Нередко можно наблюдать враждебное поведение группы людей, по отношению к окружающему социуму. Это может проявляться в агрессивных действиях. Мы предприняли попытку исследовать поведенческие групповые процессы, связанные с групповой агрессией. Нам также представляется опасной склонность подобных агрессивных групп в России к идеологизации (принятию определенных идеологических взглядов, стереотипов.) в направлении ксенофобии (ненависти к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному).
Изучение групповых поведенческих явлений ведётся достаточно интенсивно, однако, в основном во фрагментарном, ориентированном на практику формате, а результаты представлены в виде советов в конкретных ситуациях для начинающих специалистов, описании феноменов, теоретические обобщения редки и часто непоследовательны. В основном направление исследований определяют потребности развития метода социально-психологического тренинга. Процессу распределения ролей посвящён целый этап в развитии тренинговой группы. [2] Однако, несмотря на то, что функционально-ролевая структура групповых взаимоотношений интенсивно изучалась, она всегда рассматривалась неотделимо от иерархической структуры групповых взаимоотношений. Почему? При поверхностном анализе вводит в заблуждение псевдо-совпадение важных элементов этих структур групповых взаимоотношений. Место доминанта в иерархии плохо отделяется от организаторской роли, а место «отверженного» от отсутствия роли вообще. Подобная путаница не позволяет эффективно изучать механизмы формирования структуры групповых взаимоотношений.
Природа иерархических взаимоотношений определяется стремлением членов группы к доминантному (главенствующему, позволяющему оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю.) положению. Высокий статус даёт человеку преимущества при распределении ресурсов внутри группы, главным образом, право на приоритет в размножении [3]. Постоянное соперничество за лучшее место в иерархии прямо или опосредованно является главной причиной внутригрупповой агрессии. Агрессия же групповая, то есть агрессия вымещенная группой как целым вовне, является проявлением стремления группы (в основном неосознанного) к сохранению-расширению влияния в конкурентном пространстве, в таком пространстве, как наиболее эффективный, филогенетически, сформировался механизм функционально-ролевой структуризации группы. Этот механизм тщательно изучается этологами, и именно он интересен нам как причина проявления групповой агрессии.
В современном человеческом обществе борьба за сохранение-расширение группового влияния в том виде, в котором она была, необходима в среде эволюционной адаптации [1] по большей части не актуальна. Тем не менее, эти механизмы, когда-то обеспечившие выживание человека работают, проявляясь в побуждении к консолидации с себе подобными, построению функционально-ролевой групповой структуры и агрессивному поведению по отношению к непринадлежащим к группе индивидам и группам оных. Причём, мы считаем, что уровень групповой консолидации и уровень групповой агрессивности положительно коррелируют друг с другом.
К признакам повышения уровня консолидации можно отнести
следующие:
1) снижение внутригрупповой агрессивности;
2) повышение уровня группового самосознания;
3) повышение функциональной дифференциации членов группы и
др.
По мере повышения уровня групповой консолидации-агрессивности группа всё острее нуждается в объекте вымещения агрессии. Явным антагонистом зачастую становится группа преимущественно организованная так же по функционально-ролевому типу, что во многом обусловливается аналогичной потребностью этой группы к вымещению своей агрессии. Признаки, по которым проходит идентификация «свой-чужой» и формируется потенциально агрессивная группа могут быть разнообразны: любимая спортивная команда, музыкальные предпочтения, национальность, вероисповедание, место жительства и т.д. нередко к изначальному признаку со временем добавляются и другие конкретизирующие уже выбранный образ врага. Распределение функциональных ролей в группе было бы не возможно без наличия группового самосознания. Исполняя такую роль человек, чувствует себя «деталью механизма», частью команды решающей общие задачи, которые субъективно воспринимаются им как более важные, чем его собственные, в выраженной форме это может проявляться как, например, героизм.
Следовательно, одновременная ориентация индивида на самоопределение в рамках иерархической и функционально-ролевой структуры невозможна так же, как невозможна единовременная актуальность самосознания и группового самосознания. Первый механизм структуризации зачастую обуславливает более ранний этап группового процесса, постоянно актуален в изолированных группах и чаще в группах не ориентированных на достижение конкретных общих целей, второй в ситуации потенциальной внешней (вне групповой) угрозы.
Таким образом, побуждение к консолидации с себе подобными, построение функционально-ролевой групповой структуры и агрессивное поведение по отношению к не принадлежащим к группе индивидам и другим группам являются элементами атавистического механизма борьбы за сохранение-расширение группового влияния.
Литература
А.И. Протопопов. Инстинкты человека: попытка описания и классификации. М.: – 2012 – 94с.
В.Ю.Большаков. Психотренинг: социодинамика упражнения игры. – Социально-психологический центр Санкт-петербург, 1996 –384с.
Н. Коган Стресс и борьба за власть. – М: Наука и техника. - №9. – 2008. – С. 3-4.