ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Выходцева М.В. 1
1НИУ"БелГУ", Инженерно-физический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе образование не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Гораздо важнее сформировать у будущего специалиста вместе со способностью воспринимать учебный материал и потребность постоянно обновлять свои знания при помощи новых информационных технологий, быть готовым работать с ними.

Аспекты практического использования полученных научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач.

Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.

В связи с этим важна рациональная организация преподавания точных наук, существенно опирающаяся на многообразные дидактические и инструментальные возможности современного аппаратного и программного компьютерного обеспечения [7]. Компьютеризация - необходимый фактор профессиональной подготовки специалистов на современном этапе развития высшего образования.

Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий-обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, уровня развития студенческого коллектива и т.д. [2].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность – в данном случае учебную. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, условий. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к обучаемому и своей профессии; в-пятых, – спецификой учебного предмета [5].

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Иерархичность строения мотивационной сферы подчеркивала А. К. Маркова, отмечая, что в нее входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [4]. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.

На основе результатов ряда исследований можно сказать, что мотивация профессионального обучения студентов инженерных специальностей в вузе имеет существенные различия. Это позволило определить специфику динамики, а также социально-психологических особенностей мотивации профессионального обучения студентов инженерных специальностей. Так, для студентов первого курса наибольшее значение имеют учебно-познавательные мотивы и мотивы профессионального становления. Данный факт можно объяснить тем, что на данном этапе происходит адаптация студентов к вузу. Необходимым условием успешного завершения данного процесса является освоение студентами методов обучения и, как следствие, формирование индивидуального стиля обучения. Высокое значение мотивов профессионального становления обусловлено тем, что представление о выбранной профессии на первом курсе во многом является иллюзорным, идеальным. Студенты первого курса пока еще не владеют достаточной объективной информацией о специфике будущей профессиональной деятельности, ее целях, задачах.

Для того, чтобы понять каких методов придерживаться при обучении будущих инженеров необходимо коснуться инженерной психологии. Данная наука занимается изучением того, как и с какими последствиями взаимодействует человек с машинами и приборами, как влияют на человека машины и приборы, что способствует быстрой утомляемости человека в процессе труда и что способствует сохранению им в течение длительного времени внимания и работоспособности. Зная всё это, можно выработать соответствующие рекомендации обучения будущих инженеров для дальнейшей работы в системе «человек-машина».

В основе исследований инженерной психологии лежит тот факт, что окружающий нас мир, процессы и явления в нём человек воспринимает через зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные органы и с той или иной степенью адекватности реагирует на воспринимаемую информацию. Именно эти два процесса - восприятие и реакция - лежат в основе нашего взаимодействия с техническими устройствами. Человек в системе «человек-машина» функционирует по-разному:

  • в качестве только наблюдателя, т. е. функция человека, состоит впассивном наблюдении за происходящими в машине процессами. Такойвид деятельности присущ полностью автоматическим системам, а присутствие человека необходимо для дополнительной к существующимавтоматическим средствам регистрации протекающих в системе процесс­сов и фиксации происходящего; иногда наблюдатель наделяется правомостановки автоматической системы, если система по каким-то причинамначинает функционировать не так, как ей положено;

  • в качестве корректора функционирования технического устройства, когда его параметры выходят за установленные нормы и его автоматические системы регулирования по каким-то причинам не обеспечивают поддержание заданных параметров или режимов;

  • в качестве управляющего функционированием технической системы, когда человек с помощью приборов определяет состояние системы и, манипулируя органами управления, поддерживает её в рабочем состоянии.

Общим для всех трёх функций человека в системе является то, что он не просто воспринимает происходящее, но реагирует на сигналы о состоянии системы и в случае надобности однозначно и правильно принимает решение о воздействии на систему, приводящем её к нормальному режиму работы.

На любой из этих стадий человек может ошибиться и оказаться в одной из следующих четырёх ситуаций:

  • заметить ошибку и сразу же исправить её - немедленное реагирование на ошибку;

  • заметить ошибку, но не исправить её, посчитав, что ошибка совершена небольшая и она не приведёт к серьёзным осложнениям, решение, которое может свидетельствовать как о большом опыте, так и о небрежности, малом опыте или недостаточной подготовке;

  • не заметить ошибку, но исправить результат её воздействия на систему после выполнения ею нескольких последующих операций - замедленное реагирование на ошибку;

  • не заметить и не исправить ошибку - отсутствие реагирования на ошибку.

Из этого следует необходимость создания условий для активного личностно-профессионального развития студентов инженерных специальностей на этапе обучения в вузе.

Привлечение новых информационных технологий в инженерное образование способствует подготовке специалистов к использованию программных средств в решении многих инженерных задач в учебной и дальнейшей трудовой деятельности.

Решение задач с использованием компьютерных систем на практических занятиях по дисциплинам «Рентгеноструктурный анализ», «Механические свойства материалов», «Инженерная графика» является наиболее эффективным способом закрепления новой информации.

Подготовку будущих инженеров следует рассматривать как процесс, в результате которого достигается наивысший уровень сформированности инженерных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств. Энергичному внедрению информационных технологий в учебный процесс способствуют исследования многих ученых, доказывающих положительную роль использования компьютера при обучении различным предметам в подготовке будущих специалистов - выпускников школ, средних учебных заведений и Вузов. Теоретические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Н.В.Апатовой[1], А.П.Ершова[3] , М.П. Лапчика[6], B.М.Монахова [8], И. В.Роберт[9].

Профессиональная деятельность инженеров на современном этапе, которая заключаются в приоритете проектной деятельности. Таким образом, для эффективного выполнения своей работы инженеры должны проявлять индивидуальность, самостоятельность и независимость мышления. Для этого необходимо формирование у студентов - будущих инженеров профессионально значимого свойства - автономности, способствующего повышению у них в процессе профессиональной подготовки ответственности за результат обучения, развитию навыков самообучения и самоконтроля, стимулированию самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.

Глобальные изменения, затрагивающие все сферы современного общества, касаются в первую очередь стремительного развития технической сферы и, следовательно, значительно влияют на деятельность инженеров, обеспечивающую создание и обслуживание технических объектов. Повышение научно-технических и производственно-технологических потребностей общества, рост объема производства и исследований в аэрокосмической и других высокотехнологичных отраслях, значительная ответственность за качество выполняемых инженерами заказов, осуществление их профессиональной деятельности в среде с высокой степенью неопределенности и конкуренцией, изменение ее информационного обеспечения, а также увеличение ответственности за результаты деятельности и необходимость решения глобальных проблем современного общества обусловили повышение требований к качеству профессиональной подготовки студентов - будущих инженеров.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация уебно-воспитательного процесса. М: Просвещение,1982. - 192с.

  2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 512с.

  3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.:1970. - 156с.

  4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. - М.: Просвещение,1983. -96с.

  5. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза / Ю.М. Орлов. - М.: Педагогика, 1984. - 145 с.

  6. Очков В.Ф. Matead для студентов и инженеров. М.: Издательство МЭИ, 2001 - С.5.

  7. Прохоров А.Ф. Конструктор и ЭВМ. -M.:Машиностроение, 1987. 272с.

  8. Северцев В.А., Татур Ю.Г. Контроль в системе управления качеством. Вестник высшей школы, 197 8,№11 - С.16.

  9. Чекмарев A.A., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. М: Высшая школа, 2001. - 138с.

Просмотров работы: 1948