;
Подготовкой и началом проведения организационных мероприятий по выполнению задач, стоящих перед комиссией, является планирование работы. В 2013 г. в районе разработан был реализован ряд программ и проектов, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социально-педагогической реабилитации, охране здоровья. Это:
1) «Фальшивый рай» - программа профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних;
2) «Все равны» - программа профилактики проникновения в молодежную среду идей экстремизма, правового нигилизма, криминальной субкультуры;
3) «Спасенное детство» - программа по раннему выявлению детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;
4) «Дорога домой» - проект по профилактике повторной преступности среди несовершеннолетних;
5) «Завтра начинается сегодня!» - проект по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях, суицидов;
6) «Счастье - когда мама рядом!» - проект социализации условно осужденных матерей, имеющих детей дошкольного возраста;
7) « Мы - равны, мы - таланты страны!» - проект социализации детей-инвалидов в окружающей среде и изменения представлений разных слоев общества о детях-инвалидах;
8) «Зарница» - военно-спортивные сборы молодежи допризывной молодежи.9
Разработаны и реализованы программы и проекты различной тематической направленности. Такие как: программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г.Новошахтинска «Социальное пространство»; программа профилактики наркомании, токсикомании, ВИЧ-СПИД инфекции среди несовершеннолетних «Стратегия «Антинаркотик»; программа «Ступени роста» - реализация поэтапного комплексного межведомственного подхода в работе с детьми и семьями, реализована совместно с Российским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проект «Ты не один» - профилактика жестокого обращения с детьми и защита прав несовершеннолетних; проект «Понять, чтобы помочь!» - социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; проект «Мир дому моему» - духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта; проект «День права» - профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; проект «Моя гражданская позиция» - формирование активной позиции населения в вопросах продажи алкогольной продукции несовершеннолетним;
В рамках реализации программ и проектов проводятся различные профилактические мероприятия: акция «Соберем первоклассника», конкурс талантов для детей с ограниченными возможностями, интерактивная игра антинаркотической направленности «Найди себя», праздник здоровья «Жить здоровым - это здорово!», поездки по святым местам и др. мероприятия.10
Между службами и ведомствами происходит регулярный обмен информацией, необходимой для изучения, анализа, принятия конкретных мер по профилактике девиантного поведения, защиты прав детей. В комиссии ведется учет несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формируется основной банк данных, о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2.1 Этапы работы субъектов профилактики с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете и его родителями
1. Рассмотрение несовершеннолетнего и/или его родителей на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.11 Основанием для этого является:
- безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;
- содержание в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания и Центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних;
- злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильнодействующими веществами, оказывающими отрицательное влияние на психические и физические функции и поведение человека;- не посещение по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения;- совершение административного правонарушения;
- освобождение от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования;- совершение деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;- обвинение или подозрение в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;- условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;- получение отсрочки отбывания наказания или отсрочки исполнения приговора;- освобождение из учреждений уголовно-исполнительной системы;- осуждение за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- условное осуждение, осуждение к привлечению к общественным работам, осуждение к исправительным работам, иным видам наказаний, не связанных с лишением свободы.
- не исполнения родителями, другими законными представителями несовершеннолетних, своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющие на их поведение.
2. На основании постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав несовершеннолетний ставится на учет
3. За несовершеннолетним закрепляется основной субъект профилактики и утверждается программа индивидуально-профилактической работы
4. Заполняется учетная карточка на несовершеннолетнего
5. Согласно утвержденной программы, субъектами профилактики проводится индивидуально профилактическая работа с несовершеннолетним и его семьей
6. В КДНиЗП предоставляется ежемесячно отчеты до 02 числа каждого месяца о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей, один раз в квартал акт посещения семьи по месту жительства
7. Снятие несовершеннолетнего с учета в КДНиЗП осуществляется через 1 год, при условии, если несовершеннолетний повторно в течение года не рассматривался на заседании комиссии. По ходатайству субъекта профилактики несовершеннолетний может быть снят досрочно по исправлению, при наличии соответствующего характеризующего материала и акта контрольного посещения по месту жительства.
2.2 Порядок и основные принципы организации межведомственной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Межведомственная профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, организуется с целью раннего выявления детей и семей, нуждающихся в государственной поддержке и оказанию им своевременной помощи на стадии возникновения проблемы, для предотвращения семейного неблагополучия и устранения условий и причин, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Организация профилактической работы органов и учреждений системы профилактики с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, строится на принципе межведомственного взаимодействия, распределения сфер ответственности между субъектами системы профилактики.
Основаниям для проведения индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является решение КДНиЗП о начале работы с семьёй.
Индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с межведомственным планом, который включает в себя мероприятия, направленные на социальную адаптацию, защиту прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказания материальной помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройства.12
Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, определяются в плане, исходя из конкретной ситуации, но не более чем на 6 (шесть) месяцев.
С целью эффективности оказания помощи семье разработан алгоритм работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
1. Выявление семьи на раннем этапе неблагополучия.
2. Изучение семьи и причин существующих в ней проблем.
3. Составление межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
4. Реализация межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
5. Анализ эффективности проведённой работы.
6. Принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье и несовершеннолетнему после реализации межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с вышеуказанным алгоритмом разработан порядок организации межведомственной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
1. Выявление ребёнка (детей) и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации осуществляют специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальной защиты населения, учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, управления образования и образовательных учреждений, отдела опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, учреждений молодежной политики, службы занятости; учреждений по физической культуре, спорту и туризму, учреждений культуры, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций:
- в ходе исполнения основной деятельности;
- в ходе проведения межведомственных мероприятий (рейдов, плановых проверок и др.) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства;
- по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.
2. В случае поступления информации о ребёнке (детях) и семье, находящихся в трудной жизненной ситуации, представители органов или учреждений системы профилактики оперативно передают сообщение по форме в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав оперативно направляет информацию о выявленной семье в отдел полиции по делам несовершеннолетних либо в отдел по опеке и попечительству для проведения:
- обследования жилищно-бытовых условий;
- беседы с ребенком, его родителями, родственниками и другими лицами;
- определения существующей проблемы;
4. Отдел полиции по делам несовершеннолетних либо отдел по опеке и попечительству направляет полученную информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает данную информацию о семье на заседании КДНиЗП и постановлением определяет основной субъект профилактики по работе с ребёнком (детьми) и семьей, находящимися в трудной жизненной ситуации.
6. Основной субъект профилактики по работе с ребёнком (детьми) и семьей, находящимися в трудной жизненной ситуации осуществляет:
- оформление «Учетной карточки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации».
- составление межведомственного плана индивидуально-профилактической работы.
- проводит индивидуальную профилактическую работу с ребёнком (детьми) и семьёй, находящимися в трудной жизненной ситуации, и ежемесячно предоставляет отчет о проделанной работе в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- принимает одно из следующих решений по результатам реализации межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации:
а) прекращение работы, в связи с улучшением положения у ребёнка (детей) и в семье, и выходом их из трудной жизненной ситуации.
б) продление работы, в связи с частичным улучшением положения у ребёнка (детей) в семье, но ещё находящимися в трудной жизненной ситуации;
в) выходит с представлением, в случае ухудшения ситуации, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, о постановке их на учет в единый банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном, положении.
2.3 Работа с единым банком данных о семьях и несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении
В случае ухудшения семейной ситуации, возникновения обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью ребёнка и семьи, субъект профилактики направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав представление о постановке семьи на учет в единый банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В КДНиЗП передаётся «Учетная карточка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации».
Ответственный за формирование единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (либо ответственный секретарь КДНиЗП):
- анализирует предоставленную информацию;
- выносит дело для рассмотрения на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Субъекты системы профилактики, которые ходатайствуют о постановке семьи на учет в единый банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, заранее оповещаются о рассмотрении дела на заседании КДНиЗП.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает на заседании КДНиЗП решение о постановке семьи на учет в единый банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и закрепляет основной субъект профилактики. Постановление о постановке семьи на учет, в течение 10 дней, передается основному субъекту профилактики для индивидуальной реабилитационной работы.
Основной субъект профилактики:
- оформляет «Индивидуальная карточка семьи, состоящей на учете в районном банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении»;
- составляет межведомственный плансоциальной реабилитации семьи с включением субъектов, которые могут оказать помощь семье с указанием основных мероприятий, конкретных сроков их исполнения и субъектов, ответственных за их исполнение; плансоциальной реабилитации семьи утверждается заседании КДНиЗП;
- проводит индивидуальную профилактическую работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении, и ежемесячно предоставляет отчет о проделанной работе в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
КДНиЗП осуществляет контроль за исполнением программы:
- получает и рассматривает ежемесячно представленную информацию от основного субъекта профилактики, о проделанной работе с семьями и несовершеннолетними, состоящими на учёте в едином банке данных;
- заслушивает ежеквартально отчеты субъектов профилактики о результатах работы по программе;
- принимает меры к субъекту системы профилактики при неисполнении мероприятий программы в указанные сроки; ответственность за своевременное предоставление сведений в единый банк данных, возлагается на руководителей органов и учреждений системы профилактики, независимо от ведомственной принадлежности.
Для формирования личного дела семьи (которое находится в КДНиЗП), состоящей на учете в едином банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, применяются следующие документы:
- карточка семьи, состоящей на учете в районном банке данных
- представление о постановке на учет
- постановление о постановке семьи на учет
- межведомственный план социальной реабилитации семьи
- информация субъектов системы профилактики о реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетними
- акт контрольного посещения семьи, ежеквартально предоставляемый в КДНиЗП
После реализации мероприятий программы основной субъект системы профилактики анализирует полученные результаты, в случае, если решена основная выявленная проблема и снята социальная опасность, семья и несовершеннолетние снимаются с учета из единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В КДНиЗП основной субъект системы профилактики подает ходатайство о снятии с характеризующим материалом на семью, которое рассматривает на заседании комиссии и выносится постановление о снятии семьи по улучшению ситуации. Копия постановления передается основному субъекту профилактики, который осуществляет дальнейшее профилактическое наблюдение за семьями и несовершеннолетними, снятыми с учета.
В случае если достигнутые результаты работы по программе способствовали, лишь частичному улучшению ситуации, устранению причин неблагополучия, КДНиЗП принимает решение о продлении сроков её реализации, и при необходимости вносит коррективы в перечень мероприятий.
Если результаты профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, не принесли изменений, или ситуации обострились, КДНиЗП принимает решение о лишении родительских прав или другое, по ситуации.
Подводя итоги второй главы и учитывая все вышесказанное, следует, что, существует регламент, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Новошахтинска, которая руководствуется, прежде всего:
Конституцией Российской Федерации
Федеральным законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Законом Ростовской области «О порядке образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области»
Закон Ростовской области «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию детей на территории Ростовской области»
Постановлением Администрации города от 19.04.2013. № 461 «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»
Постановление мэра города Новошахтинска «О предупреждении, выявлении и устранения причин безнадзорности детей и подростков, оказания практической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а так же защиты их прав и законных интересов»
Постановление мэра города Новошахтинска «О межведомственной комиссии по координации действий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на пресечение нарушений в сфере оборота спирта и алкогольной продукции»
городской межведомственный план по профилактике рецидивной преступности несовершеннолетних, самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и госучреждений
Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в городе Новошахтинск»
Пландополнительных профилактических, реабилитационных и иных мероприятий по предупреждению суицидального настроения в детской и подростковой среде на 2012-2013 годы на территории муниципального образования город Новошахтинск
План «О работе социально – психологической службы образовательных учреждений по профилактике правонарушений, преступлений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся»
Отчеты о результатах Заседания комиссии по делам несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Сегодня работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обрела особую актуальность. Как ни горько осознавать, но и у нас существуют такие острые проблемы, как совершение несовершеннолетними серьезных правонарушений.
И специалистам Комиссии по делам несовершеннолетних очень часто приходится сталкиваться с этими проблемами.
Аккумулируя рассмотренный практический опыт, а также практику успешного включения общественности в процесс реабилитации несовершеннолетних мы делаем вывод о том, что одним из перспективных направлений деятельности КДН является использование потенциала общественных организаций для работы с несовершеннолетними.
КДН могут применять различные средства правового воспитания. В частности, такие, как: правовое обучение, просвещение и пропаганда административных правил (запрет распития спиртных напитков несовершеннолетними, ограничение пребывания подростков вне дома в вечернее и ночное время и т. д.). Привитие навыков правомерного поведения должно осуществляться с детства и охватывать самые широкие слои. В совокупности с использованием возможностей средств массовой информации, проводимые мероприятия становятся действенной мерой профилактики правонарушений.
В заключение можно отметить следующее.
Аналитическая работа, которая позволяет определять проблемы КПДН г. Новошахтинска, усматривает дефициты в положении детей и, соответственно, причины недостаточной результативности профилактической деятельности с целью их преодоления, а также выявлять эффективные практики, в полной мере не осуществляется. И как следствие, принимаемые меры часто носят формальный характер и не ориентируют на решение конкретных проблем детей и семей, проживающих на данной территории.
Совершенно очевидно, что необходимо совершенствовать и развивать систему научно-методического сопровождения межведомственной деятельности субъектов профилактики семейного и детского неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: от 06.05.2006 N 272 (ред. от 07.06.2012, с изм. от 24.09.2012) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012 .- N 25. - ст. 3391.
Ростовская область, Законы, О порядке образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области 11 июня 2013 Г. N 1103-ЗС [Текст] // Наше время. – 2013. - 18 июня
Ростовская область, Постановление, Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2013 году 09.12.2012. №1123 [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.org /administration/management /legislative_acts /resolutions/2011/index.php
Ростовская область,Постановление,О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию № 346-ЗС от 16.12.2009 [электронный ресурс] // http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=89865
Ростовская область, Постановление Администрации г. Новошахтинска, О межведомственной комиссии по координации действий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на пресечение нарушений в сфере оборота спирта и алкогольной продукции 23.07.2010. №1119 [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.org /administration/ management /legislative_acts /resolutions /2010/index. php
Ростовская область, Положение, Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 19.04.2013. № 461 [электронный ресурс] // режим доступа http://www.novoshakhtinsk.org
Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk. orgadministration/management/structure/ deputy%20for%20social/Komissii/standing_committee_on_juvenile/deiatelnost.php
Заседания комиссии профилактики с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете и его родителями [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/ administration/mayor/ commissions_councils/ The%20city%20interdepartmental%20commission%20on%20preventive%20maintenance%20of%20offenses/deiatelnost.php?bitrix_include_areas=N&clear_cache=Y
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города [электронный ресурс] //http://www.novoshakhtinsk.org /administration/managemen t/structure/deputy %20for%20social/Komissii /stan ding _ committee_on_juvenile/index.php?sphrase_id=24679
О результатах работы по профилактике рецидивной преступности несовершеннолетних, самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и госучреждений [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk. org/ events/ news/index.php?ID=15991&sphrase_id=24689
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/ resident/Zilishnaia_ politika/Siroti/index.php?sphrase_id=24701
Отчет о ходе работ по долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в городе Новошахтинске [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/ economics/programs/DZP/crime %20 prevention/ progress_report_on_long_term_target_program_quot_prevention_of_crimes_in_the_city_of_novoshakhtinsk_2.php?sphrase_id=24701
Отчет о ходе работ по долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в городе Новошахтинске [электронный ресурс] //http://www.novoshakhtinsk.org/economics/programs/DZP/crime %20 prevention/ progress_report_on_long_term_target_program_quot_prevention_of_crimes_in_the_city_of_novoshakhtinsk_2.php?sphrase_id=24701
Профилактика правонарушений в городе Новошахтинске на 2011-2015 годы [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/ economics/programs/DZP /crime%20prevention/index.php?sphrase_id=24704
Профилактика правонарушений в городе Новошахтинске на 2011-2015 годы [электронный ресурс] //http://www.novoshakhtinsk.orgeconomics/programs/ DZP/crime% 20prevention/index.php?sphrase_id=24704
2 О результатах работы по профилактике рецидивной преступности несовершеннолетних, самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и госучреждений [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/events/news/index.php?ID=15991&sphrase_id=24689
3 Ростовская область, Постановление, Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2013 году 09.12.2012. №1123 [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.org /administration/management /legislative_acts /resolutions/2011/index.php
7 Ростовская область, Постановление Администрации г. Новошахтинска, О межведомственной комиссии по координации действий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на пресечение нарушений в сфере оборота спирта и алкогольной продукции 23.07.2010. №1119 [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.org /administration/management /legislative_acts /resolutions /2010/index. php
8 Отчет о ходе работ по долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в городе Новошахтинске [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/ economics/programs/DZP/crime %20 prevention/progress_report_on_long_term_target_program_quot_prevention_of_crimes_in_the_city_of_novoshakhtinsk_2.php?sphrase_id=24701
10 Профилактика правонарушений в городе Новошахтинске на 2011-2015 годы [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/economics/programs/DZP/crime%20prevention/index.php?sphrase_id=24704
11 Заседания комиссии профилактики с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете и его родителями [электронный ресурс] // http://www.novoshakhtinsk.org/ administration/mayor/ commissions_councils/ Y