При изучении любого школьного предмета, и биологии в том числе, ученик должен получить не только знания, но и овладеть определенными умениями и навыками. Поэтому важной задачей учителя-предметника является формирование этих умений и навыков. Изучение процессов высшей нервной деятельности (ВНД) в школьном курсе биологии раскрывает широкие возможности для этих целей.
В связи с этим была поставлена следующая цель - это рассмотрение возможности углубленного практического изучения процессов ВНД в школьном курсе «Биология. Человек».
Задачами нашего исследования было:
Проанализировать понятие о ВНД в современной психологической и физиологической литературе;
Рассмотреть вопросы преемственности в требованиях, предъявляемых к учащимся в основных нормативных документах;
Предложить способ корректировки обнаруженного несоответствия при изучении ВНД через систему практических занятий.
Сначала введем определение ВНД.
ВНД - это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях.
Далее обратимся к результатам анализа образовательного Стандарта основного общего образования по биологии. В Стандарте регламентированы требования к умениям и навыкам, которые должны приобрести учащиеся. Среди них нами были отмечены следующие: освоение знаний о методах познания живой природы; овладение умениями проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
Последующее исследование обязательного минимума содержания программ Стандарта показало, что раздел «Человек – часть биосферы» рассматривает значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья и методы изучения организма человека. Это предполагает проведение простых биологических исследований, направленных на самопознание.
Следующий этап работы состоял в анализе авторских программ основного общего образования по биологии для 6-9 класса Н.И. Сонина (2009г.) и В.В. Пасечника (2004г.).
Исходя из цели и задач исследования нами были сформулированы 5 основных критериев, по которым проходило сравнение авторских программ:
Название курса;
Класс;
Раздел;
Количество часов на изучение раздела;
Лабораторные и практические работы, предусмотренные в данном разделе.
В ходе исследования было установлено, что на изучение ВНД в 8 классе выделяется 5 часов. При этом в программе Н.И. Сонина практические и лабораторные работы отсутствуют, а в программе В.В. Пасечника предусмотрены 2 лабораторные работы и выполнение тестов на наблюдательность, внимание и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные лабораторные работы не всегда направлены на самонаблюдение, самоанализ личности. Так же они обособлены друг от друга, устанавливая логические связи только с определенными содержательными блоками, не выстраивая у ученика системы практических действий. Мы отмечаем противоречие между требованием стандарта и содержанием лабораторных работ в авторских программах.
Нам видится разрешение этого противоречия в создании комплекса лабораторных работ, основанных на самонаблюдении и самоанализе личности. Можно предложить следующие темы: «Определение собственного биоритма», «Определение суточного хронотипа», «Опросник стилей обучения», «Определение объема внимания», «Диагностика темперамента». Большинство лабораторных работ может быть предложено учащимся в качестве домашнего задания, так как они небольшие по объему работы и требуют небольшое количество времени на выполнение. По завершении комплекса лабораторных работ ученик имеет на руках «личностный психологический профиль».
Здесь стоит уделить особое внимание, в каком виде возможно предложить ученикам выполнение этих тестов. Конечно, можно использовать печатные варианты, которые будут выдаваться ученикам на дом. Однако встает закономерный вопрос: как потом проверять результаты этих тестов? В классе во время урока? На это у учителя уйдет слишком много времени, к тому же учитывая возраст детей, их психофизиологические особенности, слишком рано предлагать учащимся проведение полного самоанализа, однако включать элементы такой работы в обучение будет полезно. Данную проблему возможно решить с помощью форм Google. Это одно из приложений Google Docs – бесплатного онлайн-офиса, который используется и в современном образовательном процессе как средство интерактивного взаимодействия между учителем и учениками. Для тестирования учителю необходимо создать форму опросника и дать учащимся ссылку на опросник. С помощью этой программы возможна автоматическая обработка результатов, поэтому учащемуся будет предоставляться готовый ответ, который ему следует записать в свой дневник. Такая домашняя работа может предварять изучение новой темы на уроке, создавая дополнительную мотивацию у ученика. Учитель имеет возможность начинать урок с постановки цели перед учащимися: чтобы понять результат прохождения теста, нужно знать теоретический материал по теме.
Также нами были выделены основные методики, которые позволят ученикам разработать свой личностный профиль. Это методика определения биоритмов, тест Хорн-Остберга для определения хронотипа. Для определения стиля обучения можно использовать тест Флеминга и Миллса, согласно которому выделяется 4 режима восприятия учебной информации, кроме того существует опросник стилей обучения и деятельности П. Хани и А. Мэмфорда – LSQ - Learning Styles Questionnaire. Следующая методика для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности является классической – это таблицы Шульте со случайно расположенными объектами. И последняя предлагаемая нами методика для изучения индивидуально-психологических черт личности – тест-опросник Айзенка. Позволяет определить тип темперамента.
С учетом комплексного подхода к проведению лабораторных работ нами были определены следующие цели для ученика и учителя.
Цель для ученика: знакомство с методиками психологических исследований и самоанализ личностных качеств.
Цель для учителя: формирование общеучебных компетенций учеников и сбор данных об особенностях класса для реализации индивидуального подхода к обучению.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
Анализ современной физиологической и психологической литературы свидетельствует о том, что ВНД человека обеспечивает индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей среды, в следствие чего практическое изучение процессов ВНД не менее важно теоретического;
Анализ образовательного стандарта для средней школы и авторских программ по биологии позволил выявить некоторое несоответствие в требованиях к подготовке учащихся;
Для корректировки обнаруженного несоответствия разработан комплекс лабораторных работ, использование которых при изучении ВНД будет способствовать развитию умения самонаблюдения у учащихся, что отвечает требованиям стандарта.