ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА В ЭКСКУРСИОННОМ ТУРИЗМЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА В ЭКСКУРСИОННОМ ТУРИЗМЕ

Бутковская Е.Д. 1, Чернякова М.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Магнитогорск, основанный в 1929, имеет статус исторического города и может в целом рассматриваться как памятник социалистическому градостроительству. Процесс проектирования и строительства Магнитогорска советского периода представляет синтез научно-теоретического изучения классических канонов градостроительного искусства и экспериментальных новаторских направлений в решении градостроительных задач.

Магнитогорск, сочетая провинциальность и, некогда, статус «столицы черной металлургии», сформировал свой особенный архитектурный облик. Город строился в советское время на пустом месте, и стили здесь очень четко и явно делятся по районам застройки.

Застройка левобережья протекала в сложных условиях: требовалось немедленное предоставление жилой площади для строителей города и рабочих комбината, число которых быстро росло. Результатом этого было массовое строительство временных жилищ. Трудности и временные ограничения, испытанные при строительстве левобережной части города, оказали отрицательное влияние на её целостность. Поэтому левобережная часть Магнитогорска не получила четкой планировочной структуры. Архитектура некоторых зданий здесь отражает преодоление советской архитектурой этапа конструктивизма и формализма. Здания, заложенные в первые годы строительства, отличаются обедненной архитектурой, они лишены каких бы то ни было архитектурных деталей, представляя собой лишь сочетание геометрических плоскостей и объемов.

Кварталы № 1, 2 получили известность как Соцгород. Квартал № 1 (площадь 32,6 га, нас. 9,3 тыс. чел.) ограничен улицами Кирова, Маяковского, Чайковского и проспектом Пушкина; строился он в начале 1930-х гг. по проекту бригады Мая по принципу микрорайона (четкая композиция планировочной структуры: строчная 3-4х-этажная жилая застройка сгруппирована вокруг общественных центров – садов; развитая система культурно-бытового обслуживания). Строчная застройка не оправдала себя в климатических условиях Южного Урала (здания, построенные одно за другим, вытянутые в «строчку», овевались суровыми степными ветрами, а зимой дворы заносились снегом). Поэтому уже в проекте квартала № 2 (площадь 18 га, рассчитан на 5,5 тыс. жит.) строчная застройка заменена более свободной системой планировки; градостроительным акцентом являются жилые 6-этажные дома. Площадь Победы (до 1970 – Театральная пл.) является центром Соцгорода. Доминирующее положение на пл. Победы занимает театрально-клубный комплекс Дворца культуры и техники ОАО «ММК». Деловой центр ММК расположен на первой городская площади – Комсомольской. Значительный размер площади (475х 175 м) соответствует функции общегородского делового центра, места проведения массовых мероприятий (которую в настоящее время эта площадь утратила); пространство в виде западающего «кармана» (сегмента неправильного ломаного очертания) окружено свободной, рассредоточенной застройкой. В ансамбль площади включены застройка ул. Кирова (здания бывших горсовета, горкома КПСС), а также зеленые насаждения (композиции из деревьев, кустарников, газоны и цветники). Архитектурный ансамбль делового центра левобережной части Магнитогорска получил завершенный вид в 1930-е гг., со строительством общественных зданий: ДК рабочих и кинотеатра «Магнит».

Социалистический город Магнитогорска – яркий пример советской градостроительной политики в период первых пятилеток, образец типа массового жилища соцгородов-новостроек 1920-1930-х гг. и символ эпохи индустриализации. Он включен во все учебники по архитектуре и представляет огромную ценность для мировой культуры и истории. В настоящее время идут дискуссии о включении этого уникального района в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Правобережная часть города, выросшая в послевоенные годы, застроена зданиями, в которых наиболее ясно проявлялись черты советской реалистической архитектуры. Тщательно продуманная планировка кварталов, учитывающая климатические условия южного Урала, целостные ансамбли улиц и площадей, комфортабельные квартиры свидетельствуют о высоком качественном росте советской архитектуры.

Начало неоклассического направления советской архитектуры наглядно демонстрируется в застройке жилых кварталов Магнитогорска, расположенных на улице Уральской (исторически первой правобережной улице города) и с обеих сторон улицы Комсомольской. Архитекторы И. Метт и Т. Бутаева разрабатывали фасады жилых домов по примеру классической русской архитектуры. Если на улице Комсомольской жилые дома объединены в единый ансамбль рустовкой (рельефной кладкой камнями с грубо оттёсанной или выпуклой лицевой поверхностью) первых этажей и классической строгостью верхних, то ближе к улице Ломоносова, которая расположена параллельно ул. Комсомольской, те же архитекторы перевели фасады зданий в ампирную трактовку, дополнив их многочисленными тонко проработанными деталями.

Концепция архитекторов предусматривала закрывающиеся на ночь кварталы, поэтому между домами сооружались стены с металлическими решетками и воротами, а подъезды имели парадные и черные выходы. Ворот давным-давно нет (а где есть, затворены наглухо), а парадные закрыты.

Архитектура старой части Ленинского района уникальна, но жемчужной старого города по праву считается Немецкий квартал, расположенный между улицами Уральской, Менделеева и Строителей. Здесь причудливым образом архитектурная стилистика старых европейских городов вписалась в суровую уральскую действительность. Каждый дом здесь не похож на соседний, то есть создан по индивидуальному проекту. В основе квартала – двухэтажная застройка, но встречаются и трехэтажные дома. Отделка камнем, арочные переходы и архитектурные детали навеяны западноевропейскими мотивами. Очень эффектно и живописно смотрятся отделка домов плитняком, небольшие балконы и своеобразные карнизы.

После окончания войны в этом районе был построен лагерь для немцев- военнопленных. Несмотря на свой статус, немцы строили очень качественно, как для себя, не допуская никаких отклонений от технологии. Первая же суровая уральская зима стала испытанием для домов немецкого квартала, которую они с достоинством выдержали. Сейчас в нашем городе трудно найти место, которое бы могло сравниться своим обаянием с уютными двориками Немецкого квартала.

Дизайн Немецкого квартала уникален. Дома, которые, как кажется, сошли со старинных картин, очень органично пережили замену деревянных окон на современный пластик и ничуть от этого не потеряли. Можно сказать, что эти дома являются настоящими архитектурными шедеврами. Они существуют как бы вне времени.

Визитной карточкой города и одной из его основных достопримечательностей по праву можно считать проспект Металлургов. Это не только уютный сквер и любимое место для прогулок горожан, но и неподражаемое архитектурное сооружение. Именно здесь сталинский ампир достиг своего расцвета. Масштабность, парадность фасадов и разнообразие архитектурных форм – вот что выделяет проспект Металлургов среди других улиц и проспектов Магнитогорска.

В прессе 40-50х годов писали: «Особенной торжественностью отличается застройка планируемого проспекта Металлургов. В Магнитогорске создается парадный ансамбль, в основу архитектуры которого положена пластика больших объемов зданий и их силуэтная выразительность. В архитектуре проспекта Металлургов широко использованы отступы от центральной линии, эркеры различных очертаний, повышение этажности отдельных зданий до 10-12 этажей». Про пластику больших объемов и силуэтную выразительность сказано абсолютно верно, но с этажностью не вышло, высота зданий не превышает 8 этажей.

Бригада архитектора Л. Бумажного, в которую входили Д. Бурдин, А. Ершов, О.Окунев, Л.Баталов, создала интересные решения для формирования комплексного образа жилых домов на проспекте Металлургов. Особый акцент сделан на главных функциональных элементах, таких как балконы, эркеры, колонны, окна.

В реализации застройки проспекта Металлургов строго соблюдена повторяемость частей жилых домов, их этажности, основы симметрии, чередование фрагментов и деталей фасадов. Именно в облике жилых домов проспекта Металлургов произошло значительное усложнение объемно-планировочной схемы застройки.

Проспект Металлургов серьезно сужается, приближаясь к Уралу, и сквер упирается в торец жилого здания с великолепной чугунной отделкой фасада. Это сужение вызвано желанием проектировщиков защитить сквер от вредных выбросов металлургического комбината. Достоверно неизвестно, насколько это было оправдано, но оригинальности скверу и проспекту явно добавило.

Стоит обратить внимание на то, что многие жилые дома объединены в единый комплекс всевозможными декоративными элементами. Сами декоративные элементы, несмотря на свою массивность, служат одной цели – украшать. И вообще, весь облик фасадов, выходящих на проспект Металлургов, насыщен декоративными элементами. На момент постройки здание с пристроенным кинотеатром Комсомолец было шедевром и поражало воображение тогдашних жителей города.

Обращает на себя внимание и тяга архитекторов к украшательству зданий всевозможными архитектурными изысками. Фасады сложной формы и конструкции в виде башен становятся нормой. Сложные фасады в изобилии представлены на ул. Ленинградской (первоначально – ул. Жданова).

Башенные конструкции тоже весьма распространены в средней части нынешнего Ленинского района. Ряд из них украшают северную сторону все той же Ленинградской улицы.

В архитектуре неоклассицизма Магнитогорска использовались ордерные системы, тематические барельефы (проспект Металлургов), скульптура, в некоторых сочетались реалистические изображения, орнамент, советская, государственная, военная символика, национальный герб, символика серпа и молота (фасады проспекта Ленина).

Сравнить архитектурные стили Магнитогорска можно на примере зданий театра Оперы и балета и Драматического театра им. А.С.Пушкина. Здание театр Оперы и балета, построенное в 1956 г., располагается по пр. Ленина, 16 и является ярким образцом классицизма. Монументальные колонны перед главным входом, мозаичные витражи на фасаде и раскинувшийся парк с зелеными газонами и резными скамейками – все это создает неповторимый антураж и колорит театра. Здание Драмтеатра им. Пушкина, находящееся по пр. Ленина, 66, построено в 70-е годы в стиле модернизма. Здесь присутствует новизна как конструктивных, так и планировочных идей, простота и рациональность внутреннего пространства и внешнего облика, использованы современные строительные материалы.

В разных архитектурных стилях построены бывшие и ныне действующие кинотеатры. Например, бывшие кинотеатры «Мир» (пл. Победы) и «Комсомолец» (пр. Металлургов), построенные примерно в 50-60е года, занимают первый этаж зданий, построенных в стиле сталинского ампира: замысловатые барельефы, лепнина, многочисленные арки, декоративный подкарнизный пояс. Бывший кинотеатр им. Горького (ул. Комсомольская, 16), построенный в 50х годах, своей симметрично-осевой композицией, сдержанностью декоративного убранства, монументальными колоннами представляет собой стиль классицизма. Построенный в 1969 г. кинотеатр «Современник» (ныне действующий) является воплощением переходного периода в советской архитектуре, когда излишества и украшательства сталинского ампира уже осуждены и повержены (в соответствии с известным постановлением ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»), а новый стиль еще не выработан. Поэтому здание упомянутого кинотеатра сильно проигрывает в выразительности и художественном богатстве трём ранее построенным – «Магниту», «Комсомольцу» и имени М. Горького.

В целом начиная с 1960-х годов в Магнитогорск, как и во все города Советского Союза, приходят здания типовой застройки – серые, невыразительные, ничем не украшенные и не радующие глаз.

Мы предлагаем два варианта автобусной экскурсии «Архитектура Магнитки»:

Вариант 1 (с посещением Левого берега):

Цирк – ул. Пионерская (дорога 30 минут, рассказ о Магнитогорске, ММК, остановка возле д. 27 по ул. Пионерская без выхода из автобуса 5 минут, история строительства первого квартала) – пл. Победы (остановка с выходом из автобуса 15 минут) –посещение пл. Комсомольская (остановка без выхода 5 минут) –Центральный переход – ул. Носова – ул. Строителей –пл. Свердлова – ул. Комсомольская – ул. Менделеева – пл. Горького (дорога 35 минут, проезжаем мимо бывшего к/т им. Горького, ул. Уральская (история строительства первой правобережной улицы и Немецкого квартала, без остановки) – ул. Строителей – ул. Первомайская – пр. Ленина (проезжаем мимо Театра оперы и балета, дорога 10 минут) – пр. Ленина до пр. Металлургов (дорога 10 минут, остановка с выходом из автобуса 20 минут) – пр. Ленина до Драмтеатра им. Пушкина (дорога 10 минут, без остановки) – пр. Ленина до Администрации города (дорога 5 минут, без остановки) – пр. Ленина – ул. Грязнова до к/т «Современник» (дорога 10 минут, конец экскурсии). Общее время экскурсии 2 часа 40 минут.

Вариант 2 (без посещения Левого Берега)

Вокзал – по пр. Ленина мимо театра Оперы и балета на ул. Уральскую (экскурсовод рассказывает историю строительства Магнитогорска на Левом берегу, Соцгород, пл. Победы, пл. Комсомольская с фотографиями) – д. 36 по ул. Уральской (дорога 5-7 минут, остановка с выходом из автобуса, прогулка по Немецкому кварталу пешком до бывшего к/т им. Горького, ориентировочно 25 минут) –по ул. Комсомольской, пр. Ленина до пр. Металлургов (дорога 10 минут, остановка с выходом и прогулкой по проспекту до пр. Чапаева 25 минут) – по ул. Октябрьской до Драмтеатра им. Пушкина (дорога 15 минут, без остановки, по пр. Ленина до Администрации города (дорога 5 минут, выход). Приблизительное время 1 час 40 минут.

Многообразие архитектурных стилей можно использовать в обзорных и тематических экскурсиях по городу Магнитогорску. Ведь архитекторы при строительстве города ориентировались на схемы зданий Санкт-Петербурга и Москвы, обращались к образам Рима и эпохи Возрождения. Поскольку даже жители Магнитогорска в повседневной суете не замечают красот старой части города, такие экскурсионные программы будут познавательны и в учебном плане, горожане со школы должны узнать свой город и полюбить его за уникальность.

Развитие экскурсионного туризма не только уместно в городе Магнитогорске, но и, мы уверены, что при правильной организации, экскурсионная программа «Архитектура Магнитки» будет познавательной и интересной для туристов и горожан и прибыльной для турфирм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. История Магнитостроя: хроника в лицах и фактах / сост. Л.Петрова, Л. Подлужнова. – Магнитогорск, 1999.

  2. Конышева Е., Меерович М. Берег левый, берег правый. Эрнст Май и открытые вопросы советской архитектуры // Архитектон. – Известия ВУЗов. – 2010. – № 30.

  3. Федосихин В., Хорошанский В. Магнитогорск – классика советской социалистической архитектуры 1918-1991 г.

Просмотров работы: 6612