В России была разработана федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», сроки реализации которой 2003-2012гг.
Основными целями Программы являются:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
повышение престижности проживания в сельской местности.
В Белгородской области была утверждена аналогичная программа Постановлением Правительства Белгородской области от 25 апреля 2011 г. N 163-пп «Об утверждении областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Результаты этих программ наверняка есть, но не значительные, так как сложившаяся ситуация миграции из сел желает оставлять лучшего.
Что касается сельских школ, ситуация не менее сложная. Развитие образования на селе - не только педагогическая, но и экономическая проблема. Из-за небольшой наполняемости образовательных учреждений расходы на их содержание гораздо выше, чем городских школ.
Сельская школа характеризуется малочисленностью, устаревшей материально - технической базой, слабым кадровым и недостаточным финансовым обеспечением, отсутствием или недостаточным развитием современных коммуникаций и транспортной инфраструктуры для организации подвоза обучающихся к школе, низкое качество образования (что в дальнейшем снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении) и информационной насыщенности. Есть и плюсы - индивидуальный подход к ученикам по причине малочисленности школьников, лучшее усвоение материала. Проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. И потому программа сохранения и развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер.
Довольно часто в судебные инстанции поступают жалобы граждан, права детей которых нарушаются ликвидацией сельских школ, в то время как п. 5 ст. 34 Закона об образовании установлен запрет на ликвидацию сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Встречаются и постановления местных администраций о присоединении сельских школ к другим образовательным учреждениям, которые также становятся предметом судебного рассмотрения.
Все множество проблем, определяющих развитие сельской школы, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально-поселенческие, управленческие, организационные и т.д.), педагогические. Если немного детальнее, то как пример возьмем одну из сельских школ нашей области. Это МОУ «Драгунская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области. На данный момент там обучается 53 человека. В 2010 – 2011 учебном году в школе обучалось – 49 учащихся, из них - 1- 4 классы – 11 учащихся, 5 - 9 классы – 38 учащихся. Средняя наполняемость классов - 5 учеников. С 2010 года школа была переведена со средней в основную, в связи с недостаточным финансовым обеспечением.
Учеников 10-11 классов возит школьный автобус в районную Ивнянскую среднюю общеобразовательную школу:
- Ивнянская школа находится в 20 километрах от с. Драгунка, каждый день определённое время дети находятся в дороге, родители волнуются;
- привозит и отвозит детей автобус в конкретное время, никто из учеников не может оставаться на дополнительные занятия или наоборот малышам приходится ждать старшеклассников;
- дорога занимает время, просыпаться детям приходится раньше и возвращаться домой соответственно позже, по причине чего дети устают, и времени на домашнее задание остается мало;
- после того как ребенок 9 лет учится в одном коллективе, перестроиться в другой оказывается нелегко, не всегда детей принимают надлежащим образом;
- во избежание трудностей, перемены школы и коллектива ученики закончив 9 классов покидают школу, иногда, это решение является поспешным.
Рис. Статистика выпускников 11 класса «Драгунской ООШ»
Ежегодно количество выпускников школы снижается с чрезвычайной скоростью. Ещё примерно 15 лет назад количество выпускников этой школы составляло 15-20 человек. Многие ученики школы занимают первые места в различных областных и всероссийских олимпиадах и спортивных соревнованиях, некоторые прекрасно рисуют или пишут стихи, талантов очень много, они ещё раз доказывают то, что имеют право на единственный интеллектуально - культурный центр села, на среднюю школу, к которой они привыкли, которую любят и ценят. Выпускники «Драгунской ООШ» и уроженцы с. Драгунка оправдывают своё право на помощь. Это, например, такие люди как Абельмазов Филипп Алексеевич, награждён - медалью «За освобождение Варшавы», медалью «За взятие Берлина», медалью «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны 1 степени»; Горлов Григорий Федорович профессор, доктор медицинских наук; Гладких Петр Иванович доктор наук по ядерной физике; Литвинов Юрий Николаевич доктор с/х наук; Дубовая Валентина Григорьевна награждена «орденом Трудовой Славы»; Никулина Нина Григорьевна награждена «орденом Трудовой Славы»; Горлова Клавдия Афанасьевна награждена «орденом Трудовой Славы»; Алпеев Иван Дмитриевич - отличник народного просвещения, награждён нагрудным знаком «За заслуги перед Ивнянским районом», имеет грамоты Министерства образования.
Мы считаем, что проблема малых школ и миграции населения из сел существенна для нашей области и государства в целом. Как было сказано выше на федеральном уровне и на уровне нашей области были разработаны программы «Социальное развитие села до 2012 года» как вариант решения поставленной проблемы. Уже наступил 2013 год, а ситуация не улучшается. Возможно, нужно серьезнее контролировать реализацию этой программы на местном уровне и вкладывать в нее средства. Для того, чтобы люди семьями жили в селах, там должна быть работа. В нашем понимании рабочие места должны создаваться на различных с/х комплексах, садах, теплицах, небольших заводах, фермах, и в конце концов как вариант вернуть колхозы и совхозы которых сейчас практически не осталось. В села нужно привлекать молодежь, предоставляя жильё, рабочие места и всевозможные льготы. Всё перечисленное зависит от государства и от правительства, так как в одиночку жители справиться не могут. И всё же есть надежда на то, что ближайшем будущем сёла будут процветать, а школьные площадки радовать нас детским смехом.
Список источников:
http://atlas.socpol.ru/graph/3_1.pdf
http://www.referent.ru/1/132035
http://ps.1september.ru/1999/70/5-1.htm
http://dragunka-school.narod.ru/