Практическая применимость предмета – вот, что действительно важно и необходимо для современного студента. Выбирая тему работы, мы хотели исследовать то, с чем мы непосредственно сталкиваемся в нашей повседневной жизни.
С развитием современных технологий, появилось множество новых сервисов, в том числе и on-line бронирование билетов. Таким образом насущным является вопрос о факторах, от которых цена на билеты может зависеть.
Профессиональный спорт – это, прежде всего, шоу, шоу, которое должно продаваться, приносить прибыль.
Существует несколько способов, с помощью которых спортивное шоу может продаваться. Это непосредственная продажа билетов на спортивные матчи, трансляции матчей с помощью СМИ и продажа сопутствующих товаров, например, фирменная экипировка, товары с символикой спортивного клуба.
Но, безусловно, одним из основных способов извлечения прибыли является продажа билетов и абонементов на спортивные матчи, так называемый «ticketing».
Менеджеры спортивных команд ежегодно совершенствуют свою ценовую политику в отношении билетов.
В данной работе исследуется Национальная Хоккейная Лига, т.к., США являются лидером во всем, что касается продажи различных видов шоу, в том числе и спортивных.
В качестве объекта исследования была выбрана стоимость билетов на матчи регулярного чемпионата НХЛ.
НХЛ интересна еще и тем, что последние годы в ней происходит удивительная аномалия. В сезоне 2012-2013, отчасти и из-за локаута, отчасти и из-за очень удачной политики менеджеров, при увеличении средней стоимости билета на 5,7%, посещаемость выросла на 1,8%. Посещаемость матчей в сезоне 2012-2013 в среднем по НХЛ составила 96%! И в нынешнем сезоне данная тенденция сохраняется.
Эти данные удивительны с точки зрения экономической теории: при увеличении цены спрос не только не уменьшается, но растет. Это пример очень удачной политики «ticketing». Таким образом, эта область является крайне интересной для исследования. Опыт в ценообразовании менеджеров НХЛ также может быть крайне полезен для менеджеров Континентальной Хоккейной Лиги, может привлечь новых зрителей и принести прибыль командам.
Для исследования взяты все команды НХЛ, играющие в октябре 2013 г. Статистические данные выбраны с официальных сайтов команд и из статистических ресурсов США и Канады. Были выбраны ряд факторов, от которых, на наш взгляд, зависит цена на билеты (v1), среди которых:
v2 - стоимость команды;
v3 - средняя заработная плата игроков за год;
v4 - количество выигранных Кубков Стэнли;
v5 - количество выигранных игр за предыдущий сезон;
v6 - количество игроков в команде, которые входят в топ-100;
v7 - ВВП штата, который представляет команда.
Данное исследование может быть полезным менеджерам команд НХЛ при формировании ценовой политики. Также, на результатах данного исследования сможем понять, на каком основании цены на одно и то же соревнование отличаются и составляют различную сумму в разных штатах.
Более того, результаты данной работы могут быть использованы и для российских менеджеров КХЛ, что, может, увеличить эффективность ценообразования на российском спортивном рынке.
Перейдем к краткому описанию проведенного исследования. Сначала проводился однофакторный и многофакторный регрессионный анализ парной модели с помощью программной системы Gretl.
Для однофакторного анализа выбирается в качестве объясняемой переменной стоимость команды, т. е. допускается, что цена на билет в большей степени зависит от стоимости команды.
Была построена парная линейная эконометрическая модель вида:
Y = a0 + a1∙x + ε
При ее исследовании получены основные описательные статистики, построены частотная таблица и гистограмма (рис. 1).
Рисунок 1
Рассчитан коэффициент корреляции между переменными v1 и v2, проверена автокорреляция остатков, а также построен точечный график зависимости цены билета (v1) от цены команды (v2), см. рис. 2
Рисунок 2
Проведена оценка параметров линейной парной регрессии методом наименьших квадратов для 30 наблюдений. Результаты приведены ниже.
Коэффициент |
Ст. ошибка |
t-статистика |
P-значение |
||
const |
35,9693 |
4,64768 |
7,7392 |
|