ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Демченко В.Д. 1
1Белгородский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В своей работе я бы хотел уделить внимание всё более злободневной теме, а именно росту уровня агрессивности среди школьников и подростков. Что именно можно считать термином «агрессивный подросток» ? Какие проблемы обществу ставит эта тема? А главное пути, методы, средства решения данного вопроса мне бы хотелось рассмотреть в данном материале.

В начале я бы хотел сказать, что именно меня побудило раскрыть именно эту тему. Нельзя не заметить, что уровень агрессии действительно вырос, но на сколько? И столь ли это существенно на фоне других проблем складывающихся в обществе? Тут мне бы хотелось привести как факт результаты исследования «Института социологии РАН».

(1 Текст: Екатерина Добрынинаhttp://www.rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html)

Начиная с 2005 г. сотрудники Института социологии РАН проводили во многих больших и малых городах России опросы "трудных" и обычных подростков-старшеклассников, их родителей и учителей, а также воспитанников Белореченской мужской колонии для несовершеннолетних. Исследования вели как традиционным способом личного интервью, так и в режиме онлайн в сети Интернет.

Выводы не слишком-то радостные. За последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе "тяжелые", проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.

Доля "законопослушных" подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают "нормы общежития" - дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят - это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу "трудных" можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с "неоконченным средним". Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке "избиение с группой человека". По 2-5% признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля.

Самые частые преступления, которые совершают подростки, - это кражи, уличные грабежи, хулиганство. Особенно тревожит то, что в последнее время несовершеннолетние успешно "осваивают" вполне взрослый криминал: торговлю оружием и наркотиками, рэкет, сутенерство, разбойные нападения. Они не останавливаются перед тем, чтобы пытать своих жертв, калечить и убивать их. Юные бандиты проявляют сейчас гораздо большую изобретательность и жесткость, чем в прежние времена. Причем их отличительная черта - то, что они обычно собираются в "стаи", и примерно в 2,5 раза чаще, чем взрослые, совершают именно групповые преступления. Так, при опросе осужденных в Белореченской колонии для несовершеннолетних 58% подростков сказали, что в момент совершения преступления действовали в компании со сверстниками, еще 15% указали, что в этот момент в их "группе" были взрослые.

По данным социологов, сейчас среди всех форм досуга молодежи преобладает "развлечение". Практически потеряли популярность такие занятия, как конструирование, занятия в каких-либо кружках и клубах, походы и т.д.

95% тех, кто относит себя к той или иной неформальной группе сказали, что с приятелями они в основном "гуляют по улице, в парке, во дворе". 63% - играют в компьютер, 52% - в футбол или другие спортивные игры, 43% ходят на дискотеку, в клуб или в бар, 42% - пьют пиво и другие слабоалкогольные напитки, 38% - курят. Каждый третий член неформальной группы (32%) сказал, что вместе с друзьями он "прикалывается, пугает людей и досаждает им", 27% - "крушат и ломают все вокруг ради удовольствия" (в одиночку подобными вещами занимаются лишь 6% опрошенных). 24% курят в своей компании кальян, каждый пятый употребляет крепкий алкоголь. Каждый десятый в компании таких же молодых людей курит марихуану, а 8% - употребляет более сильные наркотики. 6% признались, что вместе с приятелями совершали кражи из магазинов (самостоятельно это сделать рискнул лишь один из ста).

Каждый пятый подросток входит в ту или иную неформальную группу. Судя по данным опросов, самые многочисленные - это спортивные (30%) и музыкальные (26) фанаты, а также любители японского аниме (24%). Остальные респонденты отметили свою приверженность к таким группам, как хипстеры, готы и эмо, рокеры, рэперы, панки, гопники, альтернативщики, скейтеры и паркуристы, ролевики и толкиенисты, национал-патриоты, фашисты или скинхеды. Достаточно новым явлением в молодежной неформальной субкультуре считают компьютерных геймеров и хакеров (8%). В ходе интернет-опроса более половины (57%) подростков указали, что принадлежат к различным сетевым сообществам по интересам.

Такие группы ученые называют молодежными субкультурами и отмечают, что обычно они замкнуты и подчеркнуто изолируются от массовой культуры. Некоторые движения, которые проявляют по отношению к "традициям" агрессию и иногда - экстремизм, считаются уже контркультурой. Самая старая - это контркультура преступного мира, у которой свои законы, свой язык, свои опознавательные знаки (одежда, татуировки и пр.). Многие подростки к "блатной" романтике явно тяготеют.

Но, конечно, больше всего молодежных групп связано с разными стилями музыки: от панков и эмо до любителей тяжелого рока. Правда, исследователи отмечают, что подростки очень часто не понимают, "под чем подписались". Например, некоторые "настоящие металлисты" свято уверены, что главная их задача - устраивать драки и беспорядки, хамить взрослым, одеваться в кожу и заклепки. А попроси их назвать имена и лучшие альбомы знаменитых музыкантов в стиле хеви-метал - тут же "зависнут". Кстати, тоже касается и скинхедов: изначально это были последователи стиля регги и ска. Но впоследствии часть скинхедов примкнула к политическим радикалам, неонацистам, антикоммунистам и пр. - и какая уж тут музыка, когда в руке кастет, а на устах сплошное "хайль". Именно такие группы и представляют особую опасность для общества, заключают ученые вместе с педагогами и родителями.

Так или иначе, когда социологи опрашивали школьников 7-9-х классов и несовершеннолетних заключенных, выяснилось, что стоит только запустить механизм агрессии - и она идет вширь. "Нужно применить силу, чтобы тебя уважали", "Если вещи, которые я делаю, расстраивают других людей, то это их проблема, а не моя", "когда я зол, лучше держаться от меня подальше", "я в любом случае постараюсь получить то, что хочу, даже если это создаст проблемы другим людям", "без насилия все было бы намного скучнее", "нет ничего плохого в том, чтобы ударить слабого", "насилие - это удовольствие" - с такими утверждениями согласны в среднем 13% "законопослушных подростков". По мере приобретения опыта драк и прочих "антиобщественных" действий подобные тезисы берет на вооружение каждый пятый подросток. Уже 40% школьников, чье поведение социологи деликатно называют "отклоняющимся" от принятого в обществе, могут написать подобные слова как девиз на щите, отнюдь не рыцарском. А среди малолетних осужденных более половины (иногда до 67-68%) подобное враждебное отношение к людям считают для себя нормой.

Правда, во многих случаях свою агрессию школьники выплескивают не физически, а словесно и лишь против тех, кто заведомо слабее. Но при этом социологи отметили, что в последнее время даже вербальная агрессия стала проявляться в более раннем возрасте, чем в 80-90-е годы. А по данным МВД, также приведенным в докладе ученых, более 30% преступлений несовершеннолетние совершают без какого-либо четкого мотива, 70% малолетних убийц даже не могут ответить, зачем они это сделали.

Откуда в наших детях столько агрессии? Социологи обратились к данным психологов, которые агрессию подразделяют на физическую (то есть прямое нападение, применение физической силы), косвенную (сплетни, злобные шутки, адресованные "всем сразу" приступы ярости, крик, хлопанье дверьми и т.д.), вербальную (угрозы, ругань) и потенциальную (раздражительность и готовность при малейшем поводе перейти от настроения к действию). Психологи выделяют жестокость как вид агрессии, но знак равенства между ними не ставят. Жестокость, считают они, вовсе не обязательно сопутствует агрессии. Агрессия может быть заложена "от природы", у нее биологические корни. А вот жестокость - это результат воспитания и условий жизни. Очень часто люди (и подростки в том числе) жестоки не "сами по себе", а потому, что "так положено" в их группе, и если ее законам не следуешь, сам же в первую очередь и поплатишься. Для многих подростков агрессия и жестокость - это способ самоутвердиться в кругу сверстников, "дать отпор". Многое зависит и от семьи. Как ни странно это кажется со стороны, но склонность к насилию психологи часто отмечают не только у детей, которых дома "бьют смертным боем", а у вполне благополучных "маменькиных сынков", чьи родители контролируют буквально каждый шаг своего чада и оставляют ему только такой способ "проверить себя".

Почему случились те драки, в которых ты участвовал? Ответы подростков:

  • Меня оскорбили, и я решил сам отомстить - 43%.

  • На меня напали, я защищался - 39%.

  • Защищал подругу (друга) - 34%.

  • Это война между группировками - 19%.

  • Хотелось кое-кого проучить - 16%.

  • Просто захотелось, под настроение - 5%.

  • Представился случай проверить себя и свою силу - 4%.

Как ты поступаешь, когда у тебя возникают трудности?

  • Сам ищу выход, обдумываю ситуацию - 42%.

  • Советуюсь с кем-нибудь, вместе ищем решение - 39%.

  • Отвлекаюсь, ухожу в Интернет, в игру, смотрю кино, ТВ - 33%.

  • Ухожу в себя, рисую, слушаю музыку, стараюсь не общаться - 30%.

  • Предпочитаю отключиться с помощью алкоголя и т.п. - 10%.

Статистика действительно невообразимая, уровень агрессивности подростков растёт, несмотря на это, серьёзную проблему в этом видят только те, кто непосредственно прослеживает динамику и понимает механизм такого поведения, а именно психологи и социологи. Цель моей работы – затронуть столь острую проблему.

(2 Светлана СушинскихПсихолог http://www.nnmama.ru/PsyArt1)

Рассмотрим подростковый возраст и его основные психологические особенности.

Подростковый период является самым долгим переходным периодом, характеризующимся рядом физических изменений. Можно сказать, что в это время происходит второе рождение личности. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Как психологические особенности данного возраста мы так же можем наблюдать чувствительность к оценке посторонних своей внешности, крайняя самонадеянность и категоричные суждения в отношение окружающих, а так же желание быть признанным и оценённым другими, стремление к показной независимости а так же борьба с общепринятыми правилами.

Как причину этих особенностей можно выделить половое созревание, как следствие эмоциональную неустойчивость, резкие колебания настроения, а так же острая реакция на попытку ущемить самолюбие подростка. Внешний вид подростка часто становится источников конфликтов не только в семье, но и в социальных группах, обществе. К внешнему виду относится не только одежда или причёска, но и манеры поведения походка.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Умственная деятельность в этом возрасте направлена в ту сферу которой в данный момент увлечён подросток, а так как интересы в этот период неустойчивы, нельзя однозначно определить ход этой деятельности.

Одно из новообразований подросткового периода – чувство взрослости. Объективно, подросток пока не может включится в полноценную взрослую жизнь и до реальной взрослой жизни пока далеко, но тут у подростка появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение, распитие спиртных напитков, всяческие проявление своей личной жизни.

Этот сложный этап, благодаря которому подросток может получить богатый жизненный опыт который подготовит его к следующему этапу – юности. Но он так же неоднозначен. Здесь подросток может выбрать себе и благоприятный сюжет протекания этого период, например получив ценный опыт отношений и заботы в семье, участие в решении сложных, а так же злободневных проблем, помощь нуждающимся.

Отсюда можно сделать вывод, что подросток относится к себе как к взрослому и требует от окружения этого признания, требует отношения к себе как к равному. При этом чаще это всего лишь слова, неподкреплённые действительно взрослыми обязанностями и поступками.

На первый план у подростка выходит мнение о нём группы, к которой он принадлежит, факт принадлежности к группе придаёт уверенность. Поведение коллектива во многом определит поведенческие мотивы подростка. Не стоит забывать, что у подростка так же складывается потребность в друге, которому можно было бы полностью доверять. В друге подросток ищет сходства и понимания, поддержки. Тут стоит и упомянуть о референтных группах. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

(Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования

. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175)

Хотелось бы рассмотреть ещё и юношеский возраст, его психологические особенности. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Исследований, отражающих современный уровень личностного развития 15-летних детей и специфику решения ими жизненно важных задач, пока еще нет. Воспользуемся данными 80-х годов. И.В. Дубровина показала, что далеко не все старшие подростки к концу IX класса (в то время VIII класса) могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них, опасения. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь — более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраивает». Это только ещё раз доказывает, что подросток в этом возрасте очень уязвим к воздействию как негативных, так и положительных факторов влияния. Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».

В 11, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других десятиклассников самооценка высока и глобальна — охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в 11 классе повышается тревожность.

Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) обозначает, скорее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем». «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность».

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. Учителя дают такие характеристики отдельным школьникам: «Беспринципный, никогда не знаешь, как он поступит, всегда смотрит, откуда ветер дует». «Всегда идет на поводу у других, не имеет своего мнения». Опрос, проводившийся в 10 классах московских школ совсем недавно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Как мы видим, причин для возникновения агрессии у подростков много, будь то неправильное воспитание или дурное влияние компании, неважно, главным остаётся то, что подростку нужна помощь не только когда он уже стал агрессивным. Гораздо более важным является комплексный подход и борьба с факторами, которые могут подтолкнуть подростка к агрессии. Воспитание морального облика подростка не должно заканчиваться просто разговорами, необходимо, что бы и школа и родные, а так же окружение вели подростка как единый и целый вектор положительного влияния. Частные методы и приёмы, организация таких методов, практические советы и приёмы, то над чем бы я хотел, что бы вы задумались после прочтения моей работы.

Просмотров работы: 2059