ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Проект профилактической направленности «Мы против насилия»
Насилие над детьми в семье носит распространенный характер не только в западных странах, но и России. Факты свидетельствуют о том, что проявления насилия не зависят от социального положения, уровня жизни семьи или уровня образования родителей.
Говоря о насилии по отношению к детям, часто применяется родственный термин «жестокое обращение с детьми», которое в Педагогическом энциклопедическом словаре определяется как умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психологическому здоровью ребенка.1
Самыми уязвимыми жертвами насилия семье являются дети, поскольку они в силу своих физических, возрастных, психических особенностей не могут оказывать сопротивление, не знают, как себя защитить в конфликтной ситуации, куда обратиться за помощью2.
В 2007 г. в РФ выявлено 3 тыс. 569 случаев жестокого обращения с детьми. К уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечено 93 гражданина, в основном усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей, из них 27 привлечено к уголовной ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей3.
Было проведенное исследование в 2006 году в трех городах России – Ижевск, Самара, Саратов, в котором участвовало 1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних детей. Полученные результаты свидетельствует о толерантности к телесным наказаниям. Каждый третий из опрошенных знает о случаях жестокого обращения с детьми, причем половина считает телесные наказания недопустимыми, треть респондентов полагает, что применять такие меры следует в зависимости от ситуации, а примерно один из десяти опрошенных считает, что бить детей можно.
По данным опроса, свыше 30% применяет телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех, кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14%.4
Можно добавить, что ежегодно, согласно докладу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, погибают не менее 4 тыс. детей в результате насилия или получают тяжелый вред здоровью5.
Хотя в нашей стране и существует Уголовный кодекс, но на деле дети просто не знают, что у них существует некоторая защита от насилия в семье6.
На сегодняшний момент в России существует более 140 законодательных актов, регламентирующих защиту прав и интересов детей, но до сих пор не принят закон о предотвращении жестокого обращения с детьми в семье.7 Кроме этого можно добавить, что и само понимание термина «насилия» среди граждан неоднозначно. Примером можно привести физическое наказание, оно чаще всего является нормой, т.к. оно поддерживает дисциплину в семье. Сами родители иногда не могут различить, где меры дисциплинарного воздействия, а где жестокого обращение.8
Эта проблема очень широко обсуждается в интернет – сети. Существует большое количество форумов, где обсуждают те или иные формы насилия; сайтов, где профессионалы – психологи рассказывают о причинах и меры защиты; журналов и публичных страниц описывающие, иногда реальные, ситуации из своей жизни и дающие, как они думают полезный совет. Но большинство интернет – страничек являются просто носителем информации и они не нацелены на помощь, а просто носят информационный характер.
Если просмотреть все эти источники информации, то преобладающая роль принадлежит в большей степени психологии и советы там чисто с психологической точки зрения: кто агрессор в семье, кто жертва, а кто спасатель, обратиться в кризисные центры и тд. 9
Но по популярности первое место принадлежит «рекомендациям» обычных пользователей сети. Люди, у которых случились проблемы, первым делом ищут информацию на форумах или спрашивают у друзей, а не идут к профессионалу.
Наибольший вес имеет то, что дети постоянно сидят в интернет и делятся между собой произошедшими событиями и просят своих друзей дать, какой – то, совет из их личной жизни. Если их просто даже ударить, то они, вдалеке от родителей, поищут информацию о том, как себя вести и кому можно обратиться.
В наше время интернет считается «свободной зоной» для общения и дети могут анонимно задать любой вопрос или поискать совет, что делать в той или иной ситуации.
Но если просмотреть все сайты связанные одной темой – насилие, то можно заметить, что они одинаковы по своей структуре, как в информационном плане, так и в контексте медиа – ресурсов. По большому счету, это просто сбор любой информации, в которой встречается хоть небольшой намек на противоправное действие.
Поэтому актуальность проекта «Мы против насилия» состоит в том, что насилие в семье является наиболее скрытым и недоступным для людей, которые всерьез занимаются этой проблемой и порой их помощь уже не нужна. Дети будут основной мишенью для побоев и всевозможных запретов, которые придумают родители.
Уникальность проекта состоит в том, что это не просто сайт с набором разнообразной информации, которую можно найти и так в доступной форме, но и на нем будет представлена только достоверная информация, взятая и переработанная из специализированных статей и книг, и конечно отобрана на определенную тематику.
Основным объектом будут дети, подвергшиеся насилию в семье.
Главной целью, на данный момент, является создание проекта «Мы против насилия» и размещение его в социальных сетях;
Основными задачами данного проекта будет следующие:
- раскрыть понятие «насилие» и дать характеристику основных его видов;
- сделать подборку сайтов, где дадут профессиональную помощь детям и их родителям;
- дать достоверную информацию о формах насилия.
Этот проект будет направлен на детей и их родителей, но не только на тех кто пострадал от насилия, но и на простых пользователей интернет – сетей.
Сама реализация данного проекта началась с 4 сентября 2013 года, идет постоянное обновление информации и подборка сайтов, где могут оказать помощь, но чаше это психологические.
Проект «Мы против насилия» будет реализовывать только одни человек, ни каких волонтеров не потребуется. Но возможно в дальнейшем привлечение людей потребуется.
Ожидаемыми результатами для интернет – страницы «Мы против насилия» будет привлечение большего числа людей на страницы сайта, раскрытие понятие профилактика и возможно сотрудничество с другими сайтами.
Ниже представлены основные положения.
Наименование проекта |
Проект профилактической направленности «Семья». |
Актуальность |
В современном мире понятие «семья» имеет размытые границы. Благодаря этому и тому, что в России немного другой склад воспитания детей, может возникнуть семейное насилие. Дети являются наиболее уязвимой группой, т.к. они не знают куда обратиться и что делать. Из-за трудностей в своем детстве многие не могут завести свои семьи в будущем. |
Цель проекта |
Формирование позитивного образа семьи и правильного воспитания у детей, находящихся в группе риска по проблеме насилия. |
Задачи проекта |
1. Раскрытие понятия «семья», ее основных функций, 2. Обсуждение проблем семьи в современном мире, 3. Подборка сказок, направленных на правильное восприятие семьи, 4. Проведение деловых игр, позволяющие детям занять место родителей, 5. Составить перечень рекомендаций социальной профилактики для учреждения. |
Адресная направленность Проекта |
Объектом являются дети, находящиеся в группе риска по проблеме насилия |
Содержание проекта |
В структуре мероприятий будет входить беседа на данную тематику и анализ тех сказок и мультфильмов, которые будут включать негативные и позитивные моменты воспитания детей. |
Описание основных мероприятий Проекта |
Это будет комплекс мероприятий, который включает в себя: 1. Создание и информационная поддержка интернет – странички в социальных сетях «Мы против насилия» 2. Знакомство с понятием семья (что туда включается и какие понятия могут назвать еще дети). Просмотр мультфильмов о семье. 3. Информационно-профилактические беседы о функциях, традициях семьи. 4. Рассмотрение сказок, песен, художественных произведений раскрывающих содержание семейных ролей. 5. Ролевая игра «Счастливая семья». 6. Конкурс рисунков «Счастливая семья». |
Этапы Проекта |
1 этап: - Подготовка информационного и методического обеспечения проекта; - Создание интернет – странички; - Разработка информационных буклетов по проблеме насилия. 2 этап: - Создание групп – участников проекта; - Проведение интерактивных мероприятий (беседы, игры, конкурсы). 3 этап: - Подведение итогов проекта. |
Описание методик и технологий, применяемых в Проекте |
Основной технологией будет социальная профилактика. В самом проекте будет использована беседа, как метод обратной связи. Сказкотерапия, как редко применяемая методика, даст хорошие результаты, т.к. проще в сказке или в рисунке отразить проблемы ребенка, которые он боится озвучить. Целесообразно использование элементов и других видов социальной терапии. |
Ожидаемые результаты |
- привлечение внимания интернет – пользователей к проблеме насилия в отношении несовершеннолетних, ее латентности и масштабности; - формирование семейных ценностей у детей и родителей; - повышение социально-воспитательной компетентности родителей. |
Для их реализации потребуется компьютер с выходом в интернет, библиотека, в данном случае университетская и научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU», журналы по социальной работе и сайты, где в доступе есть ролики с социальной рекламой, презентации с данной тематикой.
Конечно, можно было разработать небольшие календари, памятки или буклеты.
Таким образом, домашнее насилие над детьми имеет угрожающие масштабы, и интернет является практически единственным способом обратить внимание на эту проблему. Сам проект нацелен, более подробно, рассказать о формах профилактики насилия и возможностях формирования и привития семейных ценностей.
Общие результаты
Проект в информационном плане начался 4 сентября 2013 года. В качестве стартовой площадки была использована социальная сеть «ВКонтакте», которая давала преимущество в том, что показывала данные о посещении созданного сайта. Еще одним плюсом является простота использования. Кроме этого был создан логотип, по которому ясно изложена позиция. (См. Приложение)
Всего было выложено 65 записей. Из них 38 видео, в которых рассказывали о том, что такое насилие, куда надо обратиться, как поступать в подобной ситуации и были элементы социальной рекламы из разных стран, в которой показывали, как жертвы справлялись с ситуацией или как в ней попадали. Были советы социальных работников, психологов и ученых, которые занимаются этой проблемой. Некоторые видео содержали в себе разные конференции и обсуждения.
Остальные приходились на статьи, около 27. Там рассматривалась социальная профилактика, что это такое, какие уровни, какие центры в нашей стране и за рубежом занимаются ей, проблемы, методы. Также были представлены другие методы борьбы с насилием в семье: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная коррекция, построение генограммы, метод психодраммы и арт - терапия. Естественно не обошлось и без объяснения термина «насилие», его основных видов и их характеристик.
За это время проект «Мы против насилия», посетило около 911человек. Были также подписчики, но, увы, их всего 22 человек.
Т а б л и ц а 1. Просмотр страницы сайта за календарный месяц.10
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
172 |
470 |
269 |
Большой приток просмотров был в октябре, только потому, что тогда рекламировался сайт и призыв вступить в группу.
Кроме подсчета посетивших сайт велся просмотр возрастных групп. К сожалению, нет таблицы за сентябрь, т.к. велась лишь подготовка материалов и привлечение людей.
Т а б л и ц а 2. Посещаемость: пол и возраст за октябрь.11
Самой многочисленной аудиторией оказались мужчины (79 %). Они преобладают в группе от 21 до 24 и от 24 до 27 лет. В целом сайт посетило 371 человек мужского пола.
Женщин оказалось около 21 %. Они преобладают в возрастных группах от 18 до 21 и от 30 до 35 лет. Их численность составила около 99 человек из 470 всего посетивших сайт за октябрь.
За ноябрь результаты оказались лучшими, чем за два месяца. Оно дало более обширную схему охвата возрастных групп.
Т а б л и ц а 3. Посещаемость: пол и возраст за ноябрь.12
В ноябре количество в процентном соотношении немного уравнялось. За месяц мужчин - 56 %, а женщин - 44 %. Среди представителей мужского пола большой процент имеет возраст от 35 до 45 лет (около 9,1 %), среди женщин - это возраста от 18 до 21, от 21 до 27 и от 30 до 35 (около 8,3 %).
Всего число посетивших страницу за ноябрь - 269 человек. Из общего количество: мужчин - 151, а женщин - 118.
В целом проект удался, т.к. он отличается от всех других:
раскрыты основные методы технологий социальной работы с лицами, подвергшимися насилию;
представлена была социальная профилактика, ее терминология, значение и уровни.
показана подборка видео, которое содержит в себе материал с конференций, связанный с проблемой, телемост со специалистами в данной области, ролики социальной рекламы, российские, зарубежные и призеров конкурсов.
представлены были ссылки на другие источники информации, которые содержат в себе консультации психологов и педагогов.
Основными трудностями проекта можно назвать следующие:
очень мало информации о социальной профилактике.
проводя анализ статей посвященных данной тем заметно, что многие пытаются подстроить под себя отдельные элементы профилактики или охватывают не все уровни работы с людьми.
мало видеоматериалов с конференций, форумов и просто новостей о насилии в семье, а если и есть, то загружено непонятными терминами, которые поймет не каждый человек.
сама социальная реклама. Хорошей и качественной очень мало. Одна либо непонятна, либо загружена текстом.
В дальнейшем можно было добавить на сайт проекта картинки, посвященные борьбы с насилием, а также картинки, призывающие сохранять семейные ценности и чтить их. Возможно, организовать сотрудничество между другими сайтами и делиться имеющейся информацией.
Если говорить о поиске сайта, то по таблице внизу подробно показаны источники перехода.
Т а б л и ц а 3. Источники перехода за все время существования проекта «Мы против насилия».13
Если посмотреть на таблицу первое место занимает «Страницы сообществ», в данном случае это социальная сеть «ВКонтакте», второе - это браузерные закладки и третье место - «Мои группы».
Огромный минус всего проекта - это привлечение в группу других людей. Если его рекламировать и приглашать туда, то никто не пойдет смотреть, что там. За все время набралось порядком 21 человек, которые хотели узнавать новости по мере их поступления и это несмотря на то, что своеобразные призывы вступать в группу опубликовались на других страницах.
Проект только начинается, трудности в основном связаны с трудностью самой проблемы: ее существование обществом не признается, о данной проблеме не хотят говорить, еще труднее ее выявлять. А профилактика насилия затрудняется тем, что граница того, что считать насилием довольно размыта.
ВЫВОД.
1. Домашнее насилие приобрело внушительные масштабы, и никто не защищен от него. Каждый из нас придя домой может подвергнуться этому виду насилия. Нет четко прописанных законов о предотвращении жестокого обращения с детьми в семье. Многие граждане не знают о понятии «насилие» или трактуют его неверно.
2. Было выяснено, что большая часть сайтов рассказывают о проблеме с точки зрения психологии, и практически нигде нет рассмотрения проблемы с точки зрения социальной работы и социальной профилактики. Большую часть информации составляют советы незнакомых людей, которые считают себя специалистами в данной области.
3. Интернет - ресурсы являются самым распространенным видом получения информации. Для детей он это особенно актуально, т.к. там они могут почитать, спросить или рассказать полностью о своей проблеме.
4. Был прописан проект «Мы против насилия», в котором были выполнены поставленные цели и задачи. Он был размещен в социальной сети «ВКонтакте». Предоставлены на сайте в целом 65 работ, из них 38 видео и 27 статей. В целом его посетило около 911 человек.
5. Сам проект выполнил поставленные перед собой задачи:
была представлена достоверная информация о видах насилия, его признаках;
предоставлен список сайтов, где можно получить помощь;
раскрыто понятие «социальной профилактики».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация, Кодексы, Уголовный Кодекс РФ [от 13 июня 1996 года № 63 - ФЗ]: офиц. текст // URL: zakoni.ucoz.ru/news/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii_s_izmenenijami_na_01_03_2012/2012-03-19-35
Ермолова Д.Ю. Насилие как социальная проблема / Д.Ю. Ермолова // Неделя науки 2013: сборник тезисов: Южный федеральный университет – Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2013. – С. 431-435
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / составитель Л.П. Кузнецова.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
Платонова Н.М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие. / Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов. — СПб.: Речь, 2004.- С. 54с.
Социальная работа. Ответы на вопросы к зачетам и экзаменам: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К°, 2008. – С. 32.
Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д.Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 27.
Технология социальной работы: Учебно-методическое пособие / Сост.: Т.К. Сологубова, Е.В. Мартынова. – Новошахтинск, 2007. – С. 63.
Бессчетнова О.В. Семейная политика России в решении проблем домашнего насилия над детьми / О.В. Бессчетнова // Известия Саратовского университета. - 2007. - № 2. - С. 47 - 50. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11684391
Ермолова Д.Ю., Мартынова Е.В. Социальные аспекты проблемы насилия в совеменном российском обществе / Д.Ю. Ермолова, Е.В. Мартынова // Studia Socionomica, 2013, № 2 (8) – URL:http://www.socionomica.sfedu.ru
Илгамов Э.З. Феномен семейного насилия в отношении детей / Э.З. Илгамов // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 2011. - № 1 .- С. 280 - 292. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15562506
Ковальчук О.В. Королева К.Ю. Насилие над детьми как социальная проблема / О.В. Ковальчук К.Ю. Королева // Социосфера. - 2012. - № 2. - С. 14 - 16. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17770556
Мартынова Т.Ф. Влияние образовательных программ на отношение к проблеме насилия в семье / Т.Ф. Мартынова, Дженет Терстон // Наука и образование. – 2005. - №3. – С. 98-102. // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11929684
Мильшин А.О. Социальные аспекты профилактики насилия в семье/ А.О.Мильшин // Сервис Plus. – 2010. - №4. – с. 14 – 19. // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15341198
Мильшин А.О. Социокультурные проблемы предупреждения насилия в семье / А.О. Мильшин // Сервис plus. – 2010. - № 3. – с. 85 – 93. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15167430
Муслатова Е.Е. К вопросу о причинах семейного насилия и роли профилактики в его осуществлении / Е.Е.Муслатова // Человек: преступление и наказание. – 2009. - № 3. – С. 89–92. // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12891709
Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения Термины и определения // URL: http://www.ksc-rostov.ru/zaconodatelstvo/gost/gost 52498.pdf
Черданцева Т.И. Жестокое обращение с детьми как социальное явления в России / Т.И. Черданцева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2011. - № 3. - С. 234 - 236. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20135979
Андреева В. Арт–терапия / В. Андреева // URL: http://www.openreality.ru/school/psychology/humanist/art-therapy/
Балабаева А.К. Советы психологов / А.К. Балабаева А.А. Кайдарова Л.М. Куроедова // URL: http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/132686/
Басанский П.Л. Что такое психодрама / П.Л. Басанский // URL: https://sites.google.com/site/pbasanskiy/cto-takoe-psihodrama
Генограмма – карта семьи // URL: http://www.appl.com.ua/rasstanovki/genogramma-karta-semi.html
Депутаты хотят ввести цензуру на телевидении // URL: http://24smi.org/news/8047-deputati-xotiat-vvesti-cenzuru.html
Джон Йемма После Авроры: роль насилия в СМИ / Йемма Джон // URL: http://www.inosmi.ru/world/20120805/196084301.html
Должны ли СМИ нести уголовную ответственность за результаты показа насилия? // URL: http://murzim.ru/psihologija/psihologija-massovyh-kommunikacij/10834-dolzhny-li-smi-nesti-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-rezultaty-pokaza-nasiliya.html
Жертвы насилия // URL: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=en|ru&u=http://www.challiance.org/Services/VictimsofViolenceProgram.aspx&ei=l7OfUPCWBMja4QTe6IGADA
Как пережить насилие? // URL: http://blogerov.net/psihologiya/114-nasilie-kak-perezhit-nasilie.html
Комиссия СФ не поддержала поправки, ужесточающие закон о СМИ // URL: http://lwww.moral.ru/news/04_1125_SF.htm
Костерин В.М. Профилактика кризисов и конфликтов в семье, семейного насилия / В.М. Костерин // URL: http://www.center-family.ru/novosti6.htm#1
Криницина А. Психодрамма, театральные постановки / Криницина А. // URL: http://artpsychology.narod.ru/drama.html
Левитская А. Статистика жестокого обращения с детьми в Росси ужасает / А. Левитская // URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/8750.html
Москаленко В. Насилие в семье / Москаленко В. // URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=549
Назаренко Е. Арт–терапия / Е. Назаренко // URL: http://live-and-learn.ru/Art-terapiya.html
Насилие над детьми в России продолжается // URL: http://sirotinka.ru/ravnovesie/7118.html
Пальчик Н. Насилие в семье как социально психологическая проблема и профилактика этого явления / Н. Пальчик // URL: http://www.centerverba.ru/violence/prevention/
Писклаковая-Паркер М.Ни закона, ни справедливости:Насилие в отношении женщин в России / М.Писклаковая-Паркер // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-96966.html
Романин А.Н. Психодрама, ее методики, типичные упражнения / А.Н. Романин // URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=484
Рудина Н. Родители и дети. Насилие над детьми в семье / Н.Рудина // URL: http://1001.ru/arc/issue1755/
СвистуноваЛ.П. Результаты деятельности по проекту «Создание регионального центра профилактики насилия» за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. (поддержка Фонда Форда) / Л.П. Свистунова // URL: http://www.owl.ru/content/women/p54117.shtml
Семенов В. Психодрамма / В.Семенов // URL: http://pp.crl.kz/pages/212.jsp
Сидоренко Т. Насилие в семье: частное дело или социальная проблема? / Сидоренко Т. // URL: http://www.a-z.ru/women/texts/str_12r.htm
Социальная реабилитация // URL: http://soc-work.ru/article/234
Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии / О. Старова // URL: http://psyfactor.org/lib/starova.htm
Фетищева О. Взрослые, которые в детстве пережили сексуальное насилие / Фетищева О. // URL: http://vitamin-ya.ru/vzroslye-kotorye-v-detstve-perezhili-seksualnoe-nasilie/
Якупов С. «Этническая» цензура. 1-го сентября на всех телеканалах страны / С.Якупов // URL: http://media-media.ru/?p=1015
Статистика сайта: источники перехода // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736
Посещаемость: пол и возраст за ноябрь // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736
Посещаемость: пол и возраст за октябрь // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЛОГОТИП САЙТА «МЫ ПРОТИВ НАСИЛИЯ»
1 Илгамов Э.З. Феномен семейного насилия в отношении детей / Э.З. Илгамов // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 2011. - № 1 .- С. 280 - 292. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15562506
2 Ковальчук О.В. Королева К.Ю. Насилие над детьми как социальная проблема / О.В. Ковальчук К.Ю. Королева // Социосфера. - 2012. - № 2. - С. 14 - 16. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17770556
3 Левитская А. Статистика жестокого обращения с детьми в Росси ужасает / А. Левитская // URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/8750.html
4 Рудина Н. Родители и дети. Насилие над детьми в семье / Н.Рудина // URL: http://1001.ru/arc/issue1755/
5 Насилие над детьми в России продолжается // URL: http://sirotinka.ru/ravnovesie/7118.html
6 Российская Федерация, Кодексы, Уголовный Кодекс РФ [от 13 июня 1996 года № 63 - ФЗ]: офиц. текст // URL: zakoni.ucoz.ru/news/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii_s_izmenenijami_na_01_03_2012/2012-03-19-35
7 Бессчетнова О.В. Семейная политика России в решении проблем домашнего насилия над детьми / О.В. Бессчетнова // Известия Саратовского университета. - 2007. - № 2. - С. 47 - 50. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11684391
8 Черданцева Т.И. Жестокое обращение с детьми как социальное явления в России / Т.И. Черданцева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2011. - № 3. - С. 234 - 236. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20135979
9 Балабаева А.К. Кайдарова А.А. Куроедова Л.М. Советы психологов / А.К. Балабаева А.А. Кайдарова Л.М. Куроедова // URL: http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/132686/
10 Уникальные посетители и просмотры за месяц // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736
11 Посещаемость: пол и возраст за октябрь // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736
12 Посещаемость: пол и возраст за ноябрь // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736
13 Статистика сайта: источники перехода // URL: https://vk.com/stats?gid=57990736